13:22 / 12.07.2017Защита заявила о недопуске к Стомахину независимых психологов

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Администрация колонии, в которой отбывает наказание осужденный за публичное оправдание терроризма Борис Стомахин, препятствует допуску к нему независимых психологов, заявил адвокат Роман Качанов.

Как сообщал "Кавказский узел", Борис Стомахин 20 апреля 2015 года был приговорен к трем годам лишения свободы за свою публикацию о терактах в Волгограде, которые произошли 29-30 декабря 2014 года. По данным следствия, он публично оправдал терроризм. На момент суда Стомахин уже отбывал наказание по аналогичному обвинению, вынесенному 22 апреля 2014 года.

Стомахин отбывает наказание в Пермском крае. 10 апреля 2017 администрация колонии во второй раз отозвала представление об ужесточении условий содержания и переводе в тюрьму. 11 июля суд ужесточил режим содержания Борису Стомахину, отбывание срока в колонии строгого режима заменено на содержание в тюрьме.

"На ужесточении режима настаивала колония, - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Стомахина. - Хоть прошел уже почти год, как колония первый раз подала такое представление. Несколько раз суд отказывался его рассматривать по формальным основаниям. 10 июля представление о переводе Бориса Стомахина в тюрьму было рассмотрено, судебное заседание шло весь день. 11 июля было оглашение. Прокурор попросил год тюрьмы. Борис, как и раньше, сделал заявление, что не будет участвовать в суде, и сказал, что не признает суд. После этого он ничего не говорил и отказывался отвечать на вопросы суда. Это вызвало у меня как адвоката определенные трудности. Достаточно сложно защищать человека, когда он не помогает защите".

Защита возражала против против перевода Стомахина в тюрьму, отметил Роман Качанов. "Мы заявили несколько ходатайств, в том числе, об отложении рассмотрения, так как у Бориса обжалованы два дисциплинарных взыскания, и они до сих пор не рассмотрены, судебное заседание по их рассмотрению Чусовским судом назначено на 31 июля", - сказал он.

По словам адвоката, суд изучил медицинскую карту Стомахина с целью устранить противоречие, "поскольку была предоставлена сначала справка с одним диагнозом, потом с другим", "но противоречие так и не было устранено".

"Я говорил о том, что морально-нравственная сторона его характера устойчива, что отмечают даже тюремные психологи, которые его исследовали. Тюрьмы предназначены для криминальных личностей, твердо убежденных преступников, совершивших общеуголовные преступления против личности, против собственности. Борис не является таковым. Ему не место в тюремном режиме", - заявил Качанов.

По словам Качанова, вместе с ним на суд прибыл пресс-секретарь Межрегионального центра прав человека Глеб Эделев, но ему было отказано в допуске в качестве защитника. "Хотя Борис с письменном заявлении просил, чтобы Глеб Эделев был допущен в качестве защитника, то есть грубо нарушено право на защиту", - заявил адвокат.

Он также утверждает, что "в колонию несколько раз не допускали независимого психолога, чтобы Борису была оказана вневедомственная психологическая помощь".

"Администрация поставила Бориса на три вида профилактического учета - как склонного к суициду и членовредительству, к преступлениям экстремистской направленности и к побегу", - сказал адвокат. Однако, по его мнению, это было сделано необоснованно.

"Склонность к побегу - это бред, к членовредительству он не склонен, но определенные суицидальные настроения у него есть, соответствующие заявления в письменном виде он делал раньше. И, конечно, он нуждается в нормальном человеческом отношении, комплексной квалифицированной психологической помощи, которую администрация не в состоянии ему предоставить. Более того, на основании УПК он имеет право на такую помощь, но администрация дважды противодействовала допуску психолога. От помощи тюремных психологов он отказывается, он им не доверяет, тем более встречи происходят в присутствии оперативных сотрудников колонии", - рассказал Качанов.

По его словам, еще в марте 2016 года Стомахин писал заявление на имя начальника колонии о том, что "нуждается в независимой психологической помощи со стороны конкретного психолога".

"В апреле прошлого года психолог приезжал, его не допустили, действия и.о. начальника колонии были обжалованы в судебном порядке, эти действия судом первой и второй инстанции были признаны незаконными. В декабре психолог приехал вновь и его опять не допустили. В мае этого года действия и.о. начальника колонии признаны Октбярьским райсудом Екатеринбурга незаконными, суд постановил допустить психолога. Администрация применяет к Борису административные репрессии, не оказывая никакой психологической помощи, противодействует оказанию такой помощи независимыми психологами", - утверждает адвокат.

Качанов заявил, что обжалует постановление о переводе Стомахина в тюрьму в течение 10 дней. "Сейчас Борис находится в колонии, - сказал он. - Пока постановление суда в силу не вступило, Борис не будет переведен в тюрьму, но чисто теоретически его могут перевести в СИЗО".

"Кавказский узел" не располагает комментариями руководства колонии относительно заявлений адвоката. 

Правозащитный центр "Мемориал" ранее выступил против перевода Бориса Стомахина на тюремный режим. По мнению правозащитников, руководство колонии основывало свое требование на необоснованных взысканиях в отношении публициста. Так, в феврале 2016 года Стомахин был отправлен в изолятор за то, что появился за пределами камеры без бирки на робе. Заключенный утверждал, что в день нарушения вообще не выходил из камеры.

Автор:Татьяна Филимонова