ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Во время обыска в доме Багаудина Опиева силовики не показывали документы, заявил отец подсудимого Салман Опиев, который также отметил, что "никакого ваххабитского настроя" у сына не было. После обыска в доме все было сломано и перевернуто, заявила супруга подсудимого Аза Опиева. Предмет, найденный в кармане Илеза Торчхоева, силовик "не дал посмотреть ни секунды", заявил понятой Мурад Мержоев.
Как писал "Кавказский узел", 15 августа Северо-Кавказский окружной военный суд приступил к рассмотрению дела девяти жителей Ингушетии, которые обвиняются в участии в незаконном вооруженном формировании "орджоникидзевский джамаат". 3 октября на процессе восемь из девяти подсудимых заявили, что признательные показания давали под пытками. На заседании 18 октября в суде выступил военнослужащий, который рассказал, что он и его сослуживец были понятыми при обыске в доме Багаудина Опиева в Сунже, причем участвовали в обыске они "по распоряжению командования".
На скамье подсудимых находятся Лечи Гадамаури, Асхаб Албаков, Зелимхан Амриев, Акроман Бузуртанов, Багаудин Опиев, Тимур Матиев, Илез Торчхоев, Джохар Цечоев и Илез Цечоев. По версии следствия, под руководством Гадамаури было создано НВФ "орджоникидзевский джамаат", входившее в состав "сунженского сектора", а остальные восемь подсудимых вошли в состав "джамаата" в период с 1 марта 2014 года по 31 декабря 2015 года. Руководство и координацию "сунженского сектора" осуществлял также Гадамаури, полагает гособвинение. Вину частично признали только Гадамаури, Албаков и Амриев. Бузуртанов, Матиев, Торчхоев, Опиев и Джохар Цечоев вину полностью отрицают.
18 октября в Северо-Кавказском окружном военном суде продолжилось рассмотрение дела девяти жителей Ингушетии, которые обвинены в участии в незаконном вооруженном формировании "орджоникидзевский джамаат".
Заседание началось с опозданием почти на три часа ввиду сложностей с доставкой подсудимых из СИЗО. В Сунженском районном суде Ингушетии уже ожидали свидетели защиты, передает корреспондент "Кавказского узла".
Салман Опиев призвал судей дойти до правды
Первым был допрошен житель Сунжи Салман Опиев – отец Багаудина Опиева. Пожилой мужчина рассказал, что его сын живёт в отдельном домовладении в пяти метрах от его дома, двор участка при этом общий. По просьбе адвокатов Опиев рассказал обстоятельства обыска и задержания своего сына 9 июня 2016 года.
«Когда они пришли делать обыск, был полный двор солдат с автоматами, гранатомётами, машина «Урал» была. Часа два ни одного человека они не подпускали… Даже детские копилки они забрали! Столько прожить и видеть такую дикость! Я написал об этом президенту Путину, Евкурову, главе ФСБ Ингушетии, но не получил достойного ответа», - возмущённо, но размеренно сообщил Салман Опиев.
Мужчина также заверил коллегию судей, что никто из силовиков не представился и никаких документов на обыск не показывал.
«Это разбой, они насильно делали то, что захотелось. Вся семья была на улице, дети плакали, а солдаты эти были в доме, понятых тогда не было», - негодовал свидетель.
В доме Багаудина Опиева был обнаружен «патрон, граната с запалом, белый порошок и похожий на взрывчатку предмет», рассказал накануне военнослужащий, бывший понятым при обыске.
«Он не брал в рот ни одну папиросу, ни глотка водки! Каждое утро, день, вечер мы молимся, никакого спиртного, наркотиков», - прокомментировал изъятие "белого порошка" у сына Опиев. Пенсионер добавил, что он «вынес свои ветеранские награды за подписью Путина, показал силовикам, и они ответили, что он действительно заслуженный человек».
Салман Опиев отметил, что он «на второй или третий день» пришел к сыну в суд и увидел, что все лицо сына было в синяках. Также, по его словам, Багаудин пожаловался, что «два ребра ему сломали». Обыск, по словам Опиева, начался «около 6 часов утра».
«В детской комнате здравомыслящий человек может хранить наркотики и боеприпасы?» - задал вопрос отец подсудимого.
«Да покарает их Аллах!» - отреагировал мужчина на вопрос о возможной связи сына с ваххабитами.
«Никакого ваххабитского настроя у него не было, он прекрасно знает, как я к ним отношусь!» - сказал свидетель.
Свидетель также заверил, что в круг общения его сына не входили молодые люди, так как «это не солидно» (49-летний Багаудин Опиев старше остальных подсудимых почти в два раза).
Багаудин Опиев, «возможно, дал кому-то денег из жалости..., так как там, рядом с работой, много попрошаек..., но никак не на терроризм», сказал свидетель. Конкретных фактов займа денег мужчина не привёл. В конце своего допроса Салман Опиев призвал судей «дойти до правды».
Изъятый из кармана Торчхоева предмет силовик "не дал посмотреть ни секунды"
Вторым был приглашён житель Сунжи Мурад Мержоев. Пожилой мужчина пояснил, что с 1992 года «отлично знает» семью Торчхоевых и летом 2016 года был приглашён понятым на обыск в их доме. Отметим, что по версии обвинения, у Торчхоева из кармана штанов была изъята граната.
«Мы зашли, на полу лежал Торчхоев Илез, над ним стоял один (силовик) в маске с автоматом. Парень сказал отцу, что «тот, кто стоит за тобой, в маске, положил мне в карман какой-то предмет», - вспомнил события годовой давности свидетель.
Мержоев уточнил, что вторым понятым была соседка Гайдукиева, помимо них, отца Торчхоева и людей в масках присутствовал «один гражданский, который что-то писал».
На заседании 3 октября была допрошена свидетель защиты Асет Гайдукиева, заявившая, что Илез Торчхоев говорил, что граната ему была вложена в карман силовиками.
Свидетель не отрицал, что в тот день он «подписывал какую-то бумагу», однако он ее не читал, поскольку «без очков ничего не видит», а вслух этот документ не зачитывали. Изъятый из штанов Торчхоева предмет силовик «быстро вытащил и не дал посмотреть ни секунды».
На протяжении допроса обоих пожилых мужчин все девять подсудимых в знак уважения стояли, хотя находились за много километров от допрашиваемых.
Супруга Багаудина Опиева упала в обморок, увидев мужа в суде
Последней, уже после окончания графика работы суда, была допрошена Аза Опиева – жена Багаудина Опиева.
Отвечая на вопросы адвокатов, женщина рассказала, что с Багаудином Опиевым они совместно проживают с 2000 года, у них шестеро детей, по работе Опиев занимался фермерством, также у него была мясная лавка.
«Утром 9 июня 2016 года около 6 часов утра мы все спали, когда услышали крики: «Выходите из дома». Мы вышли во двор, там везде были люди в форме. Они его (Опиева) скрутили и повели во двор. Дальше они заскочили в дом, человек сто, никто не представлялся, все были в масках, вооружённые до зубов. Это продолжалось примерно до 12.00», - рассказала подробности обыска Аза Опиева.
По её словам, после обыска в доме «было всё перевёрнуто, сломано, валялась куча вещей до потолка», а также пропали «ноутбук, планшет, детские копилки и все драгоценности».
«Потом сказали, что в спальне детской наркотик нашли и какое-то взрывное устройство. Его заставляли это подписать, но он сказал: «Это я ни за что не подпишу», - подчеркнула женщина, выразив уверенность, что эти предметы были подброшены.
Опиева также сказала, что её муж в суде «был весь избитый», и она упала в обморок, увидев его. О контактах мужа с экстремистами супруге не было известно, а заработанных Опиевым средств «хватало еле-еле». По её словам, муж один раз занимал деньги Лечи Гадамаури, но тот «уже частично отдал, в том числе одеколонами».
«На размышление наводит то, что человек имел шесть детей, был ответственным, ни разу не привлекался ни к административной, ни к уголовной ответственности, и у него нашли наркотическое вещество в детской комнате, и гранату там же. Это явный подброс», - заявила адвокат Багаудина Опиева Инна Зыкова.
«Ни один нормальный человек, а Опиев нормальный человек, никогда не оставил бы у детей гранату. Представьте, если бы ребенок наелся этого героина или нашёл гранату и дёрнул за кольцо. У людей есть родительский инстинкт», - прокомментировала адвокат.
Рассмотрение дела продолжится в 14.00 мск 20 октября. Запланировано, что продолжится допрос свидетелей защиты.
Комментариями участников процесса относительно хода судебного слушания "Кавказский узел" пока не располагает.