ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Сочи состоялась премьера фильма "Теснота" 26-летнего уроженца Нальчика Кантемира Балагова. На показе был полный зал, но к середине фильма зрители стали уходить. При этом опрошенные "Кавказским узлом" кинокритики с восторгом встретили ленту.
"Кавказский узел" сообщал, что 7 июня в Сочи открылся 28-й российский кинофестиваль "Кинотавр". В основную программу фестиваля вошли 14 кинолент, из них семь работ - это дебюты молодых режиссеров.
Ажиотаж вокруг фильма в немалой степени вызван и тем, что в мае этого года "Теснота" была отмечена призом международной прессы во второй по значимости конкурсной программе Каннского фестиваля "Особый взгляд".
Действие картины происходит в Нальчике в 1998 году. Главная героиня фильма Ила – девушка из еврейской семьи, находящейся под давлением патриархальных взглядов общины и кавказского региона в целом. Ситуацию накаляет похищение брата девушки и его невесты. Семье приходится продать бизнес и обратиться за помощью к еврейской общине, чтобы спасти молодых людей. Каждому из членов семьи приходится делать нелегкий выбор.
Режиссер фильма Кантемир Балагов подчеркивает, что "Теснота" основана на реальных событиях.
"Об этой истории мне рассказал отец. Нельзя сказать, что это были частые похищения, но они присутствовали, и воровали не только евреев, но и кабардинцев, и балкарцев. Для меня было важно показать еврейскую семью не для того, чтобы выехать на еврейской тематике, мне было интересно ощущение этой маленькой диаспоры, маленького народа, который живет на чужой земле, который стеснен рамками традиций, по сути, чужой земли. Я ни в коем случае не хотел разжигать межнациональную рознь, наоборот, хочется какого-то сплочения. Просто это взгляд со стороны, и многим, наверное, он будет неприятен", - рассказал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Кантемир Балагов.
По его словам, необычный формат фильма 4:3 обусловлен решением донести этот смысл до зрителя. "Формат был выбран, чтобы подчеркнуть тесноту и чтобы была максимальная концентрация взгляда на человеческом лице. Для меня главное человек в этой истории, а не его национальность", - отмечает Кантемир Балагов.
Интерьерная часть съемок "Тесноты" проходила под Петербургом, где сейчас живет режиссер, натурная часть - в Нальчике, финальную сцену выезжали снимать в горы.
Показ ленты на "Кинотавре" прошел в "Зимнем театре", вмещающем более 900 зрителей, зал был заполнен практически полностью. Однако на середине ленты группы зрителей начали покидать зал.
"Кинотавр" очень важен для меня, потому что это российская публика, и я все-таки житель Российской Федерации. Интересно, как мои сограждане отреагируют на этот фильм. Я видел, что много людей уходило, но все же кто-то остался. Я понимаю, почему они ушли. Все-таки очень тяжелые кадры, но они были необходимы", - рассказал Кантемир Балагов.
В фильм также включены кадры хроники чеченских боевиков времен чеченской войны и видеозапись песни Тимура Муцураева.
Тимур Муцураев - чеченский автор-исполнитель, участник вооружённого конфликта в Чечне на стороне боевиков. Тематика песен в основном посвящена чеченскому конфликту и исламской религии, хотя заметное место в творчестве занимает тема любви — любви к женщине и любви к Родине. Некоторые его песни запрещены на территории РФ.
"Тимур Муцураев – это музыка из моего детства. Я и сейчас слушаю менее экстремистские его композиции. Я включил военную хронику, потому что помню, как в юношестве мы ее смотрели. Но в этом монтаже нет никаких политических целей. Нет никакой цели разжигания межнациональной розни или очернения чеченского народа. Эта сцена была включена лишь для контекста времени, географии, чтобы зритель понимал, что рядом война, что это 1998 год, что это не самое легкое время для России и для Северного Кавказа, в частности. А не для эксплуатации, очернения и межнациональной розни", - подчеркивает Кантемир Балагов.
Режиссер пока не знает, будет ли его фильм показан в Кабардино-Балкарии. "Я не знаю, как в моей республике отреагируют на мой фильм. Если после просмотра люди будут думать, что я эксплуатирую и экзальтирую еврейскую тематику - это очень печально. Решение о показе принимаю не я, а прокатчики и владельцы прав. Я пока не понимаю, нужен ли этот фильм там. Конечно же, хочется, хочется какого-то смягчения. Мне кажется, проблема большинства людей на Северном Кавказе в том, что они живут прошлым и не обращаются к настоящему. Культурная стагнация - это проблема не только Кавказа, это проблема многих регионов, как мне кажется. Я пока не до конца понимаю, но это сложная тема", - говорит Кантемир Балагов.
Ближайший показ фильма "Теснота" состоится в июне в рамках российского кинофестиваля "Зеркало" в Плесе.
Фильм "Теснота" получил хорошую критику на "Кинотавре"
Фильм "Теснота" был очень тепло принят профессиональным сообществом на "Кинотавре", как кинокритиками, так и режиссерами.
"Мало того, что главные герои евреи, то есть они чужие, так они еще живут в кавказской среде, которая очень тяжелая и для русских, и для евреев. И при этом мне очень понравилось, что ничего абсолютно трагического, чернушного в картине нет. Жить как бы можно, а по сути, жить невозможно. И вот это состояние совершенно блистательно передано. "Теснота" очень структурно проработанная вещь, несмотря на вроде бы импровизационность, кажущуюся невнятность, которая через некоторое время оборачивается полной внятностью. Это истинная режиссура. К нам пришел человек с очень хорошими мозгами и чувством кино. Для меня чудо и открытие эта картина", - отметил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" известный кинокритик Александр Шагин.
По мнению деятелей киноиндустрии, несмотря на реконструкцию событий почти 20-летней давности, картина очень актуальна в наши дни.
"Это удивительно для первой картины. Картина актуальная, ведь там идет речь о вещах вечных. События - это вопрос сюжетообразования. Шекспира же мы ставим до сих пор, значит, он актуален. Здесь дата не имеет значения. Так бывает иногда, когда идешь немного с опережением. Такое авторское кино - это явление достаточно новое в этом регионе. Лучше бы, чтобы с пониманием отнеслись. Ведь нужно с разных сторон посмотреть на эту жизнь. В нашем кинематографе появилось новое имя, без всяких сомнений", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" кинорежиссер Владимир Хотиненко.
Невзирая на теплый прием картины "Теснота" профессионалами, встречались и негативные отзывы о картине со стороны широкой публики. "Зачем это кино сейчас? Оно было бы актуально тогда. А сейчас зачем? Это все высосано из пальца", - отметил зритель "Тесноты", житель Сочи, пожелавший остаться неизвестным.
Мастерская Сокурова в Нальчике дала свои результаты, считают эксперты
Кинематографисты отмечают, что большую роль в становлении авторского кино на Северном Кавказе сыграло создание режиссерской мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова, выпускником которой стал и Кантемир Балагов.
"Я жду от мастерской дальнейших хороших картин, скорее всего, экзистенциальных драм, на это всегда был нацелен сам Сокуров. У нас страшная нехватка этого жанра и вообще подобного обеспокоенного сложного взгляда на реальность. У нас полностью или практически отсутствует кино морального беспокойства. И я жду, если не шедевров, то ярких, своеобразных и драматичных работ", - отметил Александр Шагин.
"Хорошо, что он не один, там вообще очень интересная мастерская, очень интересный набор. Вообще весь набор в Нальчике – это само по себе явление уникальное", - добавляет Владимир Хотиненко.
Сам Кантемир Балагов достаточно скептически оценивает перспективы развития авторского кинематографа в регионах Северного Кавказа.
"Конечно, было бы шикарно, чтобы на Северном Кавказе хоть как-то начали шевелиться в сторону кинематографа, но у меня есть ощущение, что этого не произойдет ни в ближайшее время, ни даже в будущем. Для меня это очень печально, потому что это очень затратно, и никто не готов в это вкладывать ни силы, ни деньги. Видимо, всех все утраивает, поэтому я пока буду находиться в Петербурге", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" режиссер.
По признанию 26-летнего режиссера, он пока не планирует снимать фильмы на кавказскую тематику, но не отрицает, что снимет фильм на эту тему в будущем. "Все-таки это моя земля, на которой я родился. И хочется как-то раскрыть, понять, что такое Северный Кавказ, потому что я сам до конца не понимаю, что это такое, - говорит Балагов. - Сейчас планирую снимать историю женщины, которая вернулась в деревню с фронта после Второй мировой войны".
Сегодня, 10 июня, пройдет конкурсный показ фильма "Заложники" режиссера Резо Гигинеишвили, совместного производства России, Грузии и Польши. Лента рассказывает о реальных событиях, связанных с угоном самолета в Грузии в 1983 году.
бессовестнй Балагов не назвал [...] апельсинами
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]
"мне было интересно ощущение этой маленькой диаспоры, маленького народа, который живет на чужой земле, который стеснен рамками традиций, по сути, чужой земли..."Горские евреи, по сути, явлются коренными жителями Кавказа
симинёр ты велик твоё открытие бесценно и ломает всю конепцию фильма как же жалок этот никчемный Балагов на ВАШЕМ фоне
тор восьмой, метатель фекалиев на вентилятор, куда мне до твоих великих открытий...
Наствник Балагова, Сокуров, сумел направить своего ученика в нужное для него русло. Провокационное.
Нет ничего удивительного.
Для возроста автора картины обычно характерна тема радости, счастья, любви,ожидание необыкновенного в жизни.Сокуров постарался.