ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В третий день XI Северо-Кавказского открытого фестиваля кино и телевидения "Кунаки" в Абхазии состоялся показ 11 фильмов, в том числе четырех - на темы, связанные с Кавказом. Профессиональный уровень фильмов на кавказскую тематику значительно вырос, но в целом профессионализм представленных на конкурс работ ниже, чем в 2016 году, заявил член жюри, режиссер Вячеслав Аблотия. Зрители хорошо приняли картину "Возвращение имени", рассказывающую о социальном проекте, который помогает людям найти родственников, пропавших без вести во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, передает корреспондент "Кавказского узла".
Как информировал "Кавказский узел", 15 ноября в Абхазии открылся XI фестиваль кино и телевидения "Кунаки". В первый день фестиваля зрители увидели снятый в 1926 году фильм "Абрек Заур", а в рамках конкурсного показа было представлено шесть работ. Во второй день фестиваля состоялись показы 10 кинолент, из них три были посвящены Кавказу.
Фестиваль "Кунаки" был основан на международном медиафоруме "Вся Россия" в 2007 году. Название Северо-Кавказского открытого фестиваля кино и телевидения "Кунаки" получил в 2016 году. Назван в честь старинного кавказского понятия куначества - гостеприимства и дружбы между людьми различных национальностей и вероисповедания.
В третий день работы фестиваля, 17 ноября, было показано 11 картин, из них четыре были посвящены кавказской тематике - "Мурзаканцы", "Возвращение имени", "Город мой, Баку", "Приходи свободным", передает корреспондент "Кавказского узла".
По словам одного из членов жюри, режиссера Вячеслава Аблотия, члены жюри посмотрели все конкурсные фильмы, во время их обсуждения возникали горячие споры.
"Мы старались оценивать профессионализм, ремесло, а не проблемы, поднятые в фильмах. При этом я хочу сказать, что профессиональный уровень картин в этом году ниже, чем в прошлом. Хотя попадались и хорошие фильмы", - сказал он "Кавказскому узлу".
Режиссер признался, что уровень фильмов на кавказскую тематику значительно вырос, выделив картину режиссера Ксении Охапкиной "Приходи свободным".
"Автор фильма о жителях Чечни предвзято отнеслась к теме войны"
Работа режиссера из Эстонии Ксении Охапкиной "Приходи свободным" повествует о жителях горного посёлка Чечни, живущих "от войны к перемирию и снова к войне", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" директор фестиваля Ильяс Богатырёв.
Картина сделана очень профессионально при том, что ее автор не является знатоком Кавказа, отметил он.
"Режиссер показала Кавказ, не знакомый ей самой, и она сделала это таким способом, что не знающие этот Кавказ другие зрители попытались понять её глазами. И это уважительное удивление видно в каждом кадре. Но при этом, мне кажется, она предвзято отнеслась к единственной теме, которая подчеркивается насквозь: "В Чечне в воздухе постоянно висит предчувствие войны", - рассказал Ильяс Богатырёв.
Создатели фильма помогают найти места захоронений пропавших без вести
Одной из работ, которая произвела сильное впечатление на зрителей, стала картина из Абхазии "Возвращение имени", повествующая об одноименном социальном проекте, который помогает людям найти родственников, пропавших без вести во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Создатель проекта и автор сценария Григорий Скворцов рассказал "Кавказскому узлу", что занимается этим проектом с 2015 года и главной его целью является не только найти место, где захоронен пропавший без вести, но и привезти туда родственников.
"Героиня фильма Ляля Агрба из Нижней Эшеры искала отца многие годы. Она приезжает на место захоронения в Москву и посыпает его землёй, которую привезла с собой из Абхазии. Когда мы ехали, Ляля сказала: "Сколько я ездила из Сухума в Москву, никогда не думала, что здесь похоронен мой отец", - сказал Скворцов.
Всего в годы ВОВ из 55 000 ушедших на фронт из Абхазии без вести пропали 8000 человек, отметил он.
"Часть военнопленных умерли не в фашистских концлагерях, а в советских тюрьмах, куда они попадали "по воле" НКВД. Люди думали, что их везут домой, а на самом деле... Их считали потенциальными предателями. В этом числе были абхазцы. Многие умирали по болезни, их хоронили в братских могилах, но их родственников об этом не информировали. Они так и оставались в статусе пропавших без вести", - продолжил он.
По словам автора проекта, в настоящее время планируется вывезти 64 семьи к местам захоронения их родственников в братских могилах в Германии, в Приднестровье и в Минске.
Проект по розыску пропавших в годы Великой Отечественной войны не получил поддержку властей
Абхазские власти не поддерживают проект, отметил Скворцов. По его словам, он обращался к президенту республики, но ответа так и не получил.
"В 2015 году 78 человек из четырёх стран - военнопленные, ветераны, родственники, журналисты - направили обращение Раулю Хаджимбе. Это обращение потеряли. Тогда ему отнесли документ лично, но он его отписал юридическому отделу, и все "погибло". Я обращался лично к вице-премьеру Беслану Эшбе с просьбой оказать техническую поддержку - оформление виз, договорённость с посольствами, дать распоряжение главам районов, чтобы они провели поиски родственников. Мы не просили особо денег. Однако реакции - ноль. Это есть та самая деградация. Это опасно", - считает Скворцов.
По его словам, помощь оказал министр обороны Абхазии Мираб Кишмария, курсанты Минобороны помогали разыскивать родственников пропавших без вести, также местный фонд профинансировал выезд родственников к местам захоронения.
Римма Тарба из Бамборы после показа фильма "Возвращение имени" призналась, что проплакала весь фильм.
"У меня все время текли слезы. Это настоящая правда. Если человек потерял своих близких на войне, он становится особенно сопричастен к этой проблеме", - сказала она "Кавказскому узлу".
Она рассказала, что её свекор Джота Авидзба пропал без вести во время Великой Отечественной войны.
По словам женщины, его призвали в Керчь, с того времени осталось только несколько писем. Он попал в плен и был отправлен в концлагерь.
"Я очень надеюсь его найти. Я бы повезла на то место кусочек земли и положила его там. У абхазцев так принято", - сказала Тарба.
Еще один фильм из Абхазии, который был показан в третий конкурсный день - "Мурзаканцы" режиссёра Эсмы Апсны. Картина рассказала о людях, живущих в Гальском районе, которые неоднократно попадали в сложные политические обстоятельства.
"Фильм вдохновил меня на поездку в Баку"
При просмотре картины "Город мой, Баку" выпускников ВГИКа Альфии Хабибуллиной и Асифа Гахраманова зрители смогли перенестись в столицу Азербайджана.
"Такое ощущение, что я из Абхазии перенеслась в Азербайджан. Мне очень понравились виды этого города. Теперь хочу по-настоящему туда поехать", - сказала "Кавказскому узлу" одна из зрительниц фестиваля.
Оператор картины Асиф Гахраманов рассказал "Кавказскому узлу", что фильм стал его дипломной работой.
"Задумка режиссера заключалась в том, чтобы показать Баку в трёх разных временных этапах - старом, советском и современном. Старый Баку зритель видит глазами скульптора, советский - глазами таксиста, а современный - глазами художника. Через этих героев мы показали, что в Баку представители всех национальностей жили и живут мирно и дружно", - сказал он.
Фестиваль "Кунаки" стал премьерной площадкой для молодых кинематографистов. Совсем скоро этот фильм покажут на кинофестивале в Баку, добавил он.