03:07 / 08.04.2017Свидетель по делу о смерти Дмитрия Батырева рассказал об избиениях в колонии

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В исправительной колонии № 1 в Элисте избиения заключенных проходили регулярно. Как правило, заключенных избивали во время прибытия в колонию, рассказал в суде свидетель по делу о смерти Дмитрия Батырева.

Как информировал "Кавказский узел", избиение заключенных в элистинской исправительной колонии № 1 в сентябре 2012 года - один из двух эпизодов дела, которое рассматривает Элистинский горсуд. Второй эпизод - это смерть заключенного Дмитрия Батырева 20 ноября 2015 года. По версии обвинения, Батыреву нанесли не менее 60 ударов резиновой дубинкой. В деле семь подсудимых, из них один обвинен по обоим эпизодам, двое - только по первому, четверо - только по второму. На заседании 21 марта суд завершил исследование доказательств по первому эпизоду дела.

Свидетель сообщил, что его сокамерник Батырев не проявлял агрессии к силовикам

7 апреля суд допросил двоих свидетелей по эпизоду о смерти заключенного Батырева в ИК-1 Элисты, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.

Первым был допрошен осужденный Тутинов, отбывающий наказание в ИК-1. Он рассказал, что познакомился с Батыревым, когда в период предварительного следствия находился в изоляторе временного содержания (ИВС), а затем, накануне перевода Батырева в ИК-1, больше 12-14 часов провел с ним в одной камере в СИЗО.

Своего сокамерника он охарактеризовал словами "нормальный, здравомыслящий, начитанный парень", с которым, по его словам, "было о чем поговорить". "Мы общались всю ночь, не спали. Видно было, что он много читает – энциклопедии, книги. У нас нашлись общие интересы", - рассказал Тутинов.

Свидетель отметил, что о том, что вновь прибывшие в ИК-1 заключенные подвергаются избиениям, было хорошо известно.

"Батырев ни на что не жаловался, был абсолютно здоров. Перед этапом немного волновался – ни для кого не секрет, что в Салыне (в ИК-1) бьют во время приемки. Это всем известно", - сказал Тутинов.

"Кавказский узел" писал, что, по словам троих бывших заключенных ИК-1, избивать вновь прибывших заключенных во время приемки начали с начала 1990-х годов, когда один из осужденных убил начальника колонии. По словам источника в ИК-1, только после смерти Батырева "режим заметно смягчился".

На просьбу адвоката потерпевшей стороны уточнить источник такой информации осужденный ответил, что сам лично видел.

"Соучастника по моему делу вывезли в ИК-1 из СИЗО, через дня три-четыре его привезли обратно. Я своим глазами видел, как его отлупили. А пацану всего лишь 19 лет. Он весь синий приехал. Ноги, ягодицы были отбиты. Он рассказал, что его избили во время приемки", - сообщил свидетель.

По его словам, Батырев сожалел, что совершил преступление.

"Говорил, что если бы можно было все вернуть, так не поступил бы. Рассказывал о семье, ребенок у него родился. До последнего надеялся, что не посадят", - рассказал Тутинов.

Он также заверил, что никакой агрессии к сотрудникам правоохранительных органов Батырев не проявлял, неповиновения не оказывал.

Отвечая на вопрос, было ли у Батырева лезвие, он ответил отрицательно. "Досмотр в СИЗО проводился каждые вечер и утро. Откуда там лезвию взяться?" - сказал свидетель.

При этом по настоянию стороны защиты подсудимых он уточнил, что в рот Батыреву не заглядывал.

"Камера была маленькая. Я там сидел один, но иногда кого-нибудь подселяли перед этапом. Сами подумайте, чем мне там заниматься? Конечно, я наблюдал за Батыревым, а он – за мной. Все это время мы были друг у друга на виду", - добавил Тутинов.

Конвоир: перед этапированием в колонию Батырев был тщательно досмотрен

Затем был допрошен в качестве свидетеля по этому же эпизоду дела младший инспектор отдела охраны ИК-1 Дорджиев. Он рассказал суду, что, помимо него самого, Батырева конвоировали из СИЗО в колонию еще три человека: начальник караула, его помощник и еще один младший инспектор – водитель спецавтомобиля.

По словам Дорджиева, всему составу караула были выданы табельное оружие и бронежилеты, а помощнику начальника караула также было выдано спецсредство - резиновая палка.

Свидетель отметил, что Батырева он не досматривал, однако, по его словам, он находился в зоне видимости. "Батырева досматривал помощник начальника караула. Он доложил, что запрещенных предметов у него не обнаружено. Я обыскивал другого осужденного, поэтому ничего утверждать не могу", - сказал Дорджиев.

Вместе с тем он вспомнил, что Батырев отказался открывать рот во время досмотра, после чего к нему подошел начальник караула с видеорегистратором. "Потом Батырев сам открыл рот", - добавил свидетель.

На вопрос, был ли исправен видеорегистратор, младший инспектор колонии затруднился ответить. В автозаке, уточнил он, видеорегистратор был на груди помощника начальника караула, поскольку начальник караула находился в кабине.

По словам Дорджиева, во время этапирования телесных повреждений у Батырева не было, вел он себя нормально. При этом он уточнил, что Батырев был в наручниках в отличие от второго осужденного, вместе с которым его этапировали.

"Наручники у Батырева были застегнуты за спиной. По какой причине их надели, я не знаю. Это решение начальника караула. По инструкции наручники надевают, если есть основания полагать, что осужденный может принести вред себе или окружающим", - отметил свидетель.

В то же время Дорджиев заявил, что обыск проводился тщательно, в течение 20-30 минут. "Осужденных в таких случаях раздевают до трусов, осматривают все вещи, прощупывают швы", - пояснил он.

По просьбе представителей стороны потерпевших младший инспектор подробно описал, как сотрудники осматривают рот осужденного, и сказал, что все это было проделано с Батыревым.

"Если в ходе осмотра ротовой полости обнаружены раны, повреждения, они фиксируются, составляется акт", - добавил свидетель.

Как сообщал "Кавказский узел", по версии следствия, дежурный помощник начальника колонии, а также сотрудники оперативного отдела и отдела безопасности учреждения нанесли находившемуся в наручниках заключенному Батыреву не менее 60 ударов резиновой дубинкой после его отказа представиться. Следствие считает, что после смерти Батырева замначальника колонии "с целью сокрытия данного преступления" собрал подчиненных в своем кабинете и выработал версию о том, что осужденный достал лезвие и напал на сотрудников колонии, "после чего дал сотрудникам указание нанести себе телесные повреждения и порезать форменное обмундирование в подтверждение своей версии".

Перед конвоем спецавтомобиль тщательно досматривался, а во время этапирования осужденные не могли общаться друг с другом, поскольку отсеки разделяет перегородка, рассказал он.

Дорджиев также отметил, что после того как осужденных привезли в колонию, он остался охранять оружие за территорией ИК-1.

"Остальные сдали мне табельное оружие и заехали внутрь. Палка резиновая осталась в машине. У помощника начальника караула были при себе наручники. Пробыли они там недолго, где-то 20-30 минут", - пояснил он.

На этом допрос был окончен. Следующее заседание назначено на 20 апреля.

Комментариями от представителей сторон процесса относительно хода судебного слушания "Кавказский узел" пока не располагает.

Автор:
08.04.2017 в 19:05Игорь Сажин

Склонность избивать вновь прибывших -это известная технология во большом числе колоний России. Работники считают, что это социализирующее мероприятие. Если прибывшего заключенного избили и унижали, а он терпел и молчал, значит знает свое место. Если хоть немного возмущался или жаловался значит не прошел социализацию и его надо ломать и унижать до полного исправления. Сотрудники постепенно становятся садистами и если администрация закрывает глаза, то жди трупа, который нужно сокрыть. Либо в петлю, либо в несчастный случай.