17:57 / 04.05.2017ЕСПЧ удовлетворил жалобу на расследование смерти жителя Азербайджана в тюрьме

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Европейский суд по правам человека постановил выплатить 20 тысяч евро морального ущерба жителю Азербайджана Зейналу Мустафаеву, жаловавшемуся на неэффективное расследование смерти его сына Махира Мустафаева в Гобустанской тюрьме.

Как сообщал "Кавказский узел", Махир Мустафаев, осужденный на пожизненное заключение, скончался в декабре 2006 года от ожогов.

Решение по делу опубликовано сегодня на сайте Европейского суда по правам человека, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

Зейнал Мустафаев узнал о смерти сына 6 декабря 2006 года, то есть спустя три дня после того, как это случилось, отмечается в пресс-релизе суда.

По данным ЕСПЧ, заявитель поставил под сомнение официальную версию о том, что его сын письменно признал, что "сам совершил пожар по неосторожности" и после этого его состояние ухудшилось.

Европейский суд по правам человека признал нарушение статьи 2 (право на жизнь) Европейской конвенции прав человека и постановил выплатить заявителю компенсацию за моральный ущерб в размере 20 тысяч евро и еще 3,5 тысячи евро присуждены на возмещение судебных расходов, говорится в пресс-релизе суда.

"Это очень актуальное для Азербайджана судебное решение в свете продолжающихся случаев смерти заключенных в тюрьмах, последний пример тому смерть в СИЗО при странных обстоятельствах активиста и блогера Мехмана Галандарова", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Асабали Мустафаев, представлявший интересы Зейнала Мустафаева в ЕСПЧ.

По его словам, это также "очень поучительная история". "Несмотря на смерть молодого сына в тюрьме и последующую кончину матери молодого человека от потрясшего ее горя, пожилой глава семейства Зейнал Мустафаев, который страдает сахарным диабетом, продолжил борьбу в поисках справедливости, и уже частично добился этого", - отметил адвокат.

Он также подчеркнул, что "покойный Махир Мустафаев знал свои права и писал жалобы в связи с их нарушением", и в последней жалобе к генеральному прокурору информировал об угрозе жизни.

"Согласно официальной версии, Махир Мустафаев ночью курил сигарету, неосторожно обронил ее и получил ожоги в результате возгорания постели. После этого пожар якобы был потушен. Утром Махир Мустафаев почувствовал себя хорошо и письменно подтвердил, что пожар совершил он сам "по неосторожности". После этого около 9 часов утра его состояние резко ухудшилось. Около 11.00 его этапировали в лечебное учреждение, но автомобиль сломался, в результате чего Мустафаев был доставлен в больницу около 14.00, то есть, спустя восемь-девять часов после получения ожогов, где и скончался", - рассказал Асабали Мустафаев.

Он также отметил, что сокамерник Мустафаева в тот день был на длительной встрече. "Когда на следующий день пришли для обследования сотрудники пожарной службы, камера уже была отремонтирована", - заявил Асабали Мустафаев.

Адвокат поставил под сомнение версию о пожаре. "В камере так быстро Махир Мустафаев не мог получить тяжелые ожоги. Элементарно, он сразу вызвал бы помощь. Да и надзиратели, почувствовав дым, сразу должны были принять меры", - отметил он.

Защитник также назвал странным "отказ прокуратуры возбудить уголовное дело всего через два дня после происшествия". "Умер человек, а они всего за два дня пришли к выводу, что оснований для начала уголовного дела нет. Суды также не дали этому оценку, и в итоге заявитель вынужден был обратиться в ЕСПЧ", - пояснил адвокат.

По его словам, после решения ЕСПЧ правительство должно провести новое расследование.

Асабали Мустафаев также отметил, что "сумма компенсации заявителю недостаточна, поскольку в данном случае речь идет о гибели человека".

Полпред Азербайджана в ЕСПЧ Чингиз Аскеров оказался недоступен для комментариев, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

Комментариев представителей Гобустанской тюрьмы, а также правоохранительных органов Азербайджана по поводу заявления Асабали Мустафаева и решения ЕСПЧ также пока не поступало.

Автор:Фаик Меджид