04:31 / 20.04.2017На процессе по делу врача Орловой бывший главврач больницы выступил в ее защиту

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

При отключении электроснабжения республиканской детской клинической больницы системы жизнеобеспечения и реанимации обеспечивались за счет самодельного генератора, изготовленного из мотоциклетного двигателя, рассказал занимавший ранее должность главного врача больницы Мухамед Эльчепаров. Врач Любовь Орлова, которой предъявлено обвинение по делу о смерти младенцев в медучреждении, не несла никакой ответственности за умерших малышей, пояснил в суде свидетель.

Как сообщал "Кавказский узел", в январе 2012 года в Нальчике в республиканской детской клинической больнице (РДКБ) умерли восемь новорожденных, находившихся на искусственной вентиляции легких. Родители связали смерть детей с отключением электричества в больнице, однако Минздравом республики нарушений в работе РДКБ не было обнаружено. Обвинение было предъявлено четырем врачам, в том числе завотделением патологии новорожденных РДКБ Кабардино-Балкарии Любовь Орловой. 

Зимой 2015 года Нальчикский горсуд посчитал, что в деле Орловой не определен круг лиц, подлежащих уголовной ответственности, и вернул дело прокурору. Прокуратура в Верховном суде республики добилась отмены этого решения. Летом 2016 года горсуд вновь вернул дело в прокуратуру, на этот раз Верховный суд республики согласился с этим решением. Через президиум ВС прокуратура снова добилась возвращения дела в суд.

Напомним, что третий судебный процесс в отношении заведующей отделением патологии Любови Орловой, которой предъявлено обвинение в "причинении смерти по неосторожности двум лицам вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей" (чч.2 и 3 ст.109 УК России), начался 13 февраля.

В обвинительном заключении в отношении Орловой, в частности, говорилось, что ребенку, который родился 23 декабря 2011 года путем кесарева сечения недоношенным, с низкой массой тела, "не были проведены необходимые исследования", "медикаментозное лечение было неадекватно" состоянию ребенка, ребенок лежал на грелках с теплой водой, что недопустимо.

Любовь Орлова заявила, что вину не признает, ребенок проходил лечение в отделении реанимации и за его состояние ответственность несли врачи-реаниматологи.

Адвокат Лиза Шак также заявила, что Орлова не являлась сотрудником отделения реанимации, она была заведующей отделением патологии новорожденных и никак не может нести ответственность за смерть указанных детей.

Бывший главный врач больницы Мухамед Эльчепаров сообщил суду, что о смерти младенцев узнал из газет.

У свидетеля спросили, почему малышей, которых переводили из родильных отделений в РДКБ и помещали в реанимационное отделение, одновременно назначали им лечащего врача из отделения патологии новорожденных, и кто в этом случае нес ответственность за ребенка.

Бывший главный врач пояснил, что ответственность в полной мере несли реаниматологи, а врач отделения патологии новорожденных навещал и осматривал ребенка, чтобы "познакомиться с ним" и когда ребенка переведут в отделение, знать, как его лечить.

На вопрос, каким актом это устанавливалось, Эльчепаров ответил: "Может быть приказом, я не помню, но повторяю, что врач из отделения патологии новорожденных не нес никакой ответственности". 

По словам адвоката Шак, никакого приказа о назначении Орловой лечащим врачом умерших не было.

Говоря о состоянии оборудования в отделении реанимации и интенсивной терапии, Эльчепаров сообщил, что оно оставляло желать лучшего.

"Как раз тогда началась модернизация здравоохранения. Мы заказали аппараты искусственной вентиляции легких, кувезы, потому что имевшиеся морально и технически устарели. Что дальше было, я не знаю", - сказал он.

Эльчепаров рассказал, что он сам собрал на основе мотора от мотоцикла генератор, который был установлен на чердаке здания. При отключении электроэнергии специальный человек бежал на крышу и вручную заводил мотор, который мог в течение 40 минут вырабатывать электроэнергию, достаточную для обеспечения отделения реанимации и операционного блока.

Эльчепаров признал, что оснащение отделения реанимации было слабое, "но кувезы были".

На вопрос адвоката, несла ли ответственность Орлова за подачу малышам не подогретого кислорода из мешков, Эльчепаров ответил, что Орлова тут ни при чем. 

Отвечая на вопросы защиты Эльчепаров неоднократно подтвердил, что все, что вменяется Орловой, входило в компетенцию реаниматологов. Орлова если и консультировала малышей, ее заключения носили рекомендательный характер и были необязательны для исполнения реаниматологами.

"Врачи-реаниматологи дежурят по 8 часов. В течение этих 8 часов, они должны каждые два часа писать дневник. Они юридически ответственны", - подчеркнул свидетель.

А за наличие соответствующего оборудования в больнице, ее техническую оснащенность ответственность, по словам Эльчепарова, в полном объеме нес главный врач.

Прокурор огласил показания Эльчепарова на предварительном следствии. В них он часть ответственности перекладывал на Орлову. Поясняя расхождения в показаниях, свидетель сказал, что следователь его не понял.

Следующее заседание назначено на 27 апреля. 

Напомним, что ранее суд оправдал заведующую отделением реанимации и интенсивной терапии новорожденных ГКБ №1 Арину Хакулову. Ей принесены извинения от имени государства, удовлетворен ее иск о компенсации материального и морального вреда.

Автор:Людмила Маратова