ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Супруги Синельники знали о совершенных бандой "ростовских амазонок" нападениях, однако сами принимали непосредственное участие только в одном эпизоде, а о выходе из банды заявили после убийства семьи командира нижегородского СОБРа Дмитрия Чудакова, рассказала подсудимая Виктория Тарвердиева.
Как информировал "Кавказский узел", по версии следствия, в группу, получившую известность под названием "ростовские амазонки", входили трое жителей Ставрополья: убитый в перестрелке Роман Подкопаев, его гражданская жена Инесса Тарвердиева и ее дочь Виктория, а также двое жителей Ростовской области: сестра Подкопаева Анастасия Синельник и ее супруг Сергей, работавший в полиции. Подсудимым вменяются убийства 30 человек, в том числе правоохранителей и членов их семей. На заседании 19 апреля Сергей Синельник раскрыл детали сделки, которую следствие предложило ему с супругой после задержания.
В Ростовском областном суде 24 апреля продолжился процесс по делу "ростовских амазонок". В начале заседания защитники супругов Синельников представили обвинению и судье список своих доказательств. Обвинение выразит своё отношение к документам на следующем заседании, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на процессе.
После этого несколько вопросов стороны задали Сергею Синельнику. В частности, судья спросил у подсудимого, знал ли тот о преступной деятельности Романа Подкопаева. Сергей Синельник ответил отрицательно.
"Я постарался в момент задержания всё это объяснить. Я ходатайствовал о проведении детектора лжи, но мне отвечали, что хватит того, что наговорила Инесса (Тарвердиева, - прим. "Кавказского узла")", - сказал подсудимый.
Далее адвокат Виктории Тарвердиевой Геннадий Калина попросил свою подзащитную рассказать об известных ей обстоятельствах дела.
"В начале февраля 1998 года у меня убили папу. С тех пор в нашем доме появился Роман (Подкопаев, - прим. "Кавказского узла"). Мама сказала, что он будет теперь жить с нами. Вначале он... приезжал на выходные", - рассказала Виктория Тарвердиева.
"Кавказский узел" писал, что Инесса Тарвердиева заявляла в суде, что ее супруг Арзу Тарвердиев стал жертвой Романа Подкопаева. Тарведиева рассказывала, что Подкопаев "убил моего мужа, чтобы совместно со мной проживать".
По словам Виктории Тарвердиевой, семейная жизнь его матери с Романом Подкопаевым "началась со скандалов и побоев".
"Он так избивал маму, что я даже не знаю, как это описать. Когда мы ходили в гости, он мог приехать на такси из Ставрополя и избить её за то, что она не взяла дома трубку (телефона). Однажды был случай, который я помню до сих пор – после того как он её побил, она лежала на земле, я вышла во двор и подумала, что всё, мама умерла. В 1999 году он закончил медакадемию и поселился полностью у нас. С тех пор наступил ад в моей жизни. Мне было 11 лет, когда он первый раз меня изнасиловал", - продолжила подсудимая, расплакавшись.
Она отметила, что матери об этом рассказывать не стала, при этом случаи насилия со стороны Подкопаева периодически повторялись.
"Однажды он позвал меня в комнату и заставил рассказать об этом маме. Мама очень плакала. Что она, что я жили под его контролем и делали то, что он говорит. Я уже привыкла к тому, что в доме живу, чувствуя, как меня ненавидят. Ненависть проявлялась во всём, я могла получить просто за то, что не так закрыла дверь, громко ходила по дому. Каникулы я проводила у бабушки, если он разрешал. Потом он запретил нам общаться со всеми", - рассказала Тарвердиева.
По ее словам, ситуация немного изменилась, когда родилась вторая дочь Инессы Тарвердиевой Настя.
"Стали иногда приходить родственники, тогда же я познакомилась с Настей Синельник. В 10-м классе он (Подкопаев) сказал, что мне не надо больше ходить в школу, и нам надо только помогать ему в бизнесе с водкой", - добавила Виктория Тарвердиева.
"Кавказский узел" писал, что схожие показания в начале судебного процесса дала Инесса Тарвердиева, заявившая, что Подкопаев "долгие годы морально и физически насиловал ее дочь от первого брака, а в 19 лет Виктория "без личного согласия была вовлечена в преступную деятельность".
Подсудимая рассказала, что в 2007 году Инесса Тарвердиева и Роман Подкопаев уехали к Синельникам, которые в то время жили на квартире в Аксае.
"Их не было месяц. Роман потом сказал, что совершил разбойное нападение на мужчину. Я чувствовала, что он убил и папу. Я спросила у него, а Настя (Синельник) знает, он ответил, что да", - отметила Виктория Тарвердиева.
Одним из эпизодов дела "ростовских амазонок" является убийство водителя управляющего ростовским филиалом "Московского индустриального банка" Сергея Любецкого. Согласно обвинительному заключению, в ночь на 6 июля 2007 года Роман Подкопаев и Инесса Тарвердиева убили Сергея Любецкого и похитили у него имущество на сумму в 5458 рублей.
Далее подсудимая сообщила, что в начале 2008 года Роман Подкопаев рассказал ей о том, что "они присмотрели "белый дом".
"Потом он рассказал обо всех своих преступлениях мне, вероятно, чтобы ещё больше запугать. В феврале 2008 года они уехали, их снова месяц не было. Роман рассказал, что они тогда совершили разбойное нападение на Злыдневых", - продолжила Тарвердиева.
По версии обвинения, 17 февраля 2008 года в Аксае подсудимые убили начальника отдела региональной структуры ФСКН Михаила Злыднева и его жену Татьяну. Убийство было совершено в доме Злыдневых, оттуда было украдено имущество на сумму в 200 тысяч рублей. По словам прокуроров, дом Злыднева - белого цвета.
Затем, летом 2008 года, по словам Тарвердиевой, ее мама и Роман Подкопаев вновь уезжали и отсутствовали дома около 40 дней.
По прибытии домой они рассказали о нападении на мужчину и женщину, отметила подсудимая.
"Потом узнали, что женщина жива. Роман тогда задумывался, стрелял ли он в женщину вообще", - добавила она.
Одним из эпизодов дела "ростовских амазонок" является нападение в ночь на 30 июля 2008 года на преподавателя института МВД Алексея Сазонова и его пассажирку Юлию Васильеву. Сазонов после нападения скончался, Васильева выжила, оставшись инвалидом.
Далее, по словам Тарвердиевой, в 2009 году было совершено нападение на дом, который показался Подкопаеву "хорошим".
"По его плану, мне надо было стоять сзади и, если что, закрыть ворота. Мы пошли после 8 марта. Когда пришли, одна машина стояла на улице. Я остановилась сзади ворот, он (Подкопаев) начал стрелять в женщину, после чего вышел мужчина, спросил: "Что происходит?", Роман выстрелил и в него. Потом Роман сказал, что, возможно, нас заметили, и мы ушли. Через полчаса мы вернулись, вошли в дом, но искать там было негде, так как жилая была одна комната. Взяли мы верхнюю одежду, фотоаппарат, видеокамеру и ушли", - рассказала подсудимая.
"Кавказский узел" писал, что житель Новочеркасска Павел Кульков и его невестка Наталья Кристя были жестоко убиты 10 марта 2009 года. По версии обвинения, из дома убитых "ростовские амазонки" украли имущество на сумму более 87 тысяч рублей. Инесса Тарвердиева подтвердила свое соучастие в преступлении, но сказала, что стрелял в жертв Роман Подкопаев. Со слов Тарвердиевой, это единственное преступление, в котором участвовала ее дочь Виктория, а принудил её к этому Подкопаев.
В июле 2009 года, продолжила Виктория Тарвердиева, ее мать с Подкопаевым вечером на скутере уехали, а вернулись уже под утро - около трех-четырех часов.
"Роман сначала сказал, что убил мужчину и женщину. На следующий день к Насте (Синельник) пришла массажистка и сказала, что "убили семью, и вся область это обсуждает". Чуть позже он дал Насте одно кольцо, но она его сразу передарила маме", - отметила она.
Ещё одним эпизодом дела "ростовских амазонок" является убийство в ночь на 8 июля 2009 года на трассе в 15 километрах от Ростова-на-Дону начальника отряда милиции специального назначения ГУВД по Нижегородской области Дмитрия Чудакова. Вместе с Чудаковым были убиты его жена и двое детей семи и 11 лет. На заседании 5 апреля Анастасия Синельник сообщила, что Подкопаев дарил ей кольцо, но не то, что было показано в суде как принадлежавшее жене Чудакова.
"После этого разговор состоялся у бассейна, Синельники сказали о том, что выходят из банды", - добавила Виктория Тарвердиева.
В ходе ответов на вопросы своего адвоката она также рассказала, что в её жизни со вступлением в банду ничего не изменилось.
"Ничего, кроме того, что Роман Подкопаев рассказывал о преступлениях. Как ухаживала за сестрой, так и ухаживала", - сказала подсудимая.
По ее словам, оружие у Инессы Тарвердиевой и Романа Подкопаева она видела один раз, но утверждает, что среди оружия был карабин "Сайга".
Виктория Тарвердиева также сообщила, что в день убийства хозяев дома в Новочеркасске Подкопаев дал ей обрез, "у мамы была винтовка, у Романа – "Сайга".
"Вы знали, что будете убивать людей?" - спросил у подзащитной адвокат.
"Скорее, да", - ответила она.
Подсудимая заявила, что имущество после преступлений приносили сначала к Синельникам, потом к себе домой, а один из украденных ноутбуков, по ее словам, "раскодировал знакомый Синельника из новочеркасского магазина "Кнопка".
Отвечая на вопросы адвоката Инессы Тарвердиевой Дмитрия Варламова, Виктория заверила, что бандой руководил Роман Подкопаев.
"В наши обязанности входило слушать всё, что он говорит, и подчиняться", - сказала она.
Аналогичные показания ранее дала Инесса Тарвердиева, назвав лидером "ростовских амазонок" Романа Подкопаева.
Далее вопросы задавал прокурор Геннадий Труханов. Отвечая на них, Виктория Тарвердиева сообщила, что супруги Синельники могли знать только об эпизоде убийства наркополицейского Злыднева.
"Насчёт эпизода Любецкого они не знали, всё было спонтанно. Эпизод Злыдневых: со слов Романа, Серёжа (Синельник) там стоял и ждал, а потом отвозил. Кристя и Кульков – дом нашли спонтанно, Синельники заранее не знали. Эпизоды Сазонова и Васильевой, Чудаковых тоже разработаны спонтанно", - сказала она.
Она пояснила, что большинство преступлений были совершены спонтанно и о них не было заранее известно ни ей самой, ни Синельникам.
Подготовка к преступлениям, по словам Виктории Тарвердиевой, заключалась в том, что её мать и отчим "готовили оружие, закатывали маски с прорезями для глаз, надевали тёмные куртки".
"Синельникам было смешно, что обсуждает убийства вся страна, а знают, кто их сделал, только они", - сообщила подсудимая об отношении супругов к деятельности Подкопаева.
В конце допроса Тарвердиева заявила, что Синельники были в курсе, что оружие хранится в их доме, а также знали, что некоторые подаренные им вещи являются крадеными.
Помощь Сергея Синельника, по словам подсудимой, заключалась в том, что он "рассказывал, где полицейские становятся, какой радиус действия у телефонных звонков, а какой – у видеокамер".
На вопросы судьи Григорова Виктория Тарвердиева охарактеризовала отношения с Синельниками как хорошие, подчеркнув, что её доли в награбленном имуществе не было, и "за все 15 лет не было ни одного подарка".
Рассмотрение дела продолжится в 10.00 26 апреля. Как ожидается, на следующем заседании вопросы Виктории Тарвердиевой зададут защитники Синельников.
Манукян: дочь Тарвердиевой не является даже косвенным свидетелем по эпизоду Чудаковых
Виктория Тарвердиева в основном подтверждает показания своей матери, однако показания Инессы Тарвердиевой вызывают сомнения, считает бывшая адвокат Валентины Чудаковой Светлана Манукян, которая дистанционно следит за процессом, поскольку была удалена до конца судебного слушания дела по решению судьи.
"Что касается Виктории, она вообще не была на месте по эпизоду Чудаковых, и говорить о том, что ей якобы мертвый Подкопаев сказал или не сказал, бессмысленно. Она не является каким-либо даже косвенным свидетелем по эпизоду Чудаковых. Всё строится сугубо на показаниях Инессы Тарвердиевой", - сказала Манукян корреспонденту "Кавказского узла", комментируя ход процесса.
Она полагает, что содержание первоначальных показаний Инессы Тарвердиевой и последующих протоколов ее допроса слишком разнятся, что, по словам Манукян, вызывает сомнения относительно их авторства.
"Мы утверждаем, что по всем доказательствам, которые есть в деле, Тарвердиева на месте убийства Чудаковых не была", - заявила Манукян, поясняя позицию защиты своей бывшей доверительницы Валентины Чудаковой.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от участников процесса по поводу хода судебных слушаний.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликован подробный справочный материал о деле - "30 убийств "ростовских амазонок".