15:45 / 15.06.2017Фильмы Балагова и Гигинеишвили отмечены призами "Кинотавра"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Главный приз завершившегося в Сочи "Кинотавра" получил фильм "Аритмия" Бориса Хлебникова. Приз "За лучшую режиссуру" вручен режиссеру грузинского происхождения Резо Гигинеишвили за фильм "Заложники". Награда "За лучший дебют" достался режиссеру фильма "Теснота" из Нальчика Кантемира Балагова.

Как писал "Кавказский узел", в Сочи 7 июня открылся 28-й российский кинофестиваль "Кинотавр". 10 июня были подведены итоги конкурса "короткого метра", на нем главный приз получил фильм "Лалай-балалай" уроженца Карачаево-Черкесии Руслана Братова. Также эта лента была отмечена спецпризом программы "Такое кино", а режиссер награжден сертификатом на сумму в 1 миллион рублей для съемки короткометражного фильма-альманаха "Из точки А".

На открытии фестиваля был показан новый фильм Павла Чухрая "Холодное танго" о событиях в Литве после Второй мировой войны. Первый конкурсный день кинофестиваля завершил спецпоказ фильма Карена Шахназарова "Анна Каренина", прокат которого 8 июня также стартовал в кинотеатрах. Экранизация романа собрала лишь треть зрительного зала и не вызвала интереса у публики в отличие от конкурсного фильма "Блокбастер". 

Среди отмеченных призами кинофестиваля оказались фильмы "Заложники" и "Теснота"

Главный приз кинофестиваля получил фильм Бориса Хлебникова "Аритмия" о буднях молодого врача скорой помощи, которому приходится сталкиваться с произволом начальства. Приз за лучшую мужскую роль вручили исполнителю главной роли в этом фильме Александру Яценко.

"Мы снимали абсолютно частную историю конкретного человека, я очень надеюсь, что это не выглядит как диагноз. Она российская по условиям работы этих людей. Все остальное довольно универсально. Это история реформ, которые сейчас происходят. Мы ничего не наврали, это данность, в которой работают врачи. Мы написали комедию, а получилась драма, не знали, что это будет про врачей, и просто потом придумали врачей. Мне нужен был человек, который счастливо нашел свою профессию, которой ему интересно заниматься", - рассказал Борис Хлебников после церемонии награждения.

Он отметил, что задачи изменить что-то в сфере медицинского обслуживания этой картиной перед ним не стояло.

"Очень много говорят о том, что такое современный герой, что его нет сегодня, режиссерам очень трудно его найти. А вот эта картина для меня показала, что нет умения увидеть этого героя, а, оказывается, он может быть совсем рядом. Эта картина пронзила мое сердце и всех членов жюри. Это единогласное решение. Я надеюсь, такое же ощущение будет и у зрителей. Она обязательно до них дойдет", - прокомментировал решение жюри его председатель, народный артист России, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов.

Приз "За лучшую режиссуру" вручили российскому режиссеру грузинского происхождения Резо Гигинеишвили за фильм "Заложники". Кроме того, оператор этой ленты Владислав Опельянц был отмечен призом "За лучшую операторскую работу".

Фильм "Заложники" показали 10 июня на основном конкурсе кинофестиваля в Сочи. Эта работа грузинского режиссера ранее вошла в специальную программу "Панорама" 67-го Берлинского кинофестиваля.  Фильм основан на реальной истории захвата и попытке угона самолета в 1983 году в Тбилиси. Сам Резо Гигинеишвили номинирован на премию "Режиссер года" российской версии журнала GQ.

Сам Резо Гигинеишвили называет приз большой удачей. "Это большая удача, что такие уважаемые люди, мои коллеги, доверяют тебе. И я надеюсь это оправдать следующими работами. Тут нет вопроса только собственных амбиций. Тут есть благодарность съемочной группе, что мы ради нашей идеи вышли из той зоны комфорта, в которой очень приятно находиться. Если ты хочешь говорить о вещах, которые тебя волнуют, это приходится делать", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Резо Гигинеишвили.

Наградой "За лучший дебют" на фестивале отмечен фильм "Теснота" режиссера из Кабардино-Балкарии Кантемира Балагова. Также картина получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков России. С этого года приз носит имя кинокритика и социолога Даниила Дондурея, ушедшего из жизни в мае этого года.

Свою работу на кинофестивале Кантемир Балагов представил 9 июня. Его фильм получил приз международной кинопрессы на Каннском фестивале. Действие картины происходит в Нальчике в конце 90-х годов. В центре сюжета - история местной еврейской семьи, из которой похитили молодого человека и его невесту. Чтобы отдать выкуп, семье приходится продать бизнес и обратиться за помощью к еврейской общине. На показе в Сочи был полный зал, но к середине фильма зрители стали уходить. При этом опрошенные "Кавказским узлом" кинокритики с восторгом встретили ленту.

"Я знаю, что сейчас в зале сидят представители кинопроизводства России. И я хочу обратиться сейчас к ним. Дорогие мои, пожалуйста, не отворачивайтесь от Северного Кавказа, пожалуйста, повернитесь к нему лицом", - сказал со сцены Кантемир Балагов.

Приз за лучшую женскую роль получила Игна Оболдина, актриса фильма "Жги!" режиссера Кирилла Плетнева. Приз за лучший сценарий вручили Виталию Суслину и Ивану Лашину за фильм "Голова. Два уха".

В конкурсе 28-го кинофестиваля "Кинотавр" участвовало 14 картин, половина из которых были дебютами режиссеров в полнометражном кино. Общий бюджет фестиваля составил более 166 млн рублей.

"Наша мечта состоит в том, чтобы "Кинотавр" был всегда площадкой для ярких, талантливых людей, вне зависимости от того кинематографа, который они делают – жанров, драм, экспериментов. Мы приветствуем любое дарование, способное сформулировать и высказаться в художественной форме. Для нас это принципиально. "Кинотавр" пережил разные времена – он менялся вместе со страной", - отметил в своем выступлении президент "Кинотавра" Александр Роднянский.

Не все картины "Кинотавра" были оценены по достоинству, считает кинокритик

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, председатель экспертного совета кинопремии "Белый слон" Виктор Матизен считает, что решение жюри о присуждении главного приза "Кинотавра" фильму "Аритмия" Бориса Хлебникова было ожидаемым.

"Это абсолютно точное попадание. Именно приз для главного жюри. Фильм вызвал овации в зале. Фильм сделан здорово и правдиво с медицинской точки зрения. Очень точно и вовремя поставленный вопрос, что наше начальство тупеет, что Дума и все прочие структуры издают постановления, мешающие работе учителей, врачей и вообще кого угодно. "Главное, чтобы больной умер не под нами" - это вообще фраза на века. Это точный российский начальник с его тупым властолюбием – во что бы то ни стало протащить своего и наказать того, кто хорошо работает, потому что он самостоятельный и независимый", - рассказал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Виктор Матизен.

Он указывает сильные и слабые стороны картины Резо Гигинеишвили "Заложники". "Там очень уязвимые режиссура и сценарий. Но, тем не менее, фильм хороший и важный. По существу, он (режиссер) впервые в нашем кино сказал, что Советский Союз был тюрьмой, потому что из нее нельзя было выехать по собственному желанию, только с разрешения парткома, месткома и разных прочих негодяев", - отметил Виктор Матизен. По его мнению, картина достойна награды за эту идею, а не за режиссуру.

Виктор Матизен уверен, что картина "Теснота" заслуженно получила приз. "Приз "Тесноте" – это поддержка молодого режиссера, он, в общем, разумен. Другое дело, что он уже отмечен в Канне, уже прозвучал", - говорит кинокритик.

При этом он также отмечает и другие фильмы фестиваля. "Картина "Скоро все кончится" (режиссера Алексея Рыбина) заслуживала безусловного поощрения, потому что там очень интересный герой, и, главное, там поднята тема рабочего класса, которая была навязана советскому кино, а как только эти оковы пали, она просто исчезла с экрана. И кроме того, она политически очень актуальна. Человек, который будучи забит пропагандой и влиянием своего старшего товарища "ватника", просто перерождается. Там есть недостатки по режиссуре, она перегружена песнями, но, тем не менее, это важная картина", - рассказал Виктор Матизен.

Актуальной он назвал и картину "Близкие" Ксении Зуевой. "Она тоже заслуживала каких-то призов. В ней одновременно подняты  две темы "любви – нелюбви", - уверен Виктор Матизен.

Он считает, что была засужена картина Юсупа Разыкова "Турецкое седло", получившая второстепенные призы – диплом Гильдии киноведов и кинокритиков и специальный диплом "За музыкальное решение фильма" им. М. Таривердиева. "Приз за режиссуру больше всего подошел бы ей. Потому что она очень тонкая по режиссуре, там прекрасная главная роль – совершенно загрубелый "таптун" КГБ вдруг обнаруживает в себе нечто вроде души после потрясения в развязке фильма. Блестящий конец, сделанный на десятку", - считает Виктор Матизен.

Вместе с тем он раскритиковал ряд представленных на фестивале фильмов. В их числе "Рок" Ивана Шахназарова, "Мертвым повезло" Вадима Валиуллина, "Мифы о Москве" Александра Молочникова. "Я остался в недоумении от фильма "Три сестры" Юрия Грымова. Я думаю, у него есть поклонники. Там, в общем-то, хорошие роли и интересный замысел. Но это все выбрано в такой тональности, вялой и неэнергичной режиссуре и сделано такими вызывающими скуку приемами, что я не узнаю провокатора Грымова в этой картине. Он просто навел скуку в зале", - отмечает Виктора Матизен.

Автор:Татьяна Уколова