07:06 / 23.03.2017Панов заявил о непричастности Смышляева к подготовке теракта в Ростове-на-Дону

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Гражданин Украины Артур Панов, обвиняемый в подготовке теракта в Ростове-на-Дону, на заседаниях суда 21 и 22 марта сообщил о своей единственной встрече с другим подсудимым Максимом Смышляевым. Панов также повторил частичное признание своей вины.

Как писал "Кавказский узел", 19-летний житель Краснодона Луганской области Украины Артур Панов обвиняется в подготовке теракта с использованием самодельного взрывного устройства, а 34-летний ростовчанин Максим Смышляев - в пособничестве. В 2016 году Правозащитный центр "Мемориал" признал Смышляева политзаключенным.

7 марта ввиду изменений в составе коллегии судей рассмотрение дела начато заново. Согласно обвинительному заключению, подсудимые намеревались подорвать гипермаркет "О’Кей", являющийся весьма посещаемым местом.  

"На Украине люди гибнут, а в России - радуются, это меня разозлило"

В начале заседания суда 21 марта Артур Панов сообщил, что желает дать показания. Одетый в толстовку с накинутым на голову капюшоном подсудимый стоя зачитал с листа показания, написанные каллиграфическим почерком. 

"Родился я 24 февраля 1998 года в Краснодоне на Востоке Украины… учился в средней школе № 1 имени Максима Горького, в 2012 году мне пришлось перейти в другое образовательное учреждение ввиду конфликта с администрацией школы, мои взгляды отличались от взглядов большинства окружающих", - зачитывал Панов.

Город Краснодон Луганской области Украины, ныне находящийся под контролем самопровозглашенной Луганской Народной Республики, расположен в 25 километрах от Донецка Ростовской области.

"Я не хотел даже на день оставаться в Луганске, и ещё в конце 2014 года собрался уехать в Киев раз и навсегда. Но к тому моменту, чтобы уехать с территории Донбасса через линию разграничения с остальной Украиной, надо было иметь специальное разрешение", - рассказал подсудимый.

По его словам, выехать с Донбасса ему удалось лишь в ноябре 2015 года - транзитом в Ростов-на-Дону. "Но когда я шёл по улице [Ростова-на-Дону], я видел радостных людей… на Украине сейчас люди гибнут под бомбами, умирают, а в России… люди радуются. Это меня разозлило", - заявил Панов.

Он рассказал о том, что было обнаружено у него российскими силовиками. "Когда я въехал в Россию, у меня с собой был фотоаппарат, на котором было запечатлено движение военной техники в районе КПП "Изварино". Колонна насчитывала 30 единиц техники, двигалась со стороны России в обход таможенного пункта. Помимо этого там были снимки результата обстрелов Краснодона, Луганска, Новосветловки. Помимо этого, там были фото Театральной площади, театра имени Максима Горького [в Ростове-на-Дону], которые, по версии следствия, говорят о подготовке мной теракта. [Силовики] удалили все фотографии, и оставили только те, которые им выгодны", - заявил Панов.

Как говорится в обвинительном заключении, в период с 27 ноября по 5 декабря 2015 года тогда еще несовершеннолетний Панов проводил поиск потенциальных объектов с массовым пребыванием людей, а также осуществлял разведку антитеррористических систем безопасности, в частности путем фотофиксации. Среди таких объектов названы здание Ростовского академического театра драмы, здания железнодорожного вокзала "Ростов-Главный" и главного автовокзала, а также гипермаркет "О’Кей".

"Никакой поддержки со стороны Смышляева не встретил"

21 марта Панов сообщил подробности о своем общении с другим подсудимым – Максимом Смышляевым.

"Это был октябрь-ноябрь 2015 года. Первый раз мы общались "ВКонтакте", потом ушли в скайп. Я ему сам написал "ВКонтакте", так как вёл рассылку. Я ему скинул ссылку на свой скайп, первый ему позвонил. В скайпе то, что акция - это теракт, я не говорил, говорил лишь об "акции радикального характера", - сообщил суду Панов.

Подсудимые после общения в соцсети "ВКонтакте" в ноябре 2015 года стали общаться "посредством почтового клиента Gmail и скайпа" "в конспиративных целях", считают следователи.

"В конце ноября 2015 года я оказался в Ростове-на-Дону, где впервые встретил Максима Смышляева. Мы с ним встретились в "Золотом Колосе" (популярное кафе - прим. "Кавказского узла"), и недолго общались, Максиму была интересна ситуация, которая происходит на Донбассе, и когда я пытался говорить о моей акции, разговор просто переводился на другую тему - о том, как я жил на Донбассе", - рассказал Панов.

По словам Панова, никакой поддержки со стороны Смышляева желанию провести в Ростове "акцию радикального направления" он не встретил.

"Максим негативно реагировал на аргументы, поскольку полагал, что в результате моих действий окажусь в тюрьме, где я, собственно, и оказался. Я столкнулся с осуждением с его стороны. Он говорил, что моя радикальность ни к чему не приведёт. С Максимом мы разошлись, ни о чём не договорившись. Наши взгляды не сходились, он был мирно настроен. Когда он ушёл, мы больше на связь не выходили", - рассказал Панов.

В ходе заседания 22 марта Панов вновь рассказал о непричастности Максима Смышляева к организации теракта.

«Когда мы встретились в «Золотом Колосе», Вы начали высказывать свою позицию, к чему это может привести. Тогда уже была видна незаинтересованность с Вашей стороны» - сказал Панов, отвечая на вопросы адвоката Смышляева.

На заседании суда 17 марта Смышляев заявил, что прервал все контакты с Пановым после личной встречи, на которой прозвучали заявления о планах устроить теракт.

"Было все равно, посадят ли меня"

По словам Панова, его задержали 4 декабря 2015 года, а за день до этого в его комнате в общежитии в Ростове-на-Дону побывали два посторонних человека.

"Я увидел в моей комнате женщину, которая сказала, что убиралась там. Я предположил, что в моих вещах кто-то рылся, и обратил внимание, что нет папки, в которых находились листовки от имени "Фракции Красной Армии". Вечером того же дня в комнату пришёл мужчина, который в общежитии считался комендантом. Во время общения он задавал мне разные вопросы и внезапно спросил о листовках. Разговор перешёл в ссору", - рассказал Панов на заседании 21 марта.

«Я находился в центре Ростова-на-Дону, когда подъехала машина, из которой выбежали несколько сотрудников МВД и ФСБ. Машина была гражданская, сотрудники тоже в гражданском, закинули меня туда и поехали», - так в ходе заседания 22 марта описал Панов обстоятельства своего задержания.

«За те сутки, что меня катали, мне не давали есть, пить, спать. 5 декабря начались следственные действия, я находился уже в таком состоянии, что было все равно, посадят ли меня. Потом меня повезли в Центр противодействия экстремизму, 6 декабря – в следственный отдел. Задержали меня 4 декабря, и до 6 декабря я не спал и не ел, таблетки не принимал», - сообщил подсудимый.

На заседании 7 марта Смышляев рассказал, что на первом допросе от него требовали признать наличие документов, которые называются "Фракция Красной Армии" и "Бомба из хозмага". Но, как утверждал подсудимый, эти документы были ему подброшены. Согласно обвинительному заключению, Артур Панов был задержан 5 декабря 2015 года. В деле имеется свидетель обвинения, работающий в общежитии "ответственным по хозяйственной части".

"Не знаю, был ли я готов совершить теракт"

Панов не смог ответить на вопрос, был ли он готов совершить теракт.  "Я не могу сказать, был ли я готов это совершить. Я сам не знаю, был ли я готов или нет. Если бы погибли люди, которым вообще безразлична Украина, было бы не то, на что я рассчитывал", - заметил подсудимый на заседании 21 марта.

Отвечая на вопросы судьи, Панов сказал, что рецепт взрывного устройства узнал "из школьного учебника за 10-й класс". "Это очень сложно назвать взрывным устройством, взрывотехник написал бред про "разлёт на 200 метров". Это просто взрывпакет. Пострадать люди могут, но чтобы погибнуть – нет", - отметил подсудимый.

По словам Панова, компоненты взрывного устройства он приобрёл в магазинах. Он также отверг обвинения в готовности самоподрыва.

"Со Смышляевым в последующем мы не встречались. О взрывном устройстве на встрече я ему не говорил, только о селитре. Никакой заинтересованности [в совершении акции] у Максима не было", - отметил Панов.

В обвинительном заключении сказано, что Панов, используя знания о компонентах взрывчатых веществ и самодельных взрывных устройств, приобрел их в  магазинах и аптеках Ростова-на-Дону. Согласно обвинению, на встрече Панов и Смышляев обсуждали теракт - "мощность взрывного устройства, а также предполагаемое место совершения".

По словам Панова, привести в действие взрывное устройство он не смог по моральным причинам. Панов также заявил, что не намерен подавать апелляцию на приговор, который будет вынесен ему, и "решение военного суда будет последним".

В ходе заседания 22 марта Панов повторил, что признаёт вину в подготовке теракта «частично». «Мне инкриминируют террористический акт, однако в решении Верховного суда РФ террористическим актом признаются преступные действия, когда человек пытается оказать давление на органы власти РФ. Однако нет фактов, что я своими действиями пытался «оказать давление на органы власти» с целью исключения влияния России на действия в Республике Украина», - сообщил подсудимый, добавив, что считает «себя патриотом своего государства».

Суд отклонил ходатайства Панова

21 марта Артур Панов попросил назначить ему судебно-медицинскую экспертизу, заявил, что в Луганске он находился на учёте у психиатра, и в заключении у него были приступы эпилепсии. Молодой человек сказал, что попытки суицида он «совершал неоднократно, последний раз в августе 2015 года, после чего помещали в психбольницу на обследование».

В настоящее время подсудимый, по собственным словам, испытывает проблемы с позвоночником. «Я ходатайствую именно для того, чтобы оценить состояние моего здоровья, это должны делать специалисты. Боли в позвоночнике продолжаются уже четвёртый месяц», - добавил Артур Панов.

Адвокат Сергей Московкин добавил о наличии в деле медкарты Панова на украинском языке. Защитник сослался на «Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», утверждённых постановлением правительства Российской Федерации.

"Желание Панова пройти обследование за счет Российской Федерации - понятно, но медицинских данных к этому не имеется, само наличие в деле документов не является основанием" - заявила прокурор  Аминат Туркаева.

После часового перерыва коллегия судей отказала Панову в назначении медэкспертизы. «Судебная власть этим вопросом не занимается» - добавил председательствующий судья.

«Мы ходатайствовали, чтобы специалисты исследовали медицинские документы Панова. Но суд нас не слышит» - отметил Сергей Московкин в комментарии корреспонденту «Кавказского узла». 

В ещё одном ходатайстве Панов попросил суд «исключить возможность допроса засекреченного свидетеля под псевдонимом «Иванов Иван Иванович» (представляется сокамерником Смышляева – прим. «Кавказского узла») посредством видеосвязи и обеспечить его явку в судебное заседание». «Насколько мне известно, данный человек находится под стражей» - сказал Панов.

Суд определил разрешить ходатайство «перед представлением свидетеля гособвинением».

Гособвинитель не успела задать Панову все свои вопросы, рассмотрение дела продолжится 23 марта.

"Изначальное признание вины облегчает наказание"

Защитник Артура Панова считает, что признание вины может облегчить наказание. 

«Артур не признаёт обвинение в части вовлечения [Максима Смышляева], а по остальным пунктам признаёт. На итоговое решение это, конечно, может повлиять. Изначальное признание вины облегчает наказание», - рассказал Московкин корреспонденту «Кавказского узла».

В Генеральном консульстве Украины в Ростове-на-Дону сообщили, что несколько дней назад направили в суд письмо с просьбой о встрече с Пановым, однако ответ пока не получен. "По закону у суда есть 30 дней на ответ. Исходя из практики, письмо ещё могло не дойти до суда", - сообщил представитель консульства корреспонденту "Кавказского узла".

"Кавказский узел" публикует новости о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа на тематической странице "Эхо Украины на Кавказе". Материалы о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:Константин Волгин