ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Верховный суд Азербайджана 14 марта оставил без удовлетворения жалобу трех пожизненно заключенных полицейских на отказ нижестоящей инстанции пересмотреть сроки их наказания. Защита осужденных намерена обратиться в Европейский суд по правам человека.
Члены Газахского отделения отряда полиции особого назначения (ОПОН) Эльчин Амирасланов, Сафа Поладов и Ариф Кязимов были арестованы в связи с мятежом полицейских в марте 1995 года, который был подавлен властями. В 1996 году полицейских приговорили к смертной казни, но в 1998 году этот вид наказания был в Азербайджане отменен, и наказание им было изменено на пожизненное заключение. Всех троих осужденных правозащитники признали политзаключенными.
Защита просила суд освободить "трех последних узников ОПОН"
Гарадагский районный суд 9 октября 2016 года отказался принять в производство заявление троих полицейских, просивших заменить им пожизненный срок на 20-летнее заключение. Защита назвала решение суда необоснованным и обжаловала его, но Бакинский апелляционный суд оставил его в силе. Тогда защита обратилась с кассационной жалобой в Верховный суд Азербайджана, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Эльчин Садыгов.
"В феврале 1998 года Национальное собрание отменило смертную казнь. Тогда парламентом было принято решение об установлении всем приговоренным к смертной казни автоматически пожизненного заключения. Однако законодательный орган превысил свои полномочия, присвоив полномочия судебной власти, что противоречит Европейской конвенции по правам человека, к которой присоединился Азербайджан", - пояснил позицию защиты осужденных Садыгов.
По действовавшей на тот момент редакции Уголовного кодекса Азербайджана в случае отмены смертной казни дело каждого осужденного должно было быть рассмотрено судом персонально, подчеркнул защитник.
"В то время альтернативой смертной казни было наказание в виде 15 лет лишения свободы. Закон также допускал в исключительных случаях издание президентского распоряжения о помиловании осужденных и замене смертной казни на наказание сроком 20 лет", - уточнил адвокат.
Амирасланов, Поладов и Кязимов такой срок уже отбыли, поэтому защита просила суд пересмотреть назначенное им наказание с тем, чтобы освободить их. Адвокаты считают, что суду следовало учесть "уже почтенный возраст и проблемы со здоровьем" осужденных.
"14 марта мы в Верховном суде просили назначить им 20 лет наказания вместо пожизненного заключения и в связи с отбытием этого срока освободить их в зале суда", - сказал Садыгов, подчеркнув, что, кроме этих троих осужденных, "по делу ОПОН уже в тюрьмах никого не осталось".
"Мы довели до сведения Верховного суда, что были нарушены права этих трех осужденных, гарантированные Европейской конвенцией прав человека: на свободу, на справедливое судебное разбирательство, на эффективные средства правовой защиты. Но, к сожалению, Верховный суд отклонил нашу жалобу. Теперь нам придется обратиться с жалобой в ЕСПЧ", - резюмировал адвокат.
В Верховном суде Азербайджана корреспонденту "Кавказского узла" подтвердили информацию об отклонении жалобы троих указанных выше осужденных.
Правозащитники просят помиловать Поладова, Кязимова и Амирасланова к Новрузу
Член Мониторинговой группы правозащитных организаций Азербайджана Новелла Джафароглу выразила разочарование отказом в пересмотре дела Амирасланова, Поладова и Кязимова.
"На момент осуждения этих лиц в Азербайджане не было наказания в виде пожизненного заключения. С другой стороны они провели в тюрьмах по 20 и более лет. Мы включили Поладова, Кязимова и Амирасланова, а также еще двух лиц из категории "пожизненников" по названным мной причинам в список из 27 политзаключенных и представили его в комиссию по вопросам помилования при президенте Азербайджана. На днях по случаю весеннего праздника Новруз ожидается очередное помилование. Очень хотелось бы увидеть в списке освобожденных и этих лиц", - сказала Джафароглу корреспонденту "Кавказского узла".
Глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов также считает, что приговоренным к смертной казни наказание должно было быть заменено максимум на 15 лет лишения свободы. Такая практика, по его наблюдениям, имела место, например, в Грузии.
"В Азербайджане дела этих лиц не были пересмотрены, и всем было назначено пожизненное заключение. А это противоречит международным нормам и принципам справедливости. Но самое плохое в том, что у этих осужденных отнято право подать жалобу в суды. Их жалобы не принимает ни один суд", - цитирует Зейналова газета "Бизим йол" (Наш путь).
В июне 2007 года Международная федерация прав человека (FIDH) и Правозащитный центр Азербайджана в совместном отчете "Навечно в коридоре смертников?" обратили внимание международного сообщества на положение заключенных в Азербайджане. Отмена смертной казни в 1998 году спровоцировала неопределенность правового статуса таких заключенных. Закон об отмене смертной казни автоматически заменил высшую меру наказания пожизненным заключением, в то время как максимальное наказание, существовавшее на тот момент в Уголовном кодексе, не превышало 15 лет тюрьмы.