ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Во втором туре местных выборов в Грузии на волеизъявление избирателей влияли многочисленные координаторы, хотя грубых злоупотреблений, какие были в первом туре, не зафиксировано, сообщила глава наблюдательной миссии ОБСЕ.
Как сообщал "Кавказский узел", 12 ноября в Кутаиси, Мартвили, Боржоми, Озургети, Хашури и Казбеги, где главы муниципалитетов не определились по итогам первого тура, проходило голосование в рамках второго тура выборов. Явка на выборах оказалась низкой, в среднем она составила 33,24%, при этом в Кутаиси явка оказалась наименьшей - лишь 17,98%.
Наблюдатели сообщали о нарушениях в ходе голосования: так, были зафиксированы случаи фиксации избирателей и сбора их личных данных, некоторые избиратели пытались проголосовать по просроченным документам, возле участков наблюдались скопления активистов, а на нескольких участках в Боржоми количество выданных бюллетеней оказалось больше числа подписей в регистрационном списке.
Глава наблюдательной миссии ОБСЕ Кориен Джонкер сегодня дала оценку выборам, прошедшим в Грузии 21 октября и 12 ноября. Она рассказала о нарушениях, зафиксированных наблюдателями от ОБСЕ в ходе голосования, и призвала внести в избирательное законодательство изменения, передал корреспондент "Кавказского узла".
В Грузии нет постоянного офиса ОБСЕ, но в работе наблюдательной миссии участвовали 14 основных экспертов, 22 долгосрочных наблюдателя и 350 краткосрочных наблюдателей.
"Мы наблюдали множество людей за пределами избирательных участков - координаторов и активистов, влиявших на выбор избирателей. Это неприемлемая практика, и мы, конечно, отметим ее в рекомендациях, этого не должно быть", - заявила Джонкер на сегодняшней пресс-конференции в тбилисском отеле Courtyard Marriott.
Законы, касающиеся выборов, должны быть усовершенствованы и приведены в соответствие с реальностью, заметила она, приведя в пример выборы в Кутаиси - там кандидат от "Единого национального движения" не смог законно снять свою кандидатуру со второго тура, хотя изъявил такое желание.
"Правовые нормы обычно обеспечивают адекватную основу для проведения выборов в соответствии с демократическими принципами, однако в Избирательном кодексе [Грузии] нет конкретных правил для второго тура. Это оставляет некоторые аспекты недорегулированными или неоднозначными", - отметила Кориен Джонкер.
В целом глава миссии ОБСЕ оценила обстановку вокруг выборов во втором как приемлемую: кандидаты имели возможность свободно проводить кампанию, и основные права в целом соблюдались, а в средствах массовой информации соблюдалась относительная свобода выражения мнений, заметила она.
"В отличие от первого тура злоупотребление административными ресурсами не было серьезной проблемой, хотя сообщалось о некоторых отдельных случаях давления и запугивания. Инструкции для вещателей от медиа-регулятора предписывали предоставлять партиям бесплатное эфирное время только со 2 ноября, что ограничивало возможность участия в кампаниях через медиа, правящая партия "Грузинская мечта" доминировала в политических новостях", - пояснила Кориен Джонкер.
Жители Грузии 21 октября выбирали глав 64 городов и районов и депутатов 64 сакребуло. Победу в большинстве избирательных округов, в том числе в Тбилиси, одержала "Грузинская мечта", оппозиция заявила о массовых нарушениях и фальсификациях. По итогам второго тура выборов "Грузинская мечта" лидирует на выборах в пяти муниципалитетах, сообщила сегодня глава ЦИК Грузии Тамар Жвания.
По информации главы миссии ОБСЕ, участники выборов и наблюдатели после первого дня выборов 21 октября подали в окружные избиркомы около 970 жалоб, а в ЦИК было подано 28 жалоб. Рассмотрение этих заявлений "в основном проводилось открытым и коллегиальным образом с соблюдением надлежащих процедур и законных сроков", однако многие жалобы были отклонены по процедурным соображениям и на основании формального толкования закона, обратила внимание Джонкер.
"Эта практика нарушила право граждан на эффективное средство правовой защиты и подорвала доверие общественности к избирательному спору, что противоречит обязательствам ОБСЕ", - подчеркнула она.