ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Житель Ингушетии Иса Гамботов находится в изоляторе во Владикавказе, суд продлил ему арест до января по обвинению в похищении человека. Правоохранители назвали Гамботова участником преступной группы, но родственники мужчины говорят о его невиновности, связывая преследование с межнациональным конфликтом 1992 года.
Как писал "Кавказский узел", МВД по Северной Осетии 13 октября сообщило о задержании участника группировки, похищавшей людей в 2000-х годах. Ведомство заявило, что мужчина взят под стражу по обвинению в похищении трех человек. На видео, размещенном североосетинским МВД, мужчина говорит, что не знает, за что его задержали.
По версии североосетинских силовиков, мужчина, объявленный в федеральный розыск еще в августе 2008 года, при задержании пытался скрыться, но "был пойман на садовом участке одного из соседей". При этом отмечается, что "задержанный проживал в одной из соседних республик СКФО".
Североосетинские силовики забрали мужчину из селения Троицкое в Ингушетии утром 11 октября, и с тех пор он находится в СИЗО во Владикавказе, рассказала сестра мужчины Зина Гамботова корреспонденту "Кавказского узла".
"В четверг [9 ноября] ему снова продлили меру пресечения до 8 января, я была на суде", - объяснила сестра Исы Гамботова.
Источник в североосетинских правоохранительных органах подтвердил корреспонденту "Кавказского узла", что задержанный в Ингушетии Иса Гамботов находится под стражей в Северной Осетии. По информации источника, мужчине предъявлено обвинение только по одной статье - части 3 статьи 126 УК РФ (похищение человека), он содержится в СИЗО и у него есть адвокат. В пресс-службе МВД по Северной Осетии сообщили, что расследованием занимается Следственный комитет. Получить комментарий от представителей этого ведомства корреспонденту "Кавказского узла" не удалось.
Родные связывают задержание Гамботова с осетино-ингушским конфликтом
Люди в масках и в форме без знаков отличия не предъявили никаких документов и ничего не объяснили - "просто забрали его и увезли во Владикавказ", утверждает сестра Гамботова. "Ворвались в наш дом не представляясь, не предъявляли никаких документов, удостоверений, постановления суда или ордера, отказывались отвечать на вопросы, не разговаривали с нами. На все вопросы только один из них отвечал: "В отделе узнаете". Все это произошло буквально за две минуты, Иса в это время был дома и пил чай. Понятых тоже не было и участкового не вызывали, да и не успели бы. Его просто забрали люди в форме и увезли во Владикавказ. Они говорили на осетинском, но я поняла, что именно туда - я из Пригородного района и понимаю осетинский", - рассказала Зина Гамботова.
В семье считают, что задержание Исы Гамботова связано с событиями, произошедшими осенью 1992 года в Пригородном районе Северной Осетии.
Осетино-ингушский вооруженный конфликт произошел осенью 1992 года на территории Пригородного района Северной Осетии, где совместно проживали представители обеих национальностей. От 30 до 60 тысяч ингушей были вынуждены покинуть территорию исторического проживания в Северной Осетии, говорится в статье "Осетино-ингушский конфликт" доктора исторических наук В. А. Тишкова, опубликованной в "Справочнике" "Кавказского узла".
Информация о задержании Гамботова североосетинскими силовиками быстро распространилась в социальных сетях.
Жена Гамботова Хулимат Торшхоева обратилась к главе республики Юнус-Беку Евкурову 30 октября, во время траурного мероприятия в память о жертвах осетино-ингушского конфликта на мемориальном кладбище "Гlоазот кашмаш" в Назрани. Видеозапись ее обращения на ингушском языке была опубликована 1 ноября на YouTube каналом URUS VIDEO NEWS. На 23.45 мск 11 ноября, видео собрало 24 395 просмотров и 268 комментариев.
По словам Хулимат Торшхоевой, североосетинские силовики забрали ее мужа по подозрению в преступлениях во время осетино-ингушского конфликта, хотя он невиновен. Женщина рассказывает, что вместе с мужем и его родными в 1992 году бежала из Пригородного района Северной Осетии после убийства двух родных братьев Исы, причем ее двоюродный брат вместе со своим другом также был убит.
"Иса десять дней был в заложниках", - сказала женщина (перевод корреспондента "Кавказского узла").
Сестра Исы Гамботова: Совбез советовал "помолчать"
После распространившихся в социальных сетях возмущенных сообщений и видеообращения Хулимат Торшхоевой родственники Исы Гамботова встречались с представителями Совбеза Ингушетии, которые рекомендовали им "помолчать", рассказала сестра мужчины Зина Гамботова.
"Нам сказали на встрече, якобы лучше не разглашать все это, что не нужно сеять панику, что они нам очень хотят помочь, и все это у них под контролем. Никаких требований они нам не выдвигали, просто говорили, что лучше помолчать - нам же не нужно, чтобы весь мир узнал, что с территории Ингушетии забрали человека в Осетию! Они нам объясняли, что якобы из Северной Осетии тоже привлекали людей и что там кто-то даже сидит, но я знаю, что таких фактов нет. У нас с Исой убили двух братьев в Северной Осетии, в 2004 году приходили следователи, но до сих пор ничего не решено", - заявила она.
По словам сестры Гамботова, его близкие не обращались в правозащитные организации, однако обратились к уполномоченному по правам человека в Ингушетии Джамбулату Оздоеву. "Он сказал, что отправил письмо в Москву, во Владикавказ и все", - сообщила Зина Гамботова корреспонденту "Кавказского узла". Она добавила, что брат не признает себя виновным ни в каких преступлениях.
Совбез объяснил задержание Гамботова связями с преступной группой
Совбез Ингушетии публично прокомментировал обращение жены Гамботова 3 ноября, после беседы с родственниками задержанного и волны возмущенных обсуждений в социальных сетях. По данным Совбеза, Иса Гамботов с 1999 года входил в состав преступной группировки, и с событиями осетино-ингушского конфликта его задержание не связано. Помощник секретаря Совбеза Ингушетии Магомед Падиев в эфире НТРК "Ингушетия" попросил родственников мужчины не делать "необоснованных обращений" и не рассылать сообщения в соцсетях и мессенджерах, так как это "может повредить делу".
"Из-за того, что правоохранительные органы Северной Осетии не предъявили постановление об аресте, уполномоченный по правам человека написал жалобу в прокуратуру, в другие органы. На сегодня мы держим это дело под контролем, с этими людьми мы общались, просили их не делать рассылки в интернете", - заявил Падиев (перевод корреспондента "Кавказского узла").
Сестра: брат ездит по Кавказу и его не останавливали
Сестра Гамботова недоумевает, почему ее брата не задержали раньше, если он находился в розыске в течение десяти лет. По ее информации, другие фигуранты уголовного дела, в том числе отбывшие срок, не знают Ису Гамботова.
"Он не скрывался - жил, работал и свободно перемещался все это время по Ингушетии, Северной Осетии и Ростовской области с регистрацией на постах. Наверное вся его вина в том, что перед его глазами его убили двух братьев, а самого его держали в заложниках десять дней в ноябрьский холод! Они [силовики] говорят, что там какая-то группа, по этому делу есть люди, которые уже отсидели, и человек, который сидит. Как мы узнали, когда подходили к ним и спрашивали, эти отсидевшие люди друг с другом не знакомы и не знают никакого Гамботова", - сказала женщина.
Сестра напомнила, что Исе Гамботову официально вменяют преступление, совершенное в 1999 году. "В 2007 году какие-то потерпевшие якобы его опознали, и его подали в розыск. Но после этого он выезжал в Осетию в 2009, когда мы делали "отказные" (компенсация для людей ингушской национальности за жилье, разрушенное в ходе осетино-ингушского конфликта, - примечание "Кавказского узла"). Я не знаю, как он мог находиться в розыске: он свободно ездил по Кавказу и по России, и во Владикавказе он был, получая там "отказные". В 2013 году он возил старшую жену на лечение в Ростов-на-Дону, у нее онкология. Ни на одном посту его не останавливали", - подчеркнула женщина.
У КГБ раньше была технология по пресечению деятельности национально-активных элементов из национальных регионов. Как только в их поле зрения появлялся человек наиболее активных с точки зрения национализма - ему тут же искали какое-либо дело, что бы на него повесить и запихать его в тюрьму. Это снижалоб национальный разогрев национальных окраин. Нет лидеров, некому вести людей, нет националистической активности. Таких бедолаг в тюрьмах СССР было много, и из Прибалтики, и из Украины, и с Кавказа и со Средней Азии. Некоторые из исследователей диссидентского движения укаызвают, что националистический элемент был одним из самых крупных в местах лишения свободы. Если была возможность их посадить за антисоветские статьи, их сажали очень активно. Но часть сидела за чистый криминал, который был довольно часто высосан из пальца. Я тк понимаю, что здесь идет возрождение тех старых КГБешных технологий. Только теперь нельзя сажать за антисоветчину, которая трактовалась очень широко, поэтому стараются подыскать преступление более криминальное, за которое можно лидера мнения посадить.