ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Работы девяти дизайнеров черкесского костюма из Кабардино-Балкарии и Адыгеи представлены на показе в нальчикском Дворце профсоюзов. Рост интереса молодежи к черкесскому костюму позволяет говорить, что у этой национальной одежды есть будущее, отметили дизайнеры.
Показ, организаторами которого выступили активисты молодежной группы "Нарт Хэку", состоялся 27 сентября, накануне Дня черкесского костюма, и сопровождался адыгской музыкой в исполнении ансамбля «Бзабзэ» под руководством Зубера Еуаза, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на мероприятии.
«Межрегионального показа черкесских дизайнеров на моей памяти до сих пор не было. И мы решили восполнить этот пробел», - рассказал "Кавказскому узлу" один из организаторов показа Астемир Шебзухов.
По его словам, среди дизайнеров, представивших свои работы, есть как опытные мастера, так начинающие, для которых "это хорошая площадка для показа своих моделей".
«Это не такие большие деньги, чтобы нам понадобилась помощь спонсоров», - сказал он.
Отбор участников показа не проводился, в показе участвовали все, кто захотел, отметил Шебзухов.
По его словам, среди дизайнеров, представивших свои работы, есть как опытные мастера, так начинающие, для которых "это хорошая площадка показать свои модели".
Свои костюмы представили дизайнеры Белла Боджокова, Рузана Чурмыт, Земфира Мамиева, Фатима Коблева, Радима Дышекова, Анжела Дзуганова, Оксана Белимготова, Инна Кодзокова, Жанна Хараева, сообщил он.
Дизайнеры заявили, что у черкесского костюма есть будущее
Белла Боджокова рассказала "Кавказскому узлу", что занимается моделированием и конструированием черкесской одежды семь лет. В ее коллекции под названием «Черкешенка» около 20 платьев. По ее словам, она неоднократно участвовала в показах как внутри Адыгеи, так и за ее пределами.
Дизайнер отметила, что вдохновляет ее любовь к своему народу и своей культуре.
У черкесского костюма есть будущее, так как он становится все популярнее у молодежи, считает она.
По ее словам, возможны также стилизации под черкесский костюм.
Пошив костюма обходится дорого, поэтому приходится вкладывать средства, заработанные на пошиве обычных заказов, отметила Боджокова.
По словам Рузаны Чурмыт, она занимается черкесским костюмом восемь лет, создала в Майкопе свадебный салон «Дышъэ идагъ», который шьет свадебные платья в национальном стиле.
На показе были представлены восемь платьев, лишь небольшая часть ее коллекции, сказала Чурмыт "Кавказскому узлу".
Знания по изготовлению национального костюма были переданы старшими мастерицами, а теперь у нее учатся молодые дизайнеры, рассказала она.
У каждого мастера черкесского костюма свой почерк, свой стиль, поэтому конкуренции нет, отметила дизайнер.
Оксана Белимготова рассказала "Кавказскому узлу", что занимается изготовлением черкесского костюма пять лет.
Ранее в Нальчике никогда не презентовала свои костюмы, но участвовала в международном показе "Евразия" в 2014 году, где получила третье место в номинации «Лучший костюм Кавказа», сказала дизайнер из Кабардино-Балкарии.
«Я заинтересовалась черкесским костюмом в раннем возрасте, увидев в кабардинском букваре на букву «Ф» «фашэ» (черкесский костюм). Есть ли у черкесского костюма будущее? Я думаю, что есть, и мы должны этому способствовать. Надеяться на это мне позволяет наличие интереса у молодежи к костюму. Возможно, его возрождение произойдет не завтра, но я уверена, что я застану это время», - сказала Белимготова.
Дизайнер отметила, что изготовление черкесского костюма является трудоемкой работой, так как много деталей приходится делать вручную.
К стилизации костюма она относится положительно, так как считает, что черкесский костюм, особенно женский, как впрочем, и мужской, требует наличия стройной фигуры – высокого роста, талии.
Не все обладают такими фигурами, поэтому возможны стилизованные костюмы, пояснила Белимготова.
По ее словам, прежде показа черкесского костюма такого масштаба в Нальчике не было. Дизайнер отметила, что для развития своего дела с удовольствием бы приняла участие в каком-нибудь семинаре по черкесскому костюму, если бы получила приглашение.
Студентка Пятигорского МФИ Марита Бишенова, одна из девушек, которая демонстрировала платья, рассказала "Кавказскому узлу", что приехала в Нальчик специально для участия в показе.
«Надевая платье, я чувствую себя женственнее, приходится контролировать осанку, походку», - сказала она.
По ее словам, в повседневной жизни она носит юбки, джинсы, но вовсе не прочь носить национальное платье, однако пока надевает его только по праздникам либо на показах.
Залина Сундукова, также участвовавшая в показе, отметила, что «в национальном платье хочется вести себя по-другому».
Она считает, что молодежь приобщается к национальной одежде и появляется все больше желающих носить черкесский костюм.
Чем чаще будут проводиться подобные показы, тем лучше, сказала Сундукова "Кавказскому узлу".
Стилизация под черкесский костюм, то есть одежда с элементами национального костюма, получила бы быстрее распространение среди населения, считает она.
Однако руководитель школы адыгского танца Эдита Канкулова, которая присутствовала на показе в качестве зрителя, выступила против стилизации.
«Наши костюмы самодостаточны. Их не нужно менять. Особенно нельзя трогать длину. Хотелось бы, чтобы все осталось, как было. И тона бы использовались такие, как тогда, – бордовые, зеленые, а белые – только на свадьбу», - сказала Канкулова "Кавказскому узлу".