ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Ворошиловский райсуд Волгограда прекратил производство по иску родителей, которые требовали увеличить финансирование школ для слабовидящих детей. Решение суда будет обжаловано, заявила представитель истцов. В комитете образования и науки региона отметили, что выполняют все требования законодательства.
Как информировал "Кавказский узел", 15 сентября группа родителей детей с нарушениями зрения предъявила иск комитету образования и науки Волгоградской области, потребовав признать бездействие чиновников незаконным и обязать их разработать нормативы для адаптированных образовательных программ. Истцы заявили о нехватке специалистов в спецшколах из-за несоответствия нормативов финансирования новым госстандартам. На предварительном слушании 29 сентября основное заседание было назначено на 12 октября.
12 октября Ворошиловский районный суд прекратил производство по иску, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" юрист Лилия Кумскова, представляющая интересы административных истцов.
"Ответчик сегодня [12 октября] в суде вышел с ходатайством, заявив, что это иск в отношении неопределенного круга лиц, предмет иска уже был рассмотрен, решение вступило в законную силу. Суд прекратил производство по делу. Судья своим определением просто отказал целой группе детей и родителей в доступе к судебному решению спора. Я даже не могла предположить, что может дойти до такого. Если был бы неопределенный круг лиц, было бы понятно, но круг лиц был более чем определенный", - рассказала она.
Ранее 26 мая райсуд в Волгограде удовлетворил иск с такими же требованиями другой группы родителей детей с нарушениями зрения. По мнению истцов, бездействие чиновников привело к тому, что в спецшколах не хватает логопедов и специалистов по работе с детьми со слабым зрением. Однако 23 августа апелляционная инстанция отменила это решение райсуда.
По ее словам, этот коллективный иск подала уже вторая группа родителей, у которых дети - инвалиды с нарушением зрения. Истцами выступили 20 родителей в интересах не менее 20 детей, пояснила юрист.
Она отметила, что прежде в судах первой и второй инстанций рассматривались иски совершенно других людей в отношении совершенно других конкретных детей.
Однако, по словам Кумсковой, это не помешало суду указать в резолютивной части решения на повторное обращение по спору между теми же лицами, тогда как в нынешнем судебном процессе истцами выступили люди, не имеющие отношения к рассмотренному ранее спору.
"В результате отказано в рассмотрении не тем лицам, с участием которых дело рассматривалось ранее. В определении указано, что дело прекращается, если одни и те же стороны и один и тот же предмет спора. Ответчик и предмет спора - те же, но истцы-то разные, - заявила юрист. - Фактически людям не дают бороться за права своих детей. В резолютивной части четко указано, что речь идет о защите прав и законных интересов именно группы лиц, а не неопределенного круга".
На определение суда будет подана частная жалоба в областной суд, заявила она.
"Понятно, что данное определение препятствует дальнейшему движению дела и будет обжаловано в течение 15 дней", - пояснила юрист.
Относительно первого иска, в удовлетворении которого другой группе родителей было отказано в результате рассмотрения дела в апелляционной инстанции, Кумскова пояснила, что суд первой инстанции рассматривал именно нарушение материального права — соблюдения или несоблюдения законности, а суд второй инстанции перевел это "в русло формального нарушения, причем норм процессуального права".
"Эти формальные основания привели к прямо противоположному решению суда. Родители указывали на бездействие в период с 1 сентября 2016 года по настоящее время, поскольку ФГОС [Федеральный государственный образовательный стандарт] вышел именно 1 сентября 2016 года, и бездействием является период с 1 сентября 2016 года по настоящее время. Федеральное законодательство изменяется, на региональном уровне также должна измениться методика расчета и финансирования в соответствии с этим законом, должны быть внесены изменения в старые постановления либо изданы новые акты комитета", - пояснила юрист.
Кумскова отметила, что родители не просят себе денег.
"Это оплата работников, которые несут образовательную и медицинскую услугу, - сказала она. - Деньги идут к тем, кто будет детей учить и лечить. Неужели регион не может обеспечить их учителем и доктором? На сегодня в школах уже нет даже ставки психолога, который должен адаптировать ребенка к жизни. В школах нет денег. А денег нет потому, что на региональном уровне не разработана система финансирования, соответствующая новому закону".
Решение суда оказалось неожиданным, заявила "Кавказскому узлу" одна из истиц (по прошлому иску, который был рассмотрен в мае, - уточнение "Кавказского узла" от 15.06 мск 13.10.17), председатель совета начальной школы №2 Елена Беева.
"Сказать, что родители были в шоке — это ничего не сказать... Мы надеялись, что в соответствии с законодательством будет рассмотрен наш иск и принято соответствующее решение. Мы уверены, что правда на нашей стороне. Мы все делаем в соответствии с федеральным законодательством. Мы не собираемся сдаваться. Если будет нужно, дойдем и до Верховного суда, потому что родители настроены серьезно. Это наши дети недополучают то, что им положено по закону", - сказала она.
Своим решением суд "фактически ограничил права детей любых нозологий для обращения в суд", считает Беева.
Седых: истцам отказано в возможности обжаловать бездействие органов власти
Побывавшая 12 октября на заседании суда председатель правления региональной общественной организации родителей детей с нарушениями зрения "Луч света" Ольга Седых раскритиковала решение суда.
"Судья в определении указал, что в суд обратились те же стороны по тому же вопросу. Но у нас есть не только слабовидящие дети и дети-инвалиды с нарушением здоровья. У нас есть много других нозологий, которые теперь, получается, не могут обратиться за судебной защитой прав, которая является конституционной гарантией. То есть отказано в судебной защите и возможности обжаловать в судебном порядке бездействие органов государственной власти", - заявила "Кавказскому узлу" Седых.
Одна из истиц по иску Ольга Каменская, отметила, что родителям детей с ограниченными возможностями нужно подумать над тактикой защиты.
"Мы ничего не можем сделать, чтобы элементарно занимались нашими детьми с ограниченными возможностями. Судья сказал, что повторяется наш случай. Может быть, мы двигается не в том направлении, и надо подумать, как действовать", - сказала "Кавказскому узлу" Каменская, которая является бабушкой и опекуном двух пятилетних мальчиков, посещающих начальную школу №2.
По ее словам, у обоих ее внуков врожденная патология, и им обязательно требуются психолог, логопед, социальная адаптация.
"А этого нет. Дети с отклонениями по зрению могут быть гиперактивными. Помощь должна быть от государства. Такие дети живут часто с опекунами, это те слои населения, которые не могут себе позволить денежное обеспечение. Еще есть надежда на государство, чтобы дети выросли достойными. Идет нарушение их прав на образование, воспитание, социальную адаптацию. Но мы будем бороться дальше", - сказала она.
Каменская рассказала, что всю жизнь работала в дошкольном образовании. "Раньше система помощи таким детям работала, - сказала она. - Это в последние годы нет денег, и все ложится на плечи родителей".
Областные власти: спектр услуг для детей с ограниченными возможностями увеличивается
В Волгоградской области 25 организаций осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в 2014 году в них обучались 3039 детей с ограниченными возможностями, а в 2017 году – 3499, заявили в областном комитете образования и науки.
"Спектр услуг для таких детей увеличивается с учетом потребностей и состояния здоровья обучающихся", - говорится в ответе комитета образования и науки Волгоградской области на запрос "Кавказского узла".
Кроме того, по данным ведомства, пять ресурсных центров различной коррекционной направленности работают на территории Волгограда, один в Волжском и один в Михайловке, а также открыты классы для детей с ослабленным зрением на базе Михайловской школы-интерната, Волгоградской школы-интерната № 6, начальных школ №1 и №2, а также школ №5 и №31 Волгограда, детского сада "Черёмушка" и школы №17 в Волжском.
Методика расчета нормативов финансового обеспечения утверждена постановлением правительства Волгоградской области в мае 2014 года и учитывает требования ФГОС, вступившего в силу с 1 сентября 2016 года, заявили в комитете.
"Стоит отметить, что размер норматива, установленного для классов, реализующих адаптированные программы для детей с ОВЗ [ограниченными возможностями здоровья] в 2,5 раза выше норматива, установленного для общеобразовательных классов. В нормативы включаются расходы на оплату труда работников (административно-управленческого персонала, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, обслуживающего персонала), приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек", - говорится в письме.
С 2012 по 2017 года условия для качественного образования детей-инвалидов в рамках госпрограммы "Доступная среда" созданы в 222 образовательных организациях, заявили в комитете.
"На базе 17 образовательных организаций созданы и функционируют консультационно-методические службы для работы с детьми-инвалидами, их родителями и педагогами, - говорится в ответе. - Кроме того, работа в этом направлении ведется и Волгоградским областным центром психолого-медико-социального сопровождения... В штате центра – высококвалифицированные педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, логопеды, психиатр, невролог, педиатр, педагоги дополнительного образования, воспитатели".
Клочко: волгоградские родители сделали достойный шаг в борьбе за права своих детей
"Родители в Волгограде посчитали, что их детям не созданы специальные образовательные условия, организация образования не создала их. В этом предмет их иска. Это достойный шаг со стороны родителей, которые борются за права своих детей", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" руководитель секции по проблемам детей и взрослых с ОВЗ и инвалидностью в совете при правительстве России по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Клочко.
По ее словам, это не первый, но крайне важный прецедент.
"Потому что они дошли дальше, чем все остальные родители в своих тяжбах по регионам. Проблема стоит остро, потому что количество обращений родителей ко мне как к человеку, который собирает их в рамках мониторинга, который проводится нами для информирования Минобрнауки РФ, безмерно. Преимущественно это отказы в создании специальных образовательных условий", - сказала она.
В случае успеха волгоградских родителей этот опыт будет растиражирован во многих регионах, считает она.
"Деятельность волгоградских родителей, если она будет успешной, создаст прецедент, который мы потом надеемся тиражировать во многих регионах. Потому что проблема это общая для всей федерации. Страдают дети, не дополучая качественное образование, родители - от того, что они беспокоятся за будущее своих детей. Система должна прийти к стабильным выводам и движению вперед", - сказала Клочко.
Я насколько знаю им копейки платят, вот туда никто и не идет. Президент приказал им поднять зарплаты, а денег федералы не дали. В результате администрации всех этих школ пошли на разные уловки. Где-то всех этих педагогов перевели в уборщицы и двоники и стали платить им как педагогам, на бумаге оказалось, что зарплату подняли. Где-то убрали стимулирующие и люди в результате даже после подъма зарплаты стали получать меньше, чем до повышения.