Российское общество переживает трагические дни. Вместе со всеми гражданами нашей страны мы, российские писатели, глубоко скорбим о братьях и сестрах, о детях, погибших в результате террористического акта в театре на Дубровке.
Мы выражаем признательность тем, кто, жертвую жизнью, спас от гибели сотни наших соотечественников, оказавшихся в заложниках.
Вместе с тем именно скорбь о жертвах, ненависть к бандитскому насилию и тревога за будущее заставляет нас вновь и вновь говорить о насущной чеченской проблеме, требующей безотлагательного решения.
Насилие всегда порождает соблазн еще большего ответного насилия. Мы полагаем своим долгом предостеречь от этого соблазна политиков и военных.
Объективно оценивая наглую акцию террористов в Москве, мы не можем считать ее достаточным основанием для эскалации военных действий, для развязывания карательных операций в отношении мирных граждан России, живущих на территории Чеченской Республики.
С сожалением и беспокойством мы вынуждены констатировать, что действия террористов нанесли косвенные, но ощутимые удары по тем силам в Российском обществе, которые стремились и стремятся найти способы мирного урегулирования чеченского вопроса.
В средствах массовой информации, контролируемых официальными властями, нагнетается атмосфера нетерпимости в отношении тех, кто видит выход в переговорном политическом урегулировании чеченской проблемы.
Под предлогом борьбы с международным терроризмом развязывается неприкрытая борьба со свободой слова, правом на получение достоверной информации, что особенно важно для общества в трагические дни современной истории. Власти, таким образом, пытаются скрыть истинный масштаб трагедии войны в Чечне, одновременно навязывая обществу идеологию официозного - читай - ложного патриотизма и демонстрируя нежелание прислушиваться к мнению сторонников правовых, ненасильственных методов решения проблемы, которое широко распространено в российском обществе, включающем и чеченскую этническую группу.
Нынешняя трагическая ситуация требует проведения четкой границы между правом и произволом, между правомерными и насущными действиями по предотвращению террористических актов в будущем и мстительным, преступным насилием по отношению к мирному населению.
Вопрос о правовом порядке на территории Чеченской Республики - это одновременно и вопрос о правовом прядке на территории России в целом. Вопрос это не сегодня возник, но, пожалуй, никогда еще он не стоял так остро, как сегодня. Демократические силы в российском обществе не могут и не должны допустить торжества идеологии безграничного насилия. Мы должны стремиться к тому, чтобы мирное решение чеченской проблемы стало залогом общероссийской победы права над произволом.
Москва, 10 ноября 2002 года