ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Центральном районе Волгограда во время проведения земляных работ в охранной зоне культурного наследия вскрыты несколько склепов XVII-XVIII веков. О том, что здесь находилось кладбище, было известно давно "из литературных источников", рассказали корреспонденту "Кавказского узла" археологи, которые предположили также, что при проведении работ были допущены нарушения.
В самом центре Волгограда, на границе Комсомольского сада вдоль улицы Володарского, в двухстах метрах от здания администрации области проходят земляные работы по прокладке водопроводных труб. 4 октября рабочие обнажили здесь несколько погребений, передает корреспондент "Кавказского узла".
«Мы про кости сказали нашему начальнику. Он сходил в краеведческий музей, им сообщил. А дальше не знаю, кто там с этим разбирается. Мы кости не трогаем, в дыры эти не лезем. Тут были уже люди – фотографировали, что-то писали», - рассказал 9 октября корреспонденту «Кавказского узла» один из рабочих на условиях анонимности.
О существовании кладбища в месте проведения земляных работ известно "из литературных источников"
«Мы здесь видим старинное кладбище XVII–XVIII веков, потревоженное строительными работами. Несколько проблем. Во-первых, сами работы проводятся без согласования с ОНПЦ (ГБУ культуры «Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры», - прим. "Кавказского узла"). Во-вторых, с самого начала никто их не сопровождает, не наблюдает», - сказал корреспонденту "Кавказского узла" секретарь Всероссийского общества охраны памятников и культуры Евгений Круглов.
Археолог рассказал, что о существовании кладбища в этом месте известно давно «из литературных источников», ценные артефакты находили рабочие во время строительства «Японского дворика» в Комсомольском саду, недалеко от котлована.
«Здесь явное нарушение закона №73-ФЗ, потому что рядом находятся исторические памятники – НЭТ (Волгоградский государственный новый экспериментальный театр - прим. "Кавказского узла") и каланча. Охранная зона у них сто метров. Вся эта территория находится в установленном историческом центре Волгограда. Все работы должны согласовываться. Очевидно, этого не было», - заявил Круглов.
«Оценку погребений дать пока не могу. Для этого необходимо проводить стационарные раскопки. Необходимо, в первую очередь, иметь открытый лист на это. Этими вопросами должна заниматься организация, которая конкретно занимается охраной памятников города. Сейчас мы не видим этого», - сказал корреспонденту "Кавказского узла" кандидат исторических наук из Волгоградского социально-педагогического университета Николай Скворцов.
Организация должна была решить этот вопрос еще до начала работ
Один из склепов, найденных рабочими в котловане, расположенный на глубине около двух метров, был наполовину разрушен, человеческие останки лежали на поверхности, передает корреспондент "Кавказского узла".
Три склепа обнажились на уровне кладки. Один костяк выступал из стенки котлована. Еще один склеп был частично разрушен. Дыру рабочие заложили досками. Через щель просматривается полуистлевший труп.
«На кости (рабочие) напоролись. Никого не предупредили. Рабочие конкретно нам показали обнажение захоронений», - сказал Евгений Круглов.
«Предупреждали (рабочие), наверное, но реакции пока не видно. Сообщали в стихийном порядке. Сама организация должна была решать этот вопрос еще до начала работ», - сказал Николай Скворцов после осмотра котлована.
«Траншея вообще-то роется уже давно, чуть ли не с весны. Она шла мимо вокзала. И что там находили - никто не знает, а находить должны были - траншея глубокая. Почему никто из Комитета (культуры) до сих пор не обратил внимания на такую ситуацию, не затребовал документы, не вмешался, не стал просто наблюдать?», - задается вопросами Евгений Круглов.
Корреспонденту "Кавказского узла" не удалось дозвониться до начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия Александра Крылова и сотрудников ГБУ культуры «Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры» (ОНПЦ). В пресс-службу аппарата губернатора направлен запрос с просьбой оказать содействие в получении информации от областного комитета культуры, которому подчинен ОНПЦ, о нарушениях законодательства в сфере охраны памятников культуры и истории. Сотрудники пресс-службы обещали дать ответ в течение пяти дней.
В случае нанесения объекту культурного наследия вреда работы должны быть прекращены
Земельные работы у Комсомольского сада в Волгограде проводятся в границах охранной зоны двух памятников культуры, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения – Дома науки и искусств (современный Новый экспериментальный театр) и пожарной части «Общество «Труд», рассказал корреспонденту "Кавказского узла" юрист Сергей Иващенко.
Список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, приводится в Приложении к постановлению Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 г. № 62/706.
По словам юриста, любые строительные работы в границах территории объекта культурного наследия, должны содержать в проектной документации разделы, касающиеся сохранности указанного объекта, причем эти разделы должны быть согласованы с региональным органом охраны объектов культурного наследия, то есть с ОНПЦ.
«В случае обнаружения археологических находок в ходе проведения земляных или иных работ на объекте, обладающем признаками объекта культурного наследия, заказчик этих работ, застройщик, а также лицо, проводящее эти работы, обязаны незамедлительно их приостановить и в течение трех дней со дня обнаружения археологических артефактов направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженных артефактах», - сказал Сергей Иващенко, ссылаясь на Федеральный закон №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с законом, по словам Иващенко, Волгоградский областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры, в который такое заявление следует направить, должен организовать работу по определению историко-культурной ценности обнаруженного археологического объекта. Если подтвердится, что обнаруженные находки являются объектом археологического наследия, ОНПЦ должно уведомить об этом заказчика и исполнителя земляных работ.
При этом юрист заметил, что в случае, если объекту культурного наследия нанесен вред, то «всякие работы должны быть немедленно приостановлены» после получения предписания ОНПЦ о приостановлении указанных работ.
«Чиновники ОНПЦ должны определить меры по обеспечению сохранности обнаруженных во время работ объектов культурного наследия. Эти меры включают в себя разработку либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, либо плана проведения спасательных археологических полевых работ», - сказал Сергей Иващенко, отметив, что все артефакты, найденные в ходе работ, «рабочие обязаны передать государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия».
По словам юриста, виновные в нанесении вреда объекту культурного наследия должны "возместить стоимость восстановительных работ", а виновные в нанесении вреда объекту археологического наследия должны возместить стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения.
«При этом возмещение материального ущерба не освобождает этих граждан от административной и уголовной ответственности», - заметил Сергей Иващенко.