ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Город Волгодонск сегодня стал центром по проведению мероприятий, посвященных 73-й годовщине депортации турок-месхетинцев из Грузии. Турки-месхетинцы указали на отсутствие диалога с властями Грузии по вопросу о возвращении на историческую родину. Право народа на реабилитацию до сих пор не реализовано, считают турки-месхетинцы.
15 ноября 1944 года по приказу Сталина началось насильственное выселение живших в Грузии турок-месхетинцев в Среднюю Азию. За три дня было депортировано от 90 до 116 тысяч человек, значительная часть которых погибла по дороге от болезней и голода. В 1956 года турки-месхетинцы получили право вернуться на Кавказ, но значительная часть их осталась в уже обжитых районах Средней Азии. После этнических столкновений в Ферганской долине Узбекистана в мае-июне 1989 года более 70 тысяч месхетинцев бежали в Россию, Казахстан, Азербайджан и Украину, отмечается в размещенном на “Кавказском узле” материале “Депортация турок-месхетинцев: 73 года без родины”.
В материале анализируется информация о положении турок-месхетинцев в России и Азербайджане. И в России, и в Азербайджане турки-месхетинцы зачастую продолжают оставаться в положении бесправных мигрантов, отмечается в материале. Что касается исторической родины турок-месхетинцев, то принятый в январе 2008 года парламентом Грузии закон "О репатриации лиц, насильно переселенных властями СССР из Грузии в 40-х годах ХХ века" формально дает им возможность вернуться в Грузию, но не всех устраивают предложенные Тбилиси условия, также говорится в материале “Кавказского узла”.
В частности, законодательство Грузии не предусматривает двойного гражданства, поэтому многие люди, желающие вернуться на историческую родину в Грузию, не могут этого сделать, поскольку не хотят терять гражданство России или Азербайджана, если оно у них уже есть.
"Мы, конечно, хотели бы вернуться на свои исторические места, но в регион, который теперь называется Самцхе-Джавахетия, не пускают... В другие регионы мы не хотим. Поэтому мы уже решили остаться здесь, в Азербайджане, который стал нашей второй родиной", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Роза Рамизова, проживающая в Баку представительница турок-месхетинцев.
За последние два года из Азербайджана в Грузию вернулись только три семьи турок-месхетинцев, сообщил корреспонденту “Кавказского узла” руководитель НПО "Толерантность", базирующейся в Джавахетии, Цира Мецхишвили. Мецхишвили объяснил это тем, что в Азербайджане процесс отказа от гражданства связан с большими финансовыми расходами.
В России положение месхетинцев также остается сложным. За 25 лет так и не были полностью урегулированы вопросы легализации статуса у части турок-месхетинцев в стране. Турки-месхетинцы, не имеющие гражданства РФ, лишены всех прав и сталкиваются с огромными проблемами.
“Супругу депортировали. Она гражданка Узбекистана, со мной жила 12 лет. В суд подали мы, а ее через суд взяли и депортировали. Слава богу, у меня есть отцовский дом. 19 лет живу уже здесь. С паспортом СССР. Обращался за паспортом много раз, в последние десять лет перестал обращаться, потому что бесполезно. Деньги, деньги, деньги, а у меня их нет…", рассказал один из турков-месхетинцев, проживающий в Ростовской области.
Турки-месхетинцы (тур. Ahıska Türkleri) – этнические турки, исторически жившие на территории Месхетии – области на юго-западе Грузии. В настоящее время турки-месхетинцы проживают в Киргизии, Узбекистане, Казахстане, России, Азербайджане, Украине, Грузии, Турции и США. Турок-месхетинцев называют также "ахыска", "турки-ахыска", "ахалцихские турки", "кавказские турки". В 2004–2005 годы часть турок-месхетинцев, живших в Краснодарском крае, под давлением местных властей выехала в США, отмечается в размещенном на “Кавказском узле” разделе “Справочник” материале Турки-месхетинцы.
Турки-месхетинцы обратились с требованием к властям Грузии
В Волгодонске Ростовской области сегодня прошло мероприятие, посвященное 73-й годовщину депортации турок-месхетинцев. Об этом корреспонденту “Кавказского узла” сообщил председатель регионального отделения организации турок-месхетинцев "Ватан" Исрафиль Джавахов.
"Каждый год в Волгодонске мы проводим митинг, посвященный годовщину депортации турок-месхетинцев. В этом году митинг прошел на площади Победы, мы приняли обращение к Владимиру Путину с просьбой оказать содействие в возвращении на историческую родину. Также мы приняли обращение к президенту Грузии и правительству Грузии, с требованием выполнения грузинского закона о репатриации месхетинцев", - рассказал Исрафиль Джавахов.
По его оценке, в Ростовской области ситуация с получением российского гражданства улучшилась. "В Волгодонском районе никакой проблемы с паспортами вообще нет, в Мартыновском районе более 100 человек за последнее время получили гражданство", - сказал Исрафиль Джавахов.
В Турцию из Ростовской области “уехало очень небольшое количество турок-месхетинцев”, также отметил Исрафиль Джавахов. "Все традиции наши мы сохранили и будем сохранять, язык дети знают. Например, моему внуку три года, он знает и турецкий язык, и русский язык. По телевизору смотрим и турецкое, и российское телевидение", - добавил Исрафиль Джавахов.
В Волгодонск на мероприятие, посвященное 73-й годовщине депортации турок-месхетинцев из Грузии, сегодня приехала делегация турок-месхетинцев из Кабардино-Балкарии. В Волгодонске проживает самая крупная община турок-месхетинцев в России, отметил руководитель национально-культурного центра турок-месхетинцев в Кабардино-Балкарии “Ватан” Бекташ Ампашулин.
По его словам, в Волгодонск “отправились делегации турок-месхетинцев со всех мест их компактного проживания”. Бекташ Ампашулин также рассказал, что в Кабардино-Балкарии проживают около 14 тысяч турок-месхетинцев. Они компактно проживают в Прохладненском, Майском и Урванском районах, отметил Бекташ Ампашулин.
“Часть турок-месхетинцев переехала в Кабардино-Балкарию из Грузии, а часть - из Узбекистана после событий в Фергане в 1989 году”, - сказал Ампашулин.
По словам руководителя национально-культурного центра, гражданство России турки-месхетинцы получают в соответствии с законодательством. Однако есть случаи, когда получение гражданства затягивается.
“Например, не так давно мне стало известно, что в поселке Пролетарское Прохладненского района проживает парень 30 лет, у которого нет паспорта, а только свидетельство о рождении. В Россию он приехал 15 лет назад из Азербайджана. Я подсказал ему обратиться в паспортно-визовую службу. Как сейчас у него обстоят дела, я точно не могу сказать”, - сообщил Ампашулин.
Турки-месхетинцы назвали бесполезным грузинский закон о репатриации
Бекташ Ампашулин также рассказал, что в 2016 году в центре временного содержания иностранных граждан в Прохладненском районе турки-месхетинцы - отец и сын Мухаматовы, провели почти год. В Центр временного содержания их поместили за нарушение миграционного законодательства. За 20 лет проживания на территории Кабардино-Балкарии Мухаматовы не обратились за получением российского гражданства.
“Хотелось бы, чтобы для турок-месхетинцев ввели упрощенное получение российского гражданства”, - заметил Бекташ Ампашулин.
“Мы народ миролюбивый, трудолюбивый. Работаем в основном на земле. При этом 70-80 процентов выращенной турками-месхетинцами сельхозпродукции реализуется в республике”, - добавил Бекташ Ампашулин.
Ампашулин также отметил, что “турки-месхетинцы ничего у властей не просят, ни в каких федеральных целевых программах не участвуют”. При этом Ампашулин рассказал о небольшом количестве турок-месхетинцев, переезжающих на постоянное место жительства в Турцию.
“У меня нет статистики, что вообще кто-нибудь переезжает, потому что 7-8 тысяч турок- месхетинцев, которые переехали в Турцию не только из России, но и из Средней Азии и Азербайджана, все еще не получили гражданство. Там, в Турции, все это тоже очень сложно”, - сказал Ампашулин.
Переехать в Грузию, на историческую родину, у турок-месхетинцев тоже не получается из-за чинимых грузинскими властями препятствий, отметил Ампашулин.
“Сейчас у нас с властями Грузии нет диалога по вопросу переезда. Более того, многим лидерам турок-месхетинцев запретили въезд на территорию Грузии, например, председателю Международного общества месхетинских турок "Путь на Родину" Сулейману Барбакадзе”, - рассказал Ампашулин.
“В 1999 году Грузию вступила в ПАСЕ. Одним из обязательных условий ее принятия в данную организацию стала ратификация Европейской конвенции о защите прав человека. Грузинские власти взяли на себя обязательства в течение двух лет подготовить закон о репатриации месхетинских турок и в течение последующих 10 лет организовать их возвращение в Грузию”, - отметил Ампашулин.
Однако, по его словам, “с тех пор практически ничего не изменилось”. Он напомнил, что 1 января 2008 года в силу вступил закон “О репатриации лиц, насильно переселённых из Грузинской ССР в 40-х годах XX века бывшим СССР”.
“Казалось бы, вот нормативно-правовой акт, дающий возможность туркам-месхетинцам легитимно вернуться на историческую родину. Однако по существу этот правовой документ носит декларативный характер и мало применим на практике. Он не предусматривает реабилитации народа и его возвращение в места исторического проживания”, - подчеркнул Бекташ Ампашулин.
Одной из главных проблем, стоящих на пути репатриации месхетинцев, эксперты и представители власти называли риск возникновения межэтнических столкновений между репатриантами и грузинами, населяющими теперь их родной регион Самцхе-Джавахетию, а также с проживающими там армянами. В качестве одной из мер для предотвращения подобных конфликтов эксперты предлагали отказаться от употребления термина "турки-месхетинцы" и акцентировать внимание на том, что речь идет о депортированном народе, представители которого пытаются вернуться на родину.