ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Уроженец Чечни Рамзан Белялов, обвиненный в вооруженном нападении на больницу в Буденновске, с мая по конец осени 1995 года находился в составе бригады чеченских строителей в Башкирии, заявили свидетели. Многие жители башкирской деревни Воздвиженка "прекрасно помнят" Рамзана Белялова, рассказал его брат Халид Белялов. Отец - плотник, и единственным его оружием был топор, заявил сын Белялова Хусейн.
"Кавказский узел" писал, что 18 сентября Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону приступил к рассмотрению дела в отношении уроженцев Чечни Рамзана Белялова и Магомеда Маздаева, которые обвиняются в вооруженном нападении на Буденновск. По словам государственного обвинителя, потерпевшими по делу проходят 1859 человек. Подсудимые вину отрицают. Ряд свидетелей подтвердил алиби Рамзана Белялова, отметив, что с весны по осень 1995 года он работал в бригаде строителей из Чечни в башкирской деревне Воздвиженка.
Группа боевиков из Чечни под руководством Шамиля Басаева захватила центральную городскую больницу Буденновска 14 июня 1995 года. В результате теракта погибли 129 человек. После переговоров 19 июня 1995 года террористы освободили оставшихся людей, российские власти согласились на прекращение боевых действий в Чечне, а боевикам разрешили уйти. Белялову и Маздаеву предъявлены обвинения в участии в банде (ч.2 ст.209 УК РФ), совершении террористического акта (ч.3 ст.205 УК РФ) и захвате заложников (ч.2 ст.126.1 УК РСФСР).
9 ноября в Северо-Кавказском окружном военном суде, после перерыва, связанного с праздниками, возобновилось рассмотрение дела Рамзана Белялова и Магомеда Маздаева, двух уроженцев Чечни, которых следствие обвиняет в участии в нападении на Буденновск в 1995 году. Впервые за долгое время на процессе появился адвокат Магомеда Маздаева Ильяс Тимишев. Пояснять причины своего двухнедельного отсутствия он не стал, передает корреспондент "Кавказского узла".
Про нападение на Буденновск чеченские рабочие в Башкирии узнали по телевизору
Суд допросил строителей, входивших в бригаду, в которой работал Белялов, а также его близких родственников. Показания свидетели давали из Грозненского гарнизонного военного суда посредством видеоконференцсвязи.
Первым был допрошен Беслан Арцуев, 1974 года рождения, работающий электриком в РЭУ № 2 города Грозный.
Отвечая на вопросы адвокатов, Арцуев рассказал, что в мае 1995 года он в составе бригады из 22 человек, в которую входил и Белялов, поехал на заработки из чеченского села Нижний Нойбер в башкирский поселок Воздвиженка.
По словам свидетеля, он работал в Воздвиженке с конца мая по ноябрь-декабрь 1995 года вместе с Рамзаном Беляловым и другими строителями. За это время чеченские рабочие разобрали овчарню, построили фермы для коров и телят, а также делали кирпичные кладки и изготавливали саманные кирпичи.
Относительно алиби Рамзана Белялова свидетель показал, что во время нападения на Буденновск, о котором рабочие узнали по телевизору, Белялов находился в Воздвиженке.
«Клянусь Аллахом! Рамзан никуда не выезжал и не мог быть в Буденновске!» - эмоционально заявил Арцуев.
Следующим выступил свидетель Майрбек Ахьядов, житель села Нижний Нойбер Гудермесского района Чечни, в котором проживал до своего ареста в 2015 году Рамзан Белялов.
По его словам, бригада чеченских строителей, в которую он входил, в мае 1995 года выехала из Нижнего Нойбера в Башкирию двумя группами с разницей в неделю. Эти группы встретились в селе Акъяр и потом уже поехали вместе в Воздвиженку. Здесь чеченцы приступили к работе, которую курировала бригадир совхоза "Маканский" Галина Петровна Безшейко.
Ахьядов рассказал, что по вечерам рабочие ходили в гости к бывшему жителю Дагестана Виктору, где смотрели новости по телевизору. По словам свидетеля, в один из июньских дней в программе «Время» показали репортаж о нападении боевиков под руководством Шамиля Басаева на город Буденновск.
«Где был в это время Белялов?» - спросил его адвокат Сергей Загнойко.
«Непосредственно был с нами в селе Воздвиженка. Мы работали с ним вместе с шести утра до десяти ночи. Как я могу его не помнить!?» - ответил свидетель.
Ахьядов подчеркнул, что Белялов не мог на несколько дней отлучиться из совхоза, поскольку он был одним из ведущих специалистов, и без него у бригады «работа бы не пошла».
Бригада Белялова уехала в Башкирию в мае 1995, а вернулась в конце осени
Свидетель Халид Белялов, 1968 года рождения, пенсионер, рассказал, что в 1995 году Саид Мусаев действительно набирал строительную бригаду в Нижнем Нойбере, в которую записался и его старший брат Рамзан Белялов. По утверждению Халида Белялова, эта бригада уехала в Башкирию в мае 1995 года, а приехала назад в Нойбер в конце осени.
После того, как против его брата было выдвинуто обвинение в участии в нападении на Буденновск, «удивилось все село», и Халид Белялов поехал в Башкирию, чтобы отстоять доброе имя Рамзана.
По словам Халида Белялова, он пообщался со многими проживающими в Воздвиженке сотрудниками совхоза, которые «прекрасно помнили» его брата, например, бывшим управляющим отделением Маканского совхоза в 1995 году Анатолием Лоскутовым, бывшим механизатором Анваром Султановым и бывшим бригадиром совхоза Галиной Безшейко.
Свидетель отметил, что Безшейко очень удивилась, узнав о произошедшем с Рамзаном, и передала Халиду фотографию "полароид" со дня рождения одного из племянников бригадира чеченских строителей Саида Мусаева. На этой фотографии в числе прочих был и подсудимый Рамзан Белялов. По утверждению Безшейко, этот праздник, на котором присутствовал Рамзан Белялов, отмечался 15 июня, на второй день после нападения боевиков на Буденновск.
Напомним, что 13 октября Галина Безшейко, которая работала в 1995 году бригадиром в совхозе, рассказала, что у нее действительно имеется фотография "полароид", на которой "и дата есть, и есть Белялов".
В конце Халид Белялов заявил, что все показания свидетели ему давали добровольно и без давления.
Допрос других близких родственников подсудимого — сыновей Хусейна и Романа, а также его жены Малики был не очень долгим. Они лишь подтвердили, что в мае 1995 года Рамзан Белялов отправился работать в Башкирию и воспользовались возможностью передать главе семейства привет.
Прокурор Александр Шавелько поинтересовался, знает ли Хусейн Белялов о том, что, согласно материалам дела, его отец до 2006 года состоял в банде Басаева.
«Мой отец плотник, а его единственным оружием был топор», - ответил Хусейн Белялов.
После допроса свидетелей суд объявил перерыв до 10.00 мск 10 ноября.
«Сегодня свидетели, работавшие бок о бок с Беляловым, подтвердили, что во время буденновских событий он находился вместе с ними в другой части России — поселке Воздвиженка Хайбуллинского района Башкирии. Таким образом, алиби Белялова подтверждается», - заявил после заседания корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Белялова Сергей Загнойко.
Что касается жалоб на условия содержания, то "Белялов на них не жалуется, а я вытягивать их у него не хочу", сказал адвокат.