"Сенсация" родилась в виде сообщения пресс-службы прокуратуры края. Вот дословно его текст.
"Прокуратурой края закончено расследование и направлено в суд уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). По мнению следствия, заведующий кафедрой социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета, являясь руководителем научно-исследовательского проекта, при подготовке и редактировании монографии "Ставрополье: этноконфликтологический проект", зная, что она подлежит публичному распространению, включил в нее высказывания и не подтвержденные результатами опроса выводы, в том числе формирующие негативный образ мигрантов неславянских этносов, пропагандирующие превосходство и исключительность лиц одной национальности над другими. Дело направлено для рассмотрения в Ленинский районный суд Ставрополя".
Первая реакция на это сообщение - шок. При всей вакханалии межнациональных конфликтов, разодравших в клочья бывший СССР и теперь пытающихся растащить Россию, даже специалисты смогут припомнить лишь единицы фактов за последнее десятилетие, когда кто-либо был привлечен к ответственности за разжигание межнациональной розни. Сами правоохранительные органы не скрывают, что доказать состав преступления с этой формулировкой практически невозможно - таков, якобы, закон.
А тут уголовное дело не просто закончено, но даже передано в суд. Обвиняемый - не ваххабит, не шахид из тех, что недавно держали в заложниках вместе с московским "Норд-Остом", по сути, всю страну, а, пожалуй, самый известный на Ставрополье в области этноисследований ученый, профессор (до возбуждения дела - заведующий кафедрой Ставропольского госуниверситета) Виктор Авксентьев.
Разумеется, мы не могли не связаться с профессором. Шок - именно так характеризует и В. Авксентьев свою первую реакцию, когда в августе этого года в университете появился представитель прокуратуры и известил о возбуждении уголовного дела по факту публикации монографии. С профессора тут же была взята подписка о невыезде.
По словам ученого, работа, о которой идет речь, выполнялась в рамках проекта по исследованию межэтнических отношений в Ставропольском крае, заказанного правительством края. Задачей авторского коллектива из пяти человек было исследовать и показать реальную ситуацию на Ставрополье в области межэтнических отношений и выработать на этой основе определенные предложения и рекомендации.
"Мы стремились показать реальную картину общественного мнения, которое существует в крае, - говорит В. Авксентьев, - выявить болевые точки в этих отношениях и тем самым вскрыть случаи этноэгоизма, ксенофобии и этноцентризма". Эта задача, кстати, предусмотрена президентской концепцией национальной безопасности РФ. Все обвинения, выдвинутые прокуратурой, профессор считает необоснованными. По его словам, уже получено 15 разъяснений ведущих специалистов-конфликтологов и этносоциологов России и Северного Кавказа, которые также подтверждают, что никакие материалы, опубликованные в данном издании, не могут возбуждать национальной розни.
Из разговоров со многими авторитетными специалистами в крае можно сделать вывод: научный труд действительно интересен именно тем, что, пожалуй, впервые для Ставрополья здесь достаточно откровенно, но деликатно, учитывая специфику темы, охарактеризованы очень многие процессы, которые накаляют в последние годы межнациональную обстановку в крае. А то, что она накалена, не могут отрицать даже правоохранительные органы. Только в этом году на Ставрополье можно назвать несколько серьезных конфликтов на межнациональной почве, в которых дело дошло до применения оружия. Другое дело, что до сих пор у правоохранительных органов не хватало смелости сказать о межнациональной подоплеке таких конфликтов. И ни один из их действительных виновников не понес наказания и не был привлечен к ответственности. Зато попытка проанализировать эти процессы, увидеть подлинные причины негативных явлений тут же привела к уголовному делу. "Надеюсь на справедливое решение суда, которое поставит точку в этом странном деле", - закончил наш разговор профессор В. Авксентьев.