03:02 / 24.03.2017Обвиняемый в подготовке теракта в Ростове-на-Дону Артур Панов возобновил голодовку

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

На проходящем в Северо-Кавказском окружном военном суде процессе по делу о подготовке теракта в Ростове-на-Дону Артур Панов объявил, что возобновляет голодовку, ранее прерванную 18 февраля. При этом подсудимый потребовал своей экстрадиции на Украину. В ходе заседания Панов заявил об искажениях в документах, которые легли в основу обвинения второго подсудимого по данном уделу - Максима Смышляева, передает корреспондент "Кавказского узла".

Как сообщал "Кавказский узел", 19-летний житель Краснодона Луганской области Украины Артур Панов обвиняется в подготовке теракта с использованием самодельного взрывного устройства, а 34-летний ростовчанин Максим Смышляев - в пособничестве. 7 марта ввиду изменений в составе коллегии судей рассмотрение дела начато заново. По версии следствия, Панов и Смышляев намеревались подорвать гипермаркет "О’Кей", являющийся весьма посещаемым местом. Смышляев вину отрицает, Панов признал вину частично. Правозащитный центр "Мемориал" признал Смышляева политзаключенным.

Переехавший в Ростов-на-Дону с Украины в ноябре 2015 года Артур Панов был задержан 5 декабря 2015 года. Студент из Ростова-на-Дону Максим Смышляев был обвинен в пособничестве при подготовке теракта (ч. 3 ст. 205.1 УК РФ) и находится под стражей с 22 апреля 2016 года. 

14 февраля Панов заявил ходатайства о признании его военнопленным, переноса процесса в Москву и потребовал, чтобы его в связи с болезнью не держали во время заседаний в "клетке". Суд отклонил ходатайства. В тот же день Панов объявил сухую голодовку, однако, по словам его адвоката, прекратил ее 18 февраля.

В начале заседания 23 марта Артур Панов объявил о возобновлении приостановленной 18 февраля голодовки и потребовал своей экстрадиции на Украину.

Председательствующий ответил, что раз дело передали в компетенцию Северо-Кавказского военного суда, то его подсудность уже определена. «А по поводу голодовки - всегда пожалуйста, это ваше право», - сказал судья.

Затем к допросу Панова приступила гособвинитель Аминат Туркаева, которая не успела его допросить 22 марта. Отвечая на ее вопросы, Панов подтвердил, что с подсудимым Максимом Смышляевым он познакомился в сети Интернет. 27 ноября 2015 года Панов первый и единственный раз встретился со Смышляевым в Ростове-на Дону в кафе «Золотой колос».

Когда житель Краснодона довел до Смышляева свои планы о подрыве в людном месте СВУ, тот заинтересованности не проявил, а, наоборот, попытался отговорить Панова от его намерений примерами неудачных радикальных акций, таких как панк-молебен группы «Пусси Райот» в храме Христа Спасителя или акции Петра Павленского «Горящая дверь Лубянки». Смышляев высказал мнение, что такие акции ни к чему хорошему не приводят, а сидеть за них, возможно, придется.

Подсудимый подтвердил данные ранее показания, отметив, что никакой помощи в изготовлении СВУ Максим Смышляев ему не оказывал и никакого участия в акции не принимал.

Прокурор заявила ходатайство об оглашении показаний Панова, которые он дал на стадии предварительного следствия в связи с существенными противоречиями в показаниях.

В частности, она зачитала протокол допроса подсудимого от 14 апреля 2016 года. Согласно этому протоколу, в октябре-ноябре 2015 года он познакомился в соцсети «В контакте» с Максимом Смышляевым, который заинтересовался идеями Панова и уверил его, что сможет помочь осуществить замысел. Смышляев посоветовал Панову перейти из соцсетей к общению в скайпе из-за опасения слежки со стороны спецслужб.

В ходе общения в скайпе, как следует из озвученных показаний, Смышляев посоветовал Панову цели для возможного теракта - Главный железнодорожный вокзал или какой-нибудь супермаркет, а сам теракт необходимо было проводить ночью.

Согласно протоколу, Смышляева заинтересовали деньги за теракт, которые пообещал ему Панов, и возможность уехать из России после совершения теракта, чтобы избежать наказания. На встрече, состоявшейся в «Золотом Колосе», Смышляев предложил соорудить более мощное СВУ и использовать пластит в его изготовлении.

В зале суда Панов заявил, что 14 апреля 2016 года допроса фактически не было. Текст протокола представлял собой опрос, который сотрудники ЦПЭ провели ранее, и в который оказались добавлены многочисленные вставки и искажения. По словам Панова, ему нужно было только в нем расписаться, что он и сделал, фактически не ознакомившись с документом.

Артур Панов отметил, что он ничего не говорил о заинтересованности Смышляева в теракте; он не обещал обеспечить ему выезд из России; он не мог обещать денег, потому что у самого в кармане было всего 5 тысяч рублей.

Панов также опроверг заявление о том, что Смышляев предложил увеличить мощность взрывного устройства и сделать его из пластита.

«Мы с ним разошлись, ни о чем не договариваясь. Он воспринял мои слова как бред», - резюмировал подсудимый.

Максим Смышляев 23 марта показаний не давал.

Также на заседании подсудимый Артур Панов заявил об оказанном давлении на него в СИЗО. Он рассказал суду, что его камера представляла проходной двор, куда в любой момент могли зайти сотрудники силовых структур. У Панова забирали матрас и заставляли спать на холодной «до ужаса» решетке металлической кровати, в результате чего подсудимый простудил почку. 

По словам Артура Панова, когда у него случались резкие приступы болей в почках, ему делали уколы неизвестного лекарства, после которого он плохо себя чувствовал и отходил примерно неделю. Именно в это время его стремились допрашивать сотрудники правоохранительных органов.

«Мы считаем, что следственные действия проводились с многочисленными нарушениями законодательства, например, к моему подзащитному не допускались врачи. Считаем, что таким образом на Артура Панова оказывалось давление с целью получить правильные, с точки зрения следователя, показания. Будем продолжать писать жалобы и требовать их удовлетворения», - заявил после заседания «Кавказскому узлу» адвокат Артура Панова Сергей Московкин.

Следующее заседание состоится 24 марта в 14-00 мск.

"Кавказский узел" публикует новости о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа на тематической странице "Эхо Украины на Кавказе". Материалы о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Преследование активистов".

 

Автор:Валерий Люгаев