ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Переговоры полицейских прослушивались по рации сотрудника ДПС Сергея Синельника, а настраивал нужную волну Роман Подкопаев, заявила на заседании по делу "ростовских амазонок" Инесса Тарвердиева. Ее дочь отметила, что по рации была возможность слушать переговоры полицейских Новочеркасска и Аксая.
Как информировал "Кавказский узел", по версии следствия, в группу, получившую известность под названием "ростовские амазонки", входили трое жителей Ставрополья: убитый в перестрелке Роман Подкопаев, его гражданская жена Инесса Тарвердиева, ее дочь Виктория Тарвердиева, а также двое жителей Ростовской области: сестра Подкопаева Анастасия Синельник и ее муж Сергей, работавший в полиции. Подсудимым вменяются убийства 30 человек, в том числе правоохранителей и членов их семей. Супруги Синельники вину не признают полностью. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещен подробный справочный материал о деле - "30 убийств "ростовских амазонок". На заседании 26 июня были допрошены эксперты, проводившие экспертизы по эпизоду об убийстве сотрудника ФСКН Михаила Злыднева и его супруги.
По версии обвинения, 17 февраля 2008 года в Аксае подсудимые убили начальника отдела региональной структуры ФСКН Михаила Злыднева и его жену Татьяну Ботнарюк. Убийство было совершено в доме Злыдневых, оттуда было украдено имущество на сумму в 200 тысяч рублей. Также участники убийства взяли с собой хранившийся в доме пятизарядный карабин. Инесса Тарвердиева заявляла, что Сергей Синельник подвозил её с Романом Подкопаевым к дому Злыдневых, а также ожидал их, чтобы отвезти обратно.
29 июня в Ростовском областном суде продолжилось рассмотрение дела "ростовских амазонок", передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.
В начале заседания гособвинитель Геннадий Труханов потребовал удалить из зала корреспондента "Кавказского узла" за публикации с комментариями адвокатов подсудимых.
"Сторона защиты делает публикации, в частности, и в этих комментариях даётся оценка доказательствам. Я считаю, что в данной ситуации, когда дело слушается, по существу, судом присяжных, недопустимо давать подобные комментарии с оценкой доказательств и размещать это в средствах массовой информации", - сказал прокурор, попросив сделать замечание защите и удалить из зала прессу.
Судья Борис Григоров сказал, что заявление прокурора занесено в протокол, но корреспондента удалять из зала не стал. "К прессе претензий быть не может, поскольку они отражают мнение участников процесса", - сказал судья.
Он добавил, что "комментарии участников процесса остаются на их совести" и "добавляют аргументов в копилку решения вопроса об удалении" кого-либо из участников процесса.
Когда присяжные вошли в зал, судья разъяснил им, что они не должны оценивать публикации по этому делу в СМИ.
В присутствии присяжных адвокат Сергея Синельника Жанна Колесникова огласила заключение судмедэксперта, проводившего экспертизу тела Михаила Злыднева. Согласно документу, на лице убитого имелись ряд ссадин и кровоподтёк глаза. Эксперт пришёл к выводу, что ссадины явились "результатом контактного взаимодействия с твёрдыми предметами".
В другом оглашённом адвокатами заключении указывается, что у Злыднева, помимо огнестрельных ранений, присутствуют колото-резаные ранения головы, шеи и груди, которые нанесены плоским клинком холодного оружия.
Адвокат Колесникова зачитала объёмный протокол исследования вещественных доказательств, где описывалась ширина клинка фигурирующего в деле штык-ножа на каждом сантиметре лезвия.
Также защита отметила, что в ходе осмотра места происшествия среди прочих предметов был изъят кухонный нож. Эксперт зафиксировал, что выявленные повреждения могли быть нанесены клинком этого ножа.
В своих показаниях Инесса Тарвердиева упоминала, что штык-нож был подарен Сергеем Синельником Роману Подкопаеву, однако не для совершения преступлений, а "просто так". Михаила Злыднева и его жену Подкопаев убил из карабина, а штык-нож использовал, чтобы добить Злыднева, утверждала подсудимая. Ранее в ходе процесса защита супругов Синельников усмотрела противоречия в выводах судмедэксперта относительно ножевых ранений Злыднева.
Фотографии кухонного ножа были переданы для ознакомления присяжным. На его клинке и рукоятке эксперт зафиксировал "налёт бурого цвета", который в выводах был определён как кровь человека, смешанная с кровью собаки.
Адвокат Анастасии Синельник Ашот Сейранян попросил Инессу Тарвердиеву прокомментировать человеческую кровь на ноже. Инесса Тарвердиева ответила, что Роман Подкопаев в ходе нападения на дом Злыдневых, "возможно, порезался".
Вместе со Злыдневым и его женой в доме была убита их собака, в трупе животного торчал нож. На заседании 26 июня Тарвердиева сказала, что собаку убил Подкопаев, закрывшись с ней в комнате.
Затем адвокаты Синельников показали коллегии присяжных рацию, изъятую, по версии обвинения, в доме Тарвердиевых в селе Дивное Ставропольского края. Рация представляет собой пластиковую трубку высотой около 15-20 сантиметров и небольшой антенной.
Инесса Тарвердиева подтвердила, что именно эта рация была у неё в доме, однако переговоры полицейских, по словам подсудимой, они прослушивали по другой рации.
Инесса Тарвердиева в ходе допросов говорила, что Синельник подарил ей с Подкопаевым радиостанцию, по которой они прослушивали переговоры полицейских перед и после ряда преступлений. На заседании 22 июня был допрошен сослуживец Синельника Сергей Косяков, который отверг возможность прослушивания оперативников по рации ДПС.
"Нам её (эту рацию) принёс Сергей Синельник, вернувшись после ночной смены. Он подарил её Роману в гараже и рассказал, откуда она у него появилась, в моём присутствии. Он сказал, что, работая в ночную смену, он в удобный момент взял её у своих же коллег", - сказала подсудимая.
Вместе с этим Тарвердиева сообщила, что при рассматриваемым эпизодах "пользовались такой же "Моторолой", но зарегистрированной на Синельника". "Мы взяли её без спроса, взяли с собой, переговоры слушали по дороге", - пояснила она.
По словам подсудимой, рацию Синельника включал лично Подкопаев, и он же настроил её на волну новочеркасских полицейских. Тарвердиева уточнила, что "как настроить, знал только Роман", никакими дополнительными устройствами при этом он не пользовался.
Виктория Тарвердиева добавила, что на волну полицейских рацию настроили, "просто крутя ручку". Она сообщила, что помимо новочеркасских полицейских, по рации можно было слушать переговоры полицейских из Аксая.
Рассмотрение дела отложено до 17 июля, поскольку адвокат Инессы Тарвердиевой ушёл в отпуск. Ожидается, что на следующем заседании защита представит доказательства по следующему эпизоду – об убийстве на трассе М-4 "Дон" Андрея Сазонова и тяжёлом ранении Юлии Васильевой.
Одним из эпизодов дела "ростовских амазонок" является нападение в ночь на 30 июля 2008 года на преподавателя института МВД Алексея Сазонова и его пассажирку Юлию Васильеву. Сазонов после нападения скончался, Васильева выжила, оставшись инвалидом.
Комментариями от участников процесса относительно хода судебного слушания "Кавказский узел" пока не располагает.