ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Председатели Верховного суда Дагестана всегда оказывали влияние на политические решения в республике, заявили "Кавказскому узлу" дагестанские адвокаты Расул Кадиев и Ринат Гамидов. Руслан Мирзаев не смог удержаться в кресле председателя ВС Дагестана из-за высокой конкуренции и давления лоббистов, предположил журналист Магомед Магомедов.
Как писал "Кавказский узел", Высшая квалификационная коллегия судей России намерена 22 мая рассмотреть заявления десяти претендентов на должность председателя Верховного суда Дагестана. В их числе заместитель главы республиканского Верховного суда Сулейман Сулейманов.
22 ноября 2016 года Высшая квалификационная коллегия судей России (ВККС) рассмотрела кандидатуры на должность главы Верховного суда Дагестана. На должность претендовали действующий на тот момент глава Верховного суда Дагестана Руслан Мирзаев и его заместитель Сулейман Сулейманов. Квалификационная коллегия судей отказала им обоим.
"ВС Дагестана всегда являлся опорой для руководителя региона"
По мнению дагестанского адвоката, журналиста Расула Кадиева, председатель Верховного суда республики "фактически является политической фигурой, способной оказывать влияние на происходящие в регионе процессы".
"Именно в Верховном суде Дагестана рассматриваются споры, связанные с властью, в том числе оспариваются решения итогов голосования или признания их незаконными. Полномочия руководителя суда постоянно растут, так как федеральный процессуальный закон существенно ограничил возможность обжалования решений местных судов в вышестоящей инстанции в Москве", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Расул Кадиев.
По его словам, Верховный суд Дагестана "являлся опорой для руководителя региона еще со времен председателя Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова". Долгое время ВС Дагестана возглавлял родственник Магомедова, Анвар Магомедов, напомнил Кадиев.
"Именно при председательстве Анвара Магомедова ВС Дагестана поставил окончательную точку в споре за должность мэра Хасавюрта, признав победу Сайгидпаши Умаханова на выборах. На тот момент Умаханов еще не был в оппозиции к руководству Дагестана", - рассказал адвокат.
В свою очередь Руслан Мирзаев, возглавив в 2011 году Верховный суд республики, "взялся за переформатирование суда, ужесточив дисциплину и устроив кадровую ротацию", заметил Расул Кадиев.
По мнению адвоката, сейчас за кресло председателя Верховного суда Дагестана "идет жесткая подковерная борьба". "Заседание Высшей квалификационной коллегии судей, назначенное на 22 мая и на котором планируется рассмотреть заявления от десяти претендентов, обещает быть жарким", - сказал Кадиев.
Уроженец Кайтагского района Руслан Мирзаев был назначен главой Верховного суда Дагестана в 2011 году, он считался креатурой тогдашнего главы Дагестана Магомедсалама Магомедова.
"Мирзаеву помешали лоббисты и его коллеги из судейского корпуса"
Обозреватель дагестанского издания "Черновик" Магомед Магомедов в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" подчеркнул, что "должность председателя Верховного суда Дагестана всегда была политической".
"Нужное судебное решение - это очень мощный инструмент давления как на политических соперников, так и на бизнес-конкурентов. Помимо решения политических споров, суд может выносить решения, связанные с земельным законодательством, узакониванием постройки многоэтажных домов", - отметил Магомед Магомедов.
В августе 2010 года рекомендацию ВККС на должность председателя ВС Дагестана получил полковник юстиции Владимир Данилов, в течение трех лет возглавлявший 26-й гарнизонный военный суд Байконура, однако позднее он взял самоотвод, напомнил Магомед Магомедов.
"Местные элиты не пустили "варяга" на должность председателя ВС Дагестана. Верховный суд республики перешел под контроль Руслана Мирзаева", - рассказал Магомедов.
По его словам, Руслан Мирзаев "поначалу воспринимался как человек из команды президента Дагестана Магомедсалама Магомедова". "Да, после того, как республику возглавил Рамазан Абдулатипов, Мирзаев поменял ориентиры. Но острая конкурентная борьба внутри судейского корпуса, а также влияние лоббистов, желающих видеть в ВС Дагестана своих людей, не позволили Мирзаеву удержаться в числе кандидатов на должность председателя суда", - привел свою точку зрения журналист.
"Борьба за пост председателя велась с применением политических технологий"
Председатель Верховного суда Дагестана является "самостоятельной фигурой республиканского масштаба", отметил дагестанский адвокат Ринат Гамидов. По его словам, председатель ВС Дагестана "может оказывать влияние на политические решения в республике".
При этом Ринат Гамидов напомнил про то, что суд трижды признавал незаконными постановления СУ СКР по Дагестану о возбуждении уголовного дела в отношении Имама Яралиева.
"Верховный суд Дагестана встал на сторону и ректора Дагестанского государственного педуниверситета, которого хотели отстранить от должности", - отметил Гамидов. По его мнению, данные решения "свидетельствуют о независимости суда".
"Несамостоятельный суд принять такие решения бы не смог. К сожалению, такие принципиальные решения принимаются судом не всегда. Но, тем не менее суд принимал решения, которые шли вразрез с позицией руководства республики", - сказал адвокат.
По его предположению, на первом этапе борьба за пост председателя ВС Дагестана "велась между Русланом Мирзаевым и Сулейманом Сулеймановым с применением политических технологий".
"Сейчас же, в преддверии заседания ВККС 22 мая, такой борьбы не наблюдается. Тем более, что большинство претендентов являются действительно самостоятельными, судьями, у которых хватит смелости принять то решение, которое они сочтут законным", - считает Ринат Гамидов.
Вместе с тем он исключил возможность коррупционной составляющей при вынесении решения о назначении нового председателя ВС Дагестана. "Маловероятно, что на уровне ВККС процесс отбора судей связан с коррупцией. Иначе вопрос о назначении нового председателя ВС Дагестана был бы давно уже решен", - сказал адвокат.
Руслан Мирзаев ранее выразил несогласие с решением квалификационной коллегии судей. В феврале 2017-го Верховный суд России рассмотрел его жалобу на решение ВККС. Мирзаев просил отменить это решение и повторно рассмотреть возможность его рекомендации кандидатом на должность председателя суда. В свою очередь членами ВККС было упомянуто скандальное видео со свадьбы, на котором Мирзаев в шуточном тосте объявил гимном республиканского Верховного суда песню "Кайфуем". Подобное поведение ВККС сочла "умалением авторитета судебной власти" и обратила внимание на негативную оценку произошедшего на свадьбе со стороны общественности, не уточнив, что это за общественность, говорилось в статье "Верховный суд отказался "кайфовать" с бывшим председателем дагестанского ВС" от 14 февраля издания "Legal.Report".