ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сторонник оппозиции Артур Саргсян стал жертвой жестокого и бесчеловечного обращения, заявили опрошенные "Кавказским узлом" армянские правозащитники. Они полагают, что ответственность за его смерть должны понести следователь, надзорный прокурор и судья, постановивший арестовать активиста.
Как информировал "Кавказский узел", Артур Саргсян умер в больнице 16 марта после 25-дневной голодовки, которую он объявил в знак протеста против своего повторного ареста по обвинению в содействии членам "Сасна Црер". С 17 марта активисты требовали от властей дать разрешение на захоронение тела Саргсяна на военном кладбище. В шествии к зданию правительства в Ереване с целью передать властям письмо с этим требованием приняли участие около 2000 человек. 22 марта Саргсян был похоронен на Шаумянском кладбище на окраине Еревана, на его похоронах присутствовали около 7000 человек.
26 июля 2016 года Артур Саргсян прорвал оцепление захваченного членами отряда "Сасна Црер" здания полка полиции в Ереване и передал мятежникам продукты. Саргсян остался в здании и был задержан 31 июля 2016 года вместе со сдавшимися членами отряда. 31 декабря 2016 года он был отпущен на свободу, но 9 февраля 2017 года был снова заключен под стражу, так как, по версии правоохранителей, не явился к следователю. Активист объявил голодовку и отказывался от помощи врачей. 6 марта прокуратура выпустила Саргсяна на свободу, в тот же день он был госпитализирован.
Смерть Артура Саргсяна стала следствием очередного грубейшего нарушения прав человека в Армении, говорится в заявлении Армянской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства, передает корреспондент "Кавказского узла".
В заявлении отмечено, что повторный арест Саргсяна с учетом его тяжелых заболеваний дают основания считать его «узником совести», а уголовное преследование против него - политически мотивированным.
Для преодоления кризиса правосудия Армянская национальная платформа, в частности, потребовала отставки главы Минюста Арпине Ованнисян и генпрокурора Армении Артура Давтяна, а также привлечь к ответственности судей, следователя, надзорного прокурора и специалистов, давших заключение о состоянии здоровья Саргсяна.
Пражский саммит по "Восточному партнерству" в 2009 году одобрил создание Форума гражданского общества стран "Восточного партнерства". Форум призван налаживать контакты между национальными платформами стран партнерства, содействовать их диалогу с государственными органами власти, а также способствовать обмену информацией и опытом продвижения стран-партнеров на пути к преобразованию, реформам и модернизации. Национальные платформы представлены в странах-партнерах представителями организаций гражданского общества, сообщается на сайте Форума гражданского общества стран "Восточного партнерства".
Саргсян стал жертвой жестокого и бесчеловечного обращения, связанного с психологической травмой, которую он перенес с момента своего задержания, заявила «Кавказскому узлу» председатель общественной организации «Против правового произвола», первый омбудсмен Армении Лариса Алавердян.
Она отметила, что необходимо добиться присвоения статуса жертв жестокого обращения в соответствии с нормами армянского законодательства. По ее словам, нужно создать в стране прецедент защиты прав и интересов наследников жертв жестокого обращения.
«В постановления Европейского суда по правам человека есть прецеденты аналогичных судебных решений. Учитывая, что в армянском законодательстве есть соответствующие нормы, необходимо пройти все инстанции, прежде чем обращаться в ЕСПЧ», - пояснила правозащитница.
Алавердян уверена, что последствия дела будут беспрецедентными, так как в дальнейшем это позволит не только наказать виновных в смерти Саргсяна, но и выплатить компенсацию его правопреемникам.
По ее мнению, за смерть Саргсяна должны ответить все, кто принимал решения и содействовал его повторному аресту – судья, прокурор и следователь, которые, как полагает Алавердян, следовали указаниям «сверху».
«Необходимо выработать механизм, при котором все непосредственные исполнители не смогут кивать наверх. В международном праве есть принцип, действующий с момента Нюрнбергского процесса. Согласно этому принципу, вина возлагается на того, кто исполнил неправовой приказ. И речь не только о восстановлении справедливости – человека уже не вернуть, надо наказать виновных, чтобы другим впредь было неповадно», - считает она.
Правозащитница назвала непродуктивным сводить разговоры к тому, что за смерть Саргсяна должно отвечать первое лицо государства.
Никто не признается, что действовал по указанию «сверху», а в итоге вперед выдвигается политический тезис, согласно которому «изменение ситуации возможно при смене власти», отметила она.
«Это – лозунг политических институтов. Общественные институты должны добиваться независимости судов, чтобы прокуратура не руководствовалась политическими или личными предпочтениями, чтобы следственные органы добросовестно выполняли свое. Внедрение принципа Нюрнбергского процесса позволит добиться изменений в правовой сфере», - уверена Алавердян.
Следователь, надзорный прокурор и судья, постановивший арестовать Саргсяна, должны ответить в судебном порядке за смерть активиста, считает глава Ванадзорского офиса Хельсинкской ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц.
«Зная состояние здоровья Артура Саргсяна, они арестовали его и наблюдали, как он умирает. Необходимо дать правовую оценку, почему Артур Саргсян оказался в такой ситуации, что вынужден был объявить голодовку. В рамках возбужденного на данный момент уголовного дела эти вопросы останутся без ответа. Хотя сомнительно, что в Армении дадут ход этому делу, но для обращения в ЕСПЧ надо исчерпать местные судебные инстанции», - заявил Сакунц «Кавказскому узлу».
Правозащитник уверен, что законных оснований для повторного ареста Саргсяна у следствия не было. По его мнению, арест сторонника оппозиции имеет политический подтекст.
«В декабре (2016 года) Артуру Саргсяну изменили меру пресечения и освободили из-под ареста не только по состоянию здоровья, но и на основании того, что он не будет препятствовать следствию или пытаться скрыться от ответственности. После освобождения он не скрывал свои политические пристрастия, действовал открыто. И в феврале его решили вновь взять под стражу, хотя все те основания, которые были учтены при изменении меры пресечения, оставались в силе», - рассказал Сакунц.
Саргсян стал жертвой незаконного судебного решения, полагает он.
По его словам, Саргсян объявил голодовку в знак протеста и пошел на крайние шаги, понимая, с какой системой имеет дело.
«Голодовка – это право заключенного, и она возлагает определенные обязательства на Минюст. Насильно выводить арестанта из голодовки никто не вправе, но он должен находиться под постоянным контролем медперсонала. Свою долю ответственности несет администрация тюремной больницы, которая хоть и не уполномочена изменить меру пресечения, однако обязана была уведомить следствие и прокуратуру об ухудшении состояния здоровья Артура Саргсяна, но этого не сделала», - считает правозащитник.
Сакунц добавил, что Ванадзорский офис представит соответствующий отчет в связи со смертью Саргсяна в Комитет по предотвращению пыток при ООН и специальному представителю Европейского союза по правам человека.
На "Кавказском узле" опубликована хроника захвата здания полка полиции в Ереване, по делу о котором обвиняемым проходил Артур Саргсян. За акциями протеста армянской оппозиции "Кавказский узел" следит на специальной тематической странице "Протесты в Армении".