ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Авторы работ, представленных на выставке «Стул в искусстве» в Майкопе, раскрыли через образы стульев темы власти, одиночества, зависимости и смерти. Посетителей выставки впечатлили ее оригинальность и разнообразие.
Как писал "Кавказский узел", для выставки "Стул в искусстве" в Майкопе художник Михаил Шемякин путем конкурса отобрал 192 работы современных художников, сумевших раскрыть образ стула как символа того или иного чувства. Вторая часть выставки - составленная Шемякиным научная экспозиция, которая включает более двухсот изображений стульев и открывает творческий портрет стула.
Тема "Стул в искусстве" впервые появилась в ХХ веке у Ван Гога, Гогена, Сезанна и Матисса, создавших стулья не в композиции, а в качестве отдельного сюжета. "Современное искусство уделяет этому предмету внимание уже не только в живописи, но и в многочисленных перформансах и инсталляциях, актуализируя тем самым идею пустого места как символа опустошенности, покинутости, внезапного ухода или, наоборот, ожидания, созерцания, уединения", - рассказала "Кавказскому узлу" куратор выставки Фатима Сулейманова.
Открытие выставки, организованной Северокавказским филиалом Государственного музея искусства народов Востока и культурным центром "Фонд художника Михаила Шемякина" (Санкт-Петербург), прошло в праздничной атмосфере и собрало порядка 350 человек. 10 ноября на нее пришли люди разного возраста - от школьников до пенсионеров - и самых разных профессий, от преподавателей до продавцов, передал корреспондент "Кавказского узла".
На выставке было представлено более 400 художественных работ, каждая из которых была посвящена стулу. Через изображение этого предмета художники затрагивали глубокие темы, такие как власть, одиночество и смерть. Посетители выставки признались "Кавказскому узлу", что никогда раньше не представляли себе стул в качестве темы для выставки и образа для картин или скульптур.
В каждой работе выставки был заметен талант художника, рассказала студентка Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа, будущий дизайнер Ангелина Нарыжнова. Она отметила, что выбранная тематика оказалась очень удачной и тема выставки - “Стул в искусстве” - раскрыта полностью.
"Выставка мне очень понравилась. Увидела много разных техник: масло, классика, фото, скульптуры, был даже своеобразный перформанс. Работы очень креативные, я даже не ожидала, что стул можно представить с таких разных точек зрения”, - сказала Ангелина корреспонденту “Кавказского узла”.
Студентка Адыгейского государственного университета Оля призналась, что впервые увидела стул не как предмет повседневной жизни, а как арт-объект. "Первое впечатление от мероприятия – многообразие выставки. Впервые для меня стул символизировал разные идеи, а не был предметом быта. Эти идеи и привлекали внимание всех посетителей. Когда смотришь на экспонаты, начинаешь думать, что автор этой работы хотел передать. Это очень интересный процесс, удалось увидеть замыслы художников”, - сказала Оля корреспонденту “Кавказского узла”.
Посетители выставки рассказали о понравившихся работах
Преподаватель английского языка Мадина выделила среди других экспонатов работы скульптора Хасана Шеожева, которые ей очень понравились.
“В них раскрыты философия и подход скульптора к образу стула и его месту в нашей жизни. Стул представлен не просто как стул, этот предмет что-то символизирует. Вот скульптура, которая называется “Хватит” - стул балансирует на одной ножке, достаточно легкого движения, и он упадет. Я вижу смысл работы в том, что этот стул контролирует человека. Человек очень хочет освободиться от оков и говорит «хватит»", - сказала Мадина корреспонденту “Кавказского узла”.
Другая работа Хасана Шеожева, «Покорность», также рассказывает о подчинении человека жизненным обстоятельствам, заметила она. «Человек подчиняется, например, своему руководству, и стул олицетворяет начальство. Мы покоряемся чему-то, забывая о себе», - заметила Мадина. Посетительница выставки добавила, что скульптуры одновременно внушают ей оптимизм.
Посетительница выставки Людмила рассказала, что специально приехала из Ханты-Мансийска. «Я приехала посмотреть эту выставку. Радует, что представлены работы и профессионалов, и начинающих художников. Я пришла посмотреть для себя, для общего развития, тема мне очень понравилась. Понравилась работа под названием «Зрелость» - вот я смотрю на эту работу и сразу на ум приходит мысль, что я ведь тоже уже приближаюсь к зрелому возрасту. Интересные ассоциации», - поделилась Людмила с корреспондентом "Кавказского узла".
Заведующая кафедрой английской филологии Адыгейского госуниверситета Сусанна Бакирова постоянно посещает Северокавказский филиал Государственного музея искусства народов Востока в Майкопе, стараясь не пропускать ни одну выставку.
«Это один из ярких центров культуры в нашей республике и даже на всем юге России. Эта выставка дает возможность художникам проявить себя, продемонстрировать свои возможности на такой прекрасной площадке, их работы увидят сотни человек. Каждый художник высказывается по-своему, у каждого для этого свой язык, и это не может не поражать. И профессиональные художники с именем, и начинающие авторы представляют уникальные работы в одном пространстве. Это вдохновляет на новые порывы как нас, так и художников», - сказала Сусанна Бакирова. Внимания, по ее мнению, заслуживают все экспонаты выставки, но работы художницы Татьяны Вагановой Сусанна выделила среди других.
«Это человек, который иначе мыслит и чувствует время, это для любого художника очень важно. Две ее работы сразу узнаются по уникальному стилю, они понятны для простых людей и в то же время интересны для профессиональных художников», - сообщила посетительница выставки корреспонденту "Кавказского узла".
Опрошенные «Кавказским узлом» посетители выставки также отметили работы осетинского художника-графика Юрия Побережного. По мнению многих, этот автор стал открытием выставки.
Посетительница выставки, писатель и сценарист из Майкопа Фатима Теучеж, отметила разнообразие представленных на выставке работ. Она отметила, что проекты Михаила Шемякина каждый раз становятся культурным праздником для города.
«На выставке есть работы на самый разный вкус. Мне очень понравились картины "На чердаке" Марии Подпориной (Санкт-Петербург), три картины Сергея Филатова "Сезоны моего детства" (Адыгея, Майкоп), и картины Алексея Курманаевского (Санкт-Петербург), особенно "Философия бытия". Каждый художник не просто показал стул в своем произведении, отвечая условиям конкурса, а выразил этим стулом, а чаще стульями, свой авторский замысел. Они передали эмоциональную составляющую, и эти эмоции невозможно не испытывать, рассматривая эти работы», - сказала Фатима Теучеж корреспонденту "Кавказского узла".
Работа "На чердаке" - очень реалистичная картина, при виде которой вспоминаются чердаки старых домов со старыми вещами и домашними тайнами, отметила она. «На ней стулья, можно сказать, сваленные друг на друга, рассказывают о событиях того дома. Изображение настолько реалистично, что ощущаешь даже запах пыли, собравшейся на стульях за многие годы», - сообщила Фатима Теучеж.
Она также отметила "визитную карточку выставки" - работу, которая не участвовала в конкурсе, но встречала всех посетителей выставки на входе. «Необыкновенно гигантский стул из дерева, покрашенный в белый цвет, да так, что не сразу понимаешь, из какого он материала: из железа или деревянный. Мне показалось, он понравился всем, всем хотелось потрогать его, чтобы проверить, из чего он, многие фотографировались на его фоне, вернее, стоя под ним. Автор этого необыкновенного стула - художник-дизайнер Сергей Ловченко (Адыгея, Майкоп)», - рассказала Фатима Теучеж.
Художники поделились впечатлениями от участия в выставке
По словам Татьяны Вагановой, стул в ее работе олицетворяет обыденность и жажду власти. «Положение - символ того, что заставляет забывать о мечте, заставляет сомневаться в том, что когда-то давало крылья и было единственной целью. Именно положение шатко и временно, а душа, которая снова чувствует смелость и жажду жить, не знает страха, стремится воплотить свою забытую мечту», - объяснила она корреспонденту "Кавказского узла".
Художница призналась, что только на открытии выставки окончательно и полностью сформулировала идею своей работы, которая пользовалась успехом у посетителей выставки. «Когда делала, не думала ни о чем, руки сами работали», - сообщила Татьяна Ваганова.
Художница Наталья Стрикова впервые принимает участие в подобной выставке. Она отметила, что с удовольствием изучала экспонаты выставки, стараясь научиться у коллег чему-то новому.
“Когда я услышала тему конкурса, мне она показалась трудной, тема была необычной. Идея работы пришла не сразу. Мне пришлось «повозиться», но я в итоге довольна своей работой и оценкой моей картины посетителями выставки. Это огромный опыт для начинающего художника”, - рассказала “Кавказскому узлу” Наталья Стрикова.
Благодаря таким выставкам художники вовлекаются в творческий процесс и создают новые уникальные работы, считает председатель Союза фотохудожников Адыгеи Аркадий Кирнос.
«Мы участвовали во всех проектах Михаила Шемякина, прорабатывая темы в зависимости от выставки. Мы размышляем, что интересного можно придумать и представить зрителям. Чтобы представить самые достойные работы, мы провели свой конкурс и получили 200 заявок. Отобрали из них 54 работы и отправили на конкурс Шемякина, а он уже отобрал 40 работ от 21 автора из Адыгеи. Эти работы сегодня представлены на выставке», - рассказал Аркадий Кирнос.
После двухэтапного отбора на выставке оказались представлены самые лучшие работы, подчеркнул он. «После проектов Шемякина, мы отправляем наши работы на другие выставки, где они получают разные призы и высокие награды. Это означает, что наш труд был не напрасным, это творческое вдохновение. К тому же тема дает пищу для размышления - она вроде бы простая, но когда начинаешь работать, понимаешь, что простота только кажущаяся», - подчеркнул фотохудожник.
Стул как место умервшления живого человека - это очень сильная мысль. Я помню в детстве нас в детском садике наказывали именно стулом. Т.е. если ребенок начинал слишком сильно бесится, то воспитательница садила такого активного ребенка на стул и следила, что бы он сидел смирно 10-15 минут. Я помню меня посадили на стул и это была мука. Мне казалось, что стул никогда не кончится. На выставке предложена другая схема, когда стул становится символом умирания свободного человека. Как только человек занял стул, он поработился им и в человеке умер живой свободный человек. Вместо него появился человек обслуживающий стул, следящий за тем, что бы никто не занял его стул, что бы стул не рухнул. Место и подчинение месту человека, что бы человек исчез.
В тексте допущена ошибка. Завкафедрой английской филологии АГУ - Сусанна Макерова, а не Багирова. Что касается события, текст журналиста передал его очень хорошо. СКФГМИВ действительно стал для Майкопа и Адыгеи уникальной площадкой, где постоянно и регулярно проводятся креативные выставки. Благодаря им люди узнают и новые имена, и новые жанры, и техники. Шемякин уже несколько лет сотрудничает с этим музеем, и этой чести не удостоился ни один из региональных музеев, что тоже много значит! Дети в искусстве, Шар в искусстве, теперь вот Стул в искусстве - это прекрасные выставки для молодых художников. А для зрителя - возможность по-новому взглянуть на обыденные предметы, увидеть в них символику, а не только прагматику. Мне интересно, будут ли какие-то реальные дивиденды для участников выставки Шемякина? Может быть. стажировки у Мэтра или что-то еще?