ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Тамара Меаракишвили – гражданская активистка из Южной Осетии, бывший преподаватель и руководитель Дома детского творчества в Лениногоре, уволенная за свою бескомпромиссную позицию в отношении коррупции. Меаракишвили подвергается преследованиям со стороны прокуратуры за то, что не скрывает своей позиции - дает интервью независимым СМИ и ведет блог. Номинируется на конкурс "Кавказского узла" "Герой Кавказа-2016" за то, что обнародовала факты, которые принято скрывать.
Тамара Меаракишвили не привыкла скрывать своего мнения – 21 апреля 2016 года она рассказала "Радио Свобода – Эхо Кавказа" о том, что единственное в Лениногоре промышленное предприятие, пивной завод, растаскивают на металлолом 1. Спустя месяц после интервью за Тамарой пришли из прокуратуры, причем вызов передали через престарелых родителей. За второе полугодие 2016 года активистку вызывали в прокуратуру шесть раз, причем без повестки, якобы для дачи объяснений. Четыре раза из шести – из-за общения с "Эхом Кавказа". Один раз Тамару вызывали из-за комментария в блоге президента Южной Осетии Леонида Тибилова по поводу употребления молодежью наркотиков, другой раз – по поводу якобы "клеветы" на главу района Алексея Босикова.
"Пришел следователь Ленингорской прокуратуры Давид Гурциев и сказал, что для меня лучше, если я скоро приеду и буду с ними сотрудничать. Он моим родителям сказал, чтобы я до 30 мая вернулась в район. Вообще, странно, что он упомянул: "что она хочет от Босикова". Что я могу хотеть от Босикова? Он глава района, и за все, что у нас происходит (специально не хочу сказать "творится"), он отвечает" 2.
Кроме того, в ответ на критику со стороны Меаракишвили Алексей Босиков заявил, что у нее фальшивый паспорт. Давление со стороны властей не испугало Тамару и по-прежнему регулярно задает на своих страницах в социальной сети острые вопросы республиканским чиновникам. Она спрашивала в 2016 году, куда были потрачены 12 миллионов рублей бюджета Ленингорского района, почему в районе нет больницы, часто отключают электричество, почему люди бегут обратно в Грузию – по данным Тамары Меаракишвили, в Ленингорском районе, когда-то населенном и богатом, знаменитом фруктовыми садами, осталось всего двести школьников.
"Существует ли работа на полштата? У нас, к примеру, на "полштата" учатся школьники, – договариваются с учителем, ходить в определенные дни. Бывает, всего два дня в неделю, это касается и первоклашек. Также родитель сам договаривается с учителем об его гонораре. Сами же учителя и вовсе водят своих детей в другие города, мол, тут уровень низкий. Есть конкретные факты, имена и фамилии. Кроме того, что это очевидная коррупция, лет через пять мы и вовсе останемся без школ, таковы дела", - написала Меаракишвили в блоге в Facebook 3.
Тамара Меаракишвили родилась в 1976 году в Ленингоре (Ахалгори), в Южной Осетии Грузинской ССР. Она закончила педагогический университет в 1990 году и работала директором Ленингорского детского Дома творчества. Работу свою она очень любила, но была уволена из-за нежелания замалчивать острые социальные проблемы. Первое интервью, за которое ее начали вызывать прокуратуру, она дала в 2014 году, и оно сразу стало знаменитым 4.
В интервью женщина не побоялась рассказать о жизни в Южной Осетии: "У нас нет спорта, культуры, цивилизации, например, чтобы хоть раз в неделю у нас был показ кино. В нашей больнице есть, например, родильное отделение, но мне не нравится, что в течение пяти лет здесь не родился ни один ребенок … Люди не чувствуют себя здесь защищенными. Целый год я боролась. Как меня ни оскорбляли, ни издевались, я умоляла, чтобы мне дали паспорт Южной Осетии… мне пришлось ругаться, получить оскорбления и издевки, прежде чем смогла получить документ. В первую очередь, я жалею о том, что не чувствую здесь себя защищенной. Закон – это беспредел, потому что недавно был случай, когда хотели изнасиловать двух девушек, и один из насильников оказался милиционером, которого отпустили через два дня, а на эту шумиху никто не отреагировал".
Тамара была одним из немногих жителей Ленингорского района, кто не стал оформлять себе у грузинских властей статус внутренне перемещенного лица. Свое решение она объяснила так: "Пусть это и дополнительные деньги при нашей нищете, но сам этот факт статуса "беженца" у себя дома для меня оскорбителен" 5.
После интервью, а также попытки встретиться с президентом Тибиловым, чтобы рассказать о бедственном положении Дома творчества, Тамару уволили. Пытались уволить за финансовые нарушения – их не оказалось, тогда уволили за опоздание (общественный транспорт в районе отсутствует в принципе, а работать приходиться в нескольких местах, чтобы выжить) 6. Пришлось бывшему преподавателю заниматься рукоделием – Тамара делает вязанные вещи на продажу.
Увольнение с работы позволило активистке действовать более свободно – она перестала скрывать свое мнение, и начала писать в разных изданиях и социальных сетях о коррупции и разрухе в республике. Наказание не заставило себя ждать – помимо вызовов в прокуратуру из-за интервью, Тамару похищали, по мнению родителей и друзей, сотрудники югоосетинского ФСБ. На активистку завели уголовное дело по жалобе главы регионального отделения партии "Единая Осетия" Спартака Дряева 7. Тамару обвинили в клевете на "Единую Осетию" – правозащитники полагают, что причиной стала критика команды вновь избранного президента, приготовившейся занять связанные с распределением бюджета посты 8.
По словам Тамары, следователи угрожали ей, всячески унижали. На одном из допросов у нее отобрали все личные вещи: "Я подозреваюсь в совершении уголовного преступления, но нахожусь на свободе. Зато арестованы мои личные вещи – губная помада, спицы и нитка для вязания, жвачка, сумка, солнечные очки, лекарство... Я сижу в собственной квартире и не могу определится, во сне это происходит или наяву?" 9.
Несмотря на заступничество правозащитников и представителей международных организаций, уверенных в полной невиновности Меаракишвили, обвинения с активистки до сих пор не сняты. Правозащитная организация Amnesty International сочла уголовное преследование Меаракишвили вопиющим нарушением права на свободное выражение своего мнения. "Прокурор сказал, что я очерняю наш район на разных сайтах и что я должна нести ответственность за это. А заявитель Спартак Дряев сказал, что ему было плохо из-за моих публикаций. Но при этом он говорит, что ему было плохо в сентябре. И это из-за материала, который вышел в апреле. А дело возбудили в августе. И только в сентябре ему стало плохо" 10.
"Пивзавод в Ленингорском районе простаивает уже семь лет. Дорогое оборудование расхищено, а производственные помещения пришли в запустение. Завод будет реанимирован к концу этого года, нашелся частный инвестор, который вложит в запуск предприятия 50 миллионов рублей", - заявил 10 июля 2017 года новый президент Южной Осетии Анатолий Бибилов на пресс-конференции по случаю ста дней президентства. А Тамара Меаракишвили находится под следствием до сих пор, ей рекомендовано "не высовываться" 11.