ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Статус беженца во Франции, который имеет уроженка Чечни Зара Муртазалиева, не зависит от решений по ее судебным спорам с российскими властями, заявил адвокат Кирилл Коротеев. По словам Муртазалиевой, французским властям известно о тонкостях ее уголовного дела.
"Кавказский узел" информировал, что суд в 2005 году признал Муртазалиеву виновной в подготовке серии терактов на территории Москвы и вовлечении людей в его совершение. Она была приговорена к 8,5 годам заключения. Муртазалиевой было отказано в условно-досрочном освобождении, поскольку она не признала вину. Осужденная вышла на свободу 3 сентября 2012 года. В мае 2017 года стало известно, что ЕСПЧ отказал Муртазалиевой в удовлетворении жалобы на нарушение в России ее права на справедливое судебное разбирательство и на достаточное время и возможности для подготовки своей защиты. Однако в сентябре жалоба Муртазалиевой была передана в Большую палату ЕСПЧ для пересмотра.
Даже в случае отказа Большой палаты Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в удовлетворении жалобы Муртазалиевой это не будет иметь никакого негативного влияния на ее статус беженца во Франции, заявил корреспонденту "Кавказского узла" юридический директор Правозащитного центра "Мемориал" Кирилл Коротеев, который является представителем Муртазалиевой.
"Это совершенно не взаимосвязанные друг с другом явления", - сказал он.
Сама Зара Муртазалиева также считает, что ее судебный спор против России в ЕСПЧ никак не отразится на ее статусе беженца.
"Когда я подавала прошение [о признании беженцем], здесь прекрасно знали о всех тонкостях моего уголовного дела, деталях и о моих судебных разбирательствах... Вида на жительство лишают человека, если он совершил преступления в этой стране, но сначала он, безусловно, отбывает наказание за содеянное, и только после этого проходит процесс аннулирования статуса", - сказала она "Кавказскому узлу".
Перед ЕСПЧ были поставлены два вопроса о нарушении прав Муртазалиевой в России
По словам Муртазалиевой, изначально жалоба в Европейский суд была подана еще 12 лет назад ее прежним адвокатом.
"Когда готовилась жалоба в ЕСПЧ, я уже отбывала наказание в Мордовии, и, собственно говоря, меня меньше всего интересовало то, что происходило за забором... Жалоба была коммуницирована по двум вопросам: почему не допросили в суде главного свидетеля, и неудобства в зале во время судебных заседаний", - рассказала она.
Неудобством в зале суда было то, что видеодоказательства демонстрировались на маленьком экране, и со скамьи подсудимых их было трудно увидеть, пояснил Коротеев.
Он отметил, что по обоим пунктам судьи ЕСПЧ при первоначальном рассмотрении жалобы приняли отрицательное решение.
"Но нас больше беспокоит первый пункт, главный для заявителя, - не предоставлена возможность допроса в суде основного свидетеля обвинения", - сказал адвокат.
ЕСПЧ изначально счел неубедительными доводы о том, что ключевой фигурой в деле уроженки Чечни был полицейский, не допрошенный на судебном процессе в России, заявил ранее Коротеев, комментируя решение Евросуда передать жалобу Муртазалиевой в Большую палату на пересмотр. По его словам, в жалобе в Большую палату защита Муртазалиевой указала, что необходимость вызвать на допрос этого свидетеля признана российским судом, и ЕСПЧ не должен переоценивать его выводы.
Мосгорсуд в ходе рассмотрения дела Муртазалиевой согласился на допрос основного свидетеля обвинения в зале суда, однако он так и не был допрошен, пояснил Коротеев.
"Национальный суд в первой инстанции, где судили Зару Муртазалиеву, согласился в свое время с тем, что свидетель... должен был быть допрошен. Но лишь из-за того, что тот находился в командировке в момент вызова, он не был допрошен", - рассказал Коротеев.
Представитель Муртазалиевой настаивал, что именно невозможность допросить свидетеля привело к нарушению Конвенции о праве на справедливое судебное разбирательство, однако изначально ЕСПЧ принял решение не в пользу уроженки Чечни в связи с упущениями со стороны ее защиты при рассмотрении дела в судах первой и второй инстанций в России, полагает Коротеев.
Он также отметил, что в жалобе, направленной в ЕСПЧ 12 лет назад, не было ссылки на нарушение права на уважение частной и семейной жизни (статья 8 Конвенции о правах человека).
«В статье говорится, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции и не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом. А именно запись частных бесед Муртазалиевой легла в основу обвинения», - сказал адвокат.
"Кавказский узел" также писал, что феврале 2012 года имя Муртазалиевой было включено в список политзаключенных, переданный организаторами митинга "За честные выборы" главе президентского Совета по правам человека Михаилу Федотову.
В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована биография Зары Муртазалиевой, а в разделе "Нормативные акты" размещен текст Европейской конвенции по правам человека.
Не допрос основного свидетеля обвинения - это нарушение равенства сторон. Сторона обвинения имеет возможность получить информацию от основного свидетеля, а у защиты такого права не возникло, потому что суд не соблюд основной принцип - равенство сторон перед судом. Я думаю все колебание ЕСПЧ связано с тем, насколько показания ключевого свидетеля повлияли на результат судебного разбирательства. Если суд соблюдал все остальные процедуры и решение суда стало таким каким оно стало, то насколько не допрос основного свидетеля защитой мог бы изменить решение суда. Интересно было бы взглянуть как данное дело решит Большая палат ЕСПЧ. Это будет красивый юридический казус.