17:39 / 21.04.2017Правозащитники назвали незаконным сбор данных о поставленных на профучет в Дагестане

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Дагестанские полицейские, которые требуют с поставленных на профучет людей принести копии персональных документов, перекладывают на граждан ту работу, которую должны выполнять сами, заявили представители ПЦ "Мемориал". По их мнению, никаких законных оснований для подобных требований нет, тем более что причины запроса личных данных людям не уточняют.

Как сообщал "Кавказский узел", сегодня ПЦ "Мемориал" сообщил о том, что дагестанские силовики последние несколько дней звонят и пишут через мессенджеры людям, ранее поставленным на профучет. От людей требуют принести копии документов личного характера о себе и своих семьях. Правозащитники сообщили, что обратятся по этому поводу к омбудсмену России и в дагестанское МВД.

Сотрудники ПЦ "Мемориал" ранее подготовили инструкцию для людей, поставленных полицией на профилактический учет. Составленная юристами методичка снабжена подробными комментариями и образцами соответствующих заявлений для обращения в МВД и суды. Изучить инструкцию и скачать образцы необходимых заявлений можно на "Кавказском узле". А в "Справочнике" "Кавказского узла" можно ознакомиться со статьей о том, что такое "Профучет в МВД РФ".

Требование дагестанской полиции очевидно противоречит закону, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.

"Во-первых, они требуют, чтобы люди сами несли им документы, которые органы полиции могли бы, безусловно, получить и сами. В списке нет ни одного документа, который полицейские, может быть, чуть напрягшись, не могли бы собрать. Во-вторых, от людей, по сути, требуется свидетельствовать против самих себя и своих близких. Граждане имеют право, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ, отказаться от подобных действий, что мы им и советуем делать", – пояснил Орлов.

Наконец, третье и самое главное, по словам правозащитника, – то, что "абсолютно непонятно, на основании каких нормативных актов полицейские требуют у граждан собрать эти документ и нести им".

"Хотя полицейские прямо обязаны сообщать это. По аббревиатуре "КНД" в начале списка можно предположить, что речь идет о формировании контрольно-наблюдательных дел, и документы собираются для них", - добавил Орлов.

Ситуация представляется весьма странной, говорит правозащитник: только 23 марта министр внутренних дел Дагестана  Абдурашид Магомедов официально заявил в ответе суду, что нормативные акты, регулирующие профилактический учет, отменены, а сам учет здесь больше не практикуется.

"Если это так, то непонятно, зачем полицейские требуют от людей эти наборы документов. Поэтому мы обращаемся к ним с призывом не делать за полицию ее работу. Если полицейским нужны документы – пусть собирают сами. Надо требовать четкого официального запроса, а потом идти с этим запросом к нам, правозащитникам, и мы решим – нужно ли обжаловать это в суде, и если да, то как. Пока же, я думаю, исполнять все эти требования не надо", – заключил Орлов.

Требуя документы, полиция явно пытается облегчить себе работу, подтвердила корреспонденту "Кавказского узла" юрист программы "Горячие точки" ПЦ "Мемориал" Галина Тарасова.

"Видимо, таким образом полицейские хотят отчитаться о формировании неких досье", - предположила она.

Говоря о самой практике профучета, Галина Тарасова напомнила о позиции Европейского суда по правам человека на сей счет. Рассматривая в 2011 году дело общественного активиста Сергея Шимоволоса, ЕСПЧ отметил, что подобные базы данных, содержащие личные сведения, никак не защищены от злоупотреблений со стороны представителей власти. Нормы, регулирующие сбор подобных данных, не доводятся до сведения общества, и невозможно проверить, насколько защищены права тех людей, сведения о которых включены в эти базы, указывал тогда суд. 

Автор:Семен Чарный