ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Двое уроженцев Чечни Рамзан Белялов и Магомед Маздаев, которых следствие считает участниками теракта в Буденновске в 1995 году, в суде не признали вину. Их адвокаты заявили, что срок давности привлечения подзащитных к уголовной ответственности истек.
Как информировал "Кавказский узел", в Северо-Кавказский окружной военный суд 18 июля было передано дело уроженцев Чечни Рамзана Белялова и Магомеда Маздаева, обвиняемых в вооруженном нападении на Буденновск. На первом слушании по существу 18 сентября гособвинитель заявил, что потерпевшими по делу проходят 1859 человек.
14 июня 1995 года группа боевиков из Чечни под руководством Шамиля Басаева захватила центральную горбольницу Буденновска. В результате теракта погибли 129 человек. После переговоров 19 июня 1995 года террористы освободили оставшихся людей, российские власти согласились на прекращение боевых действий в Чечне, а боевикам разрешили уйти. Белялову и Маздаеву предъявлены обвинения в участии в банде (ч. 2 ст. 209 УК РФ), совершении террористического акта (ч. 3 ст. 205 УК РФ) и в захвате заложников (ч. 2 ст. 126.1 УК РСФСР).
Гособвинитель: нападение на Буденновск совершалось "с участием Белялова и Маздаева"
18 сентября в Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону началось рассмотрение по существу дела в отношении Белялова и Маздаева, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на процессе.
Гособвинитель зачитал обвинительное заключение, согласно которому Белялов и Маздаев в первой половине 1995 года вступили в вооруженную группу, ставившую перед собой задачи по совершению терактов, захвату заложников, убийству мирных граждан и посягательства на жизни сотрудников правоохранительных органов.
Так, по версии обвинения, Белялов и Маздаев вместе с другими участниками группы приехали в Буденновск на трех автомобилях КамАЗ и переделанной под милицейскую автомашину ВАЗ 2106. В результате нападений на мирных жителей, сотрудников правоохранительных органов и захвата больницы в Буденновске погибли 129 человек, 317 человек получили ранения, в том числе 40 - тяжелые, 1586 граждан оказались в заложниках в невыносимых условиях, 198 автомобилей было сожжено, сообщил прокурор.
Общий имущественный ущерб от действий террористов составил 95,619 миллиарда неденоминированных рублей убытка, который был почти полностью возмещен из федерального бюджета, отметил он.
Отметим, что из оглашенного обвинительного заключения не стало ясно, в чем конкретно обвиняются подсудимые и что они делали во время нападения. По словам гособвинителя, инкриминируемые подсудимым эпизоды, в частности, захват городской больницы, взятие заложников, совершались группой Басаева "с участием Белялова и Маздаева".
Адвокаты подсудимых в суде заявили, что зачитываемый прокурором документ сложно составлен, повторяет 200 томов дела, описывающих трагедию в Буденновске, и попросили огласить итоговые статьи обвинения. Гособвинитель уточнил, что Рамзан Белялов и Магомед Маздаев обвиняются по трем статьям УК. Кроме того, по его словам, Маздаеву также вменяется незаконное хранение наркотических средств (ч. 1 ст. 228 УК РФ).
Оба подсудимых заявили, что вину не признают
Затем судья спросил, признают ли подсудимые себя виновными, и получил от них отрицательный ответ.
"Виновным себя не признаю", - заявил Белялов.
По его словам, он 2 года и 3 месяца "ни за что" сидит в заключении.
Он отметил, что его показания следствию о наличии алиби правдивы, однако следствие ничего не предприняло, чтобы их проверить.
"В июне 1995 года я работал в другой республике", - сказал подсудимый, добавив, что есть многочисленные свидетели и документы, которые это подтвердят.
Ранее адвокат Белялова утверждал, что когда боевики Басаева вторглись в Буденновск, его подзащитный работал в башкирской деревне Воздвиженка на сооружении сельхозобъектов, на ремонте детского сада и школы. В августе 2015 года защитник заявлял о нарушении прав Белялова на справедливое расследование и нежелание следствия проверить его алиби.
Магомед Маздаев также не признал себя виновным в нападении на Буденновск.
"Я - не Рембо", - сказал он.
Кроме того, он заявил, что наркотики ему были подброшены при задержании.
Защита заявила, что дело Белялова и Маздаева должно быть прекращено
Белялов находится на скамье подсудимых на основе различных предположений, считает его адвокат Сергей Загнойко.
В материалах дела есть документы, где указано, что Белялов получал орден от Басаева, но "никакого ордена не нашли", отметил он.
По словам адвоката, вызывает сомнения то обстоятельство, что три свидетеля обвинения по делу только спустя 21 год смогли опознать подсудимых и других предполагаемых участников нападения.
Загнойко отметил, что по закону прошел срок давности привлечения к ответственности его подзащитного, поскольку он от следствия не скрывался, а жил с семьей в Гудермесском районе Чечни и работал слесарем в РЖД.
"В деле нет никаких документов, свидетельствующих, что Белялов находился в розыске", - заявил адвокат.
Как сообщал "Кавказский узел", Маздаев был задержан в декабре 2014 года после приезда из Чечни в Волгоградскую область, а 2 июня 2015 года в Гудермесе был задержан Белялов.
Истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности, которые составляли в 1995 году по таким делам 10 лет, не позволяет судить Маздаева, заявил его адвокат Ильяс Тимишев.
Он отметил, что считает весь процесс над уроженцами Чечни незаконным.
"Когда совершалось преступление, в Уголовном кодексе не было таких статей, которые сейчас им вменены. Это, конечно... нарушение законодательства", - сказал адвокат.
Согласно принятому порядку представления доказательств стороной обвинения сначала на процессе будут исследованы показания потерпевших, затем письменные материалы дела, а в заключении запланирован допрос подсудимых.
Следующее заседание по делу назначено на 10.30 мск 19 сентября.
Адвокат: в обвинительном заключении показана жуть трагедии в Буденновске, но мало конкретики
Обвинительное заключение составлено таким образом, чтобы показать "жуть произошедших событий", однако в нем мало конкретики, заявил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Загнойко после заседания суда.
По его словам, у Белялова есть "неоспоримое алиби".
"С мая по декабрь 1995 года он находился на строительстве животноводческих ферм сельхозпредприятия "Маканский" Хайбуллинского района Республики Башкирия. Есть этому свидетели, которые готовы дать показания в суде, и бухгалтерские документы на заработную плату Белялова", - рассказал защитник.
Он считает, что дело в отношении его подзащитного также должно быть прекращено за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
"Срок давности не действует только для лиц, которые умышленно скрываются от следствия. Чтобы умышленно скрыться от следствия, нужно знать, что это следствие есть, что тебя ищут, что тебе предъявлено обвинение, что есть судебное решение об объявлении в розыск. И с этим связано, что ты куда-то убежал. Однако Белялов никуда не убегал, он все 20 лет жил в своем селе Нойбер вплоть до момента задержания", - сказал Загнойко.
Комментариями от других участников процесса относительно хода судебного слушания по делу "Кавказский узел" пока не располагает.
Если человека судят за преступление, которое не являлось преступлением в момент совершения проступка - это уже нарушение ст. 7 Европейской Конвенции. Там четко написано: "Никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением".
В Уголовный кодекс РСФСР, утвержденный ВС РСФСР 27.10.1960 года, Указом ВС РСФСР от 17.04.73 г. была введена статья 213.3 "Терроризм". Таким образом, скорее всего адвокаты у этих двух обвиняемых не совсем профессиональны...
Неужели действительно такой бардак в следственных и судебных органах России ?
На мой взгляд, заявления адвокатов о незаконности привлечения данных граждан к уголовной отвественности в связи с истечением срока давности не обоснованны и не законны. Часть 5 статьи 78 Уголовного Кодекса РФ гласит: " К лицам, совершившим преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358, 361 настоящего Кодекса, а равно совершившим сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, сроки давности не применяются".
По моему мнению, адвокатам следовало бы сосредоточить свои усилия на поиске достоверных алиби, таких алиби, которые убедили бы судью и всех участников процесса, что эти парни действительно во время событий в Будённовске находились в совершенно в другом месте. А необоснованные, громкие заявление корреспонденту КУ о незаконности действий обвинения, не подкреплённые никакими нормами права, абсолютно не способны облегчить судьбу подсудимых ...