23:30 / 17.11.2017Суд отказался принять архивное фото в качестве алиби Белялова

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

На сегодняшнем заседании по делу об атаке боевиков на Буденновск суд изучил фотографию с подсудимым Рамзаном Беляловым, сделанную, по его утверждению, 15 июня 1995 года. Свидетель не смогла назвать точную дату фотосъемки, на самом фото дата не обозначена, а детали изображения суд трактовал не в пользу обвиняемого.

"Кавказский узел" писал, что суд в Ростове-на-Дону с сентября рассматривает дело о террористической атаке на Буденновск. Подсудимые, уроженцы Чечни Рамзан Белялов и Магомед Маздаев, вину отрицают. Алиби Белялова подтвердил целый ряд свидетелей, однако двое свидетелей из числа заложников и один засекреченный свидетель опознали обоих подсудимых как участников захвата больницы. На заседании 14 ноября Маздаев рассказал, что был в дни теракта в Чечне, Белялов - что работал в Башкирии, как и указывало большинство свидетелей. 

Группа боевиков во главе с Шамилем Басаевым 14 июня 1995 года захватила центральную больницу в Буденновске. В результате теракта погибли 129 человек. После переговоров 19 июня 1995 года террористы освободили оставшихся заложников, а российские власти согласились прекратить боевые действия в Чечне, позволив боевикам уйти. Белялов и Маздаев обвинены в бандитизме (ч.2 ст.209 УК РФ), терроризме (ч.3 ст.205 УК РФ) и захвате заложников (ч.2 ст.126.1 УК РСФСР).

На сегодняшнем заседании Северо-Кавказского окружного военного суда стороны процесса заявляли дополнительные доказательства, которые не были рассмотрены на стадии судебного следствия, передал присутствовавший в зале суда корреспондент "Кавказского узла".

Первой была допрошена свидетель обвинения Макка Януркаева, жительница чеченского села Нижний Нойбер. Женщина, работающая в настоящее время учительницей начальных классов, давала показания по видеосвязи из Грозненского гарнизонного военного суда.

Макка Януркаева рассказала, что работала в 1995 году поваром в бригаде чеченских рабочих, строивших в башкирской деревне Воздвиженка сельскохозяйственные объекты. Женщина поехала в Башкирию с двумя сыновьями: старший из них, Хожбауди Мусаев, родился 15 июня 1989 года, а младший, Хожахмед Мусаев - 22 сентября 1991 года. На нескольких фотографиях в материалах дела Рамзан Белялов изображен на семейном празднике - как утверждает он сам и передавшая суду эти фото бригадир совхоза "Маканский" Галина Безшейко, снимки сделаны 15 июня 1995 года, а праздновался день рождения старшего сына Макки Януркаевой Хожбауди.

Защита Рамзана Белялова нуждалась в подтверждении показаний Безшейко и самого подсудимого, но Януркаева не смогла определенно подтвердить их слова. Свидетель указала, что плохо помнит за давностью лет события 1995 года и совсем не ориентируется в датах. Она согласилась, что фото сделано на дне рождения одного из ее сыновей, но затруднилась уточнить, какого именно - старшего, родившегося в июне, или младшего, который родился в сентябре.

"По фотографии видно, что мы праздновали день рождения сына", - заявила свидетель. "Какого числа, 15 июня? События в Буденновске были как раз в это время, в июне месяце. Празднование дня рождения Вашего сына было в период этих событий?" - спросил судья Януркаеву. "Вот я не помню, в какой период. Я же не помню... по словам Бесшейко, праздновался день рождения старшего сына", - сказала женщина. Вместе с тем она добавила, что Белялов приехал в Воздвиженку вместе со всей бригадой и находился там во время нападения боевиков на Буденновск.

После допроса Макки Януркаевой гособвинитель продемонстрировал фотографии, подлинники которых защита требовала предъявить на заседании 13 ноября. Как объяснил прокурор, фотографии отправлялись на экспертизу в Северной Осетии, откуда были направлены следователю и находились у него.

На заседании суда 13 ноября защита заявила, что оригинал фотографии, подтверждающей алиби Белялова, исчез из материалов дела, а 14 ноября гособвинитель сообщил, что оригинал фотографии с Беляловым найден у следователя. Передавшая эти фото Галина Безшейко в октябре уверенно заявила суду, что Рамзан Белялов был в Воздвиженке непосредственно в день нападения басаевцев на Буденновск.

Выяснилось, что даты на снимках не обозначены. Судья, ознакомившись с фотографией, заметил на ней арбуз. Он спросил у защиты и подсудимых, бывают ли в Башкирии в июне арбузы, однако подсудимые, тщательно рассмотрев фото, арбуза на нем не увидели. Они сообщили, что на изображении видно лишь хлеб, шампанское и водку. Тот факт, что один из детей Макки одет в куртку в июне, Рамзан Белялов объяснил ветреной погодой в Башкирии.

После изучения фотографий суд вернулся к рассмотрению ходатайств защиты, просившей исключить из числа доказательств протоколы опознания Маздаева и Белялова тремя свидетелями - Куриловой, Воронковым, а также засекреченным свидетелем "Плиевым". Выслушав мнения сторон, суд отложил разрешение этого вопроса до момента вынесения итогового решения по делу.

Магомед Маздаев, находящийся под  стражей с декабря 2014 года, ходатайствовал о привлечении к ответственности следственной бригады за затягивание срока следствия - вместо положенных по закону 18 месяцев оно продолжалось 30 месяцев, указал подсудимый. Маздаев отметил, что правоохранители ранее объясняли длительность следствия большим числом потерпевших - более 1800 человек, которых надо вызвать и допросить. "В итоге на процессе нам предъявили всего трех свидетелей-потерпевших, значит, нас держали просто так!" - возмутился Маздаев. Судья пообещал вынести частное определение в адрес следственной группы при вынесении приговора.

Прокурор огласил характеристики Белялова и Маздаева

В конце заседания прокурор Александр Шавелько зачитал характеристики подсудимых. Белялов, согласно этим документам, характеризуется положительно, Маздаев имеет нейтральные характеристики, сообщил корреспондент "Кавказского узла".

Как следует из характеристик Рамзана Белялова, он женат и имеет пятерых детей, на учете в психдиспансере и у нарколога не состоит. С октября 2011 года и вплоть до своего ареста Белялов работал слесарем по ремонту путевых машин и механизмов на путевой машинной станции №3 в Гудермесском районе Чечни. На станции Белялов зарекомендовал себя как добросовестный работник, "исключительно трудолюбивый и ответственный", заинтересованный в результатах своего труда; о трудолюбии Белялова ранее говорили и многие свидетели, выступившие на суде. Согласно зачитанной прокурором характеристике, Белялов пользовался в рабочем коллективе авторитетом.

Белялов "показал себя с положительной стороны, является хорошим товарищем, морально устойчив, физически развит и пользуется уважением у односельчан", написал в его характеристике глава администрации села Нижний Нойбер, где жил подсудимый.

Магомед Маздаев, согласно паспортным данным и характеристике участкового по месту жительства, жил до ареста на хуторе Ильмень-Суворовский в Волгоградской области. Маздаев - отец четверых детей, спиртным не злоупотребляет, на учете у психиатра и нарколога не состоит, часто выезжает на работу в другие регионы России, указал участковый. "В общественной жизни села никак себя не проявил", - зачитал характеристику прокурор.

Из характеристики по месту работы Маздаева стало известно, что он был водителем самосвала и работал добросовестно, однако был уволен по инициативе работодателя за прогулы. Маздаев пояснил, что в 2014 году он работал водителем на строительстве трассы Санкт-Петербург — Москва и получал около 50-60 тысяч рублей в месяц, а прогулы были обусловлены его задержанием.

"После задержания я не мог ходить на работу и был уволен. В итоге я лишился зарплаты, на которую мог бы три года кормить семью", - сказал мужчина. Он опротестовал характеристику от участкового в части "в общественной жизни села никак себя не проявил" - Маздаев вспомнил, что дважды тушил пожар на хуторе и собственноручно сделал лавочки, установленные рядом с местной школой.

Адвокат: подсудимых привозят в суд голодными

После оглашения характеристик подсудимых суд дал сторонам процесса десять дней для подготовки к прениям и объявил перерыв до 10.00 27 ноября.

Подсудимых сегодня в очередной раз привезли в суд голодными: в СИЗО-1 Ростова-на-Дону, где они содержатся, их уже продолжительное время не кормят утром во время завтрака и не выдают сухпаек на обед, рассказала адвокат Магомеда Маздаева Людмила Крахмалева корреспонденту "Кавказского узла".

"Это вопиющее безобразие! Суд давно уже должен был вынести постановление в адрес СИЗО и потребовать отчет о принятых мерах, однако он этого не делает. Нельзя вести судебное расследование с подсудимыми, которые могут вот-вот свалиться от голода. Маздаеву уже один раз приходилось вызывать скорую помощь в суд. Я считаю, что в таких условиях Белялову и Маздаеву следовало бы отказаться от участия в заседаниях, но они приняли другое решение", - заявила адвокат.

Автор:Валерий Люгаев