ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Магасский районный суд продлил на один месяц срок содержания под стражей Альберта Хамхоева, задержанного по подозрению в хранении оружия через несколько дней после нападения боевиков на пост ДПС в Ингушетии. Сам Альберт Хамхоев рассказал в ходе заседания, что до сих пор не оправился после пыток, которым подвергся после задержания.
Как сообщал "Кавказский узел", житель села Яндаре Назрановского района Альберт Хамхоев был задержан по подозрению в хранении оружия (ст. 222 УК РФ - "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов)" 14 ноября. Родственники Хамхоева заявили, что оружие подброшено силовиками на их глазах, сам Хамхоев подвергается пыткам, и что силовики угрожают причинить вред членам его семьи. Несмотря на ходатайство местных депутатов, суд отказался изменить меру пресечения Хамхоеву на домашний арест.
Отец Альберта Хамхоева рассказал, что его сын был знаком с Магомедом Мурзабековым, убитым у поста ДПС в Яндаре после совершенного вечером 5 ноября нападения. Во время нападения один из боевиков совершил самоподрыв, остальные устроили перестрелку с силовиками. Двое полицейских умерли от ран, полученных при взрыве. НАК сообщил о двух убитых боевиках. При этом Хамхоев, который был в день нападения на спортивных сборах в Москве, вернулся в республику только 9 ноября. После задержания он сообщил адвокату, что подвергся избиению и пыткам со стороны силовиков. 21 ноября в следственном изоляторе Хамхоева посетил омбудсмен Ингушетии Джамбулат Оздоев, который подтвердил, что на теле Альберта Хамхоева видны многочисленные следы физического насилия. 28 января стало известно, что в связи с превышением должностных полномочий сотрудниками правоохранительных органов Ингушетии в отношении Альберта Хамхоева возбуждено уголовное дело.
На заседании суда 12 февраля следствие выступило с ходатайством продлить срок содержания под стражей еще на один месяц, мотивируя свою просьбу тем, что по делу не была проведена компьютерно-техническая экспертиза, сообщил адвокат Джабраил Куриев.
Оспаривая это ходатайство, адвокат Джабраил Куриев напомнил, что 15 ноября, на второй день после задержания, у его подзащитного изъяли мобильный телефон и отправили в УФСБ РФ по Республике Ингушетия для проведения компьютерно-технической экспертизы. "1 февраля мобильный телефон Хамхоева вернули с формулировкой, что производство экспертизы не представляется возможным в связи с отсутствием эксперта. А сейчас вдруг следователь заявляет, что в МВД республики, оказывается, есть такой эксперт. И поэтому, пока специалист в области компьютерно-технической экспертизы будет выполнять свою работу, следствие ходатайствует о продлении срока содержания под стражей Хамхоева, мотивируя это тем, что обвиняемый, находясь под домашним арестом, как того требует защита, может оказывать давление на свидетелей, скрыться от следствия или еще каким-то образом воспрепятствовать производству по уголовному делу", - рассказал адвокат.
Выступивший на процессе Альберт Хамхоев подробно рассказал, как его задержали, куда отвозили и как он подвергался физическому насилию и пыткам током, рассказал корреспонденту вступивший в дело адвокат Хамхоева Александр Караваев из "Комитета против пыток".
"В зале суда, кроме родственников, было очень много молодых людей. Рассказ Альберта был выслушан ими в полной тишине. Альберт сказал также присутствующим, что он до сих пор чувствует себя плохо, у него большие проблемы с желудочно-кишечным трактом – именно в разных участках живота прикрепляли провода и включали потом динамо-машину. По словам парня, у него живот был черный от гематом. Альберт Хамхоев также сказал, что оказанная в СИЗО медицинская помощь не облегчает его страдания. Он неоднократно просил, чтобы его госпитализировали в клиническую больницу, чтобы было проведено обследование", - рассказал Александр Караваев.
Однако, по словам адвокатов, несмотря на просьбу защиты об изменении меры пресечения Альберту Хамхоеву на домашний арест, суд удовлетворил ходатайство следствия и продлил содержание под стражей еще на один месяц.
Джабраил Куриев усматривает в очередном продлении срока содержания под стражей его подзащитного нарушение ст. 97 УПК РФ.
"На судебном заседании, как и на прошлых, следствие выдвигает одни и те же основания, которые актуальны для продления нахождения под стражей Хамхоева. При этом в УПК говорится, что на одних и тех же основаниях мера пресечения не допускается. При каждом новом продлении суду должны быть представлены новые основания для избрания продления меры пресечения. То, что дознавателем было заявлено в ходатайстве, это может служить основанием для продления срока дознания следствия, но не меры пресечения", - утверждает адвокат.
Состояние Альберта Хамхоева вызывает тревогу его близких
Аза Хамхоева, мать Альберта, рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что состояние здоровья ее сына вызывает у нее тревогу. "Я медик и вижу, что Альберт страдает от сильных болей в животе. Он никогда раньше не жаловался на боль, а ему, как боксеру, приходилось получать весьма ощутимые травмы. Но сейчас у него, видно, боли бывают нестерпимые, если, к примеру, накануне суда ему вызвали неотложку. Альберту необходимо сделать УЗИ, поставить диагноз и нужно хотя бы на 10 дней госпитализировать, чтобы тщательно обследовать его", - считает Аза Хамхоева.
Напомним, что 13 декабря мать Альберта Аза Хамхоева провела несколько одиночных пикетов в Москве, требуя освободить сына. Возле здания Совета Федерации к Азе Хамхоевой подошел один из сенаторов, который попросил женщину написать заявление и прислать в Совет Федерации, пообещав разобраться.
На вопрос, получила ли она ответ на свою жалобу, отправленную сенатору от Республики Ингушетия Мухарбеку Дидигову, женщина ответила отрицательно. "Никакого ответа и никакой помощи мы от него не получили", - сказала она.
В зале суда присутствовал Муса, отец ребенка, который занимался боксом в группе у Альберта Хамхоева. "Меня сын попросил прийти в суд. Дети никак не могут понять – за что и почему их тренера держат в СИЗО. Идрис занимался у Альберта второй год. Мы, родители, были спокойны за своих мальчишек: на улицах не болтаются, свободное от занятий все время в зале, на тренировках. Альберт не допускал на тренировки, если кто-то получал двойку. Дети хотели приехать сюда, в суд, были уверены, что их появление как-то поможет их тренеру", - говорит Муса.
Джабраил Куриев сказал, что будет обжаловать решение суда и продолжать настаивать на изменении меры пресечения Альберту Хамхоеву на домашний арест.