23:14 / 27.02.2018Пострадавший от пыток нальчанин пожаловался на проблемы со здоровьем

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Житель Нальчика Рустам Кучменов, заявивший о пытках со стороны силовиков, нуждается в дорогостоящей операции на поврежденном позвоночнике, но не может выехать на лечение из-за подписки о невыезде. Кучменов не побоялся указать на пытавших его силовиков и поэтому нуждается в госзащите, заявили представители Комитета против пыток.

Как писал "Кавказский узел", житель Нальчика обратился к правозащитникам с жалобой на силовиков, применивших к нему пытки после задержания в 2017 году. Ни один из пяти силовиков, которых мужчина опознал, не отстранен от должности, заявил Комитет против пыток 26 февраля. 

По словам заявителя, силовики выбивали у него признание в краже пытками током, прижимая при этом ногой к полу его голову. Во время пыток металлическая конструкция, фиксирующая после аварии его шейные позвонки, была повреждена, и медкомиссия после нескольких месяцев содержания мужчины под стражей заявила о необходимости его освобождения.

Заседание по делу о краже, в которой обвинили 40-летнего жителя Нальчика Рустама Кучменова, должно было состояться сегодня в Чегемском районном суде, однако из-за неявки адвокатов суд отложил процесс на 19 марта, сообщил корреспондент "Кавказского узла".

Вместе с заявившим о пытках Кучменовым обвиняемыми по делу проходят четыре человека: его двоюродный брат, его знакомый и еще двое, которых он не знает. Всем им вменяется кража электрических строительных инструментов из частного дома в селении Нартан, пояснил мужчина корреспонденту "Кавказского узла".

По словам Рустама Кучменова, он не участвовал в краже, а только купил у своего двоюродного брата часть украденных инструментов - сварочный аппарат и шуруповерт - для работы, поскольку занимался строительством и ремонтными работами. Мужчина уверяет, что не знал о криминальном происхождении этих инструментов, и первоначально был привлечен к делу в качестве свидетеля.

2 июня 2017 года нальчанина доставили для дачи показаний в подразделение одной из силовых структур. "Один [из силовиков] стал меня оскорблять, а потом ударил меня. Я сказал, что напишу на него жалобу, а он сказал, что быстро сделает из меня соучастника", - рассказал мужчина, добавив, что после этого у него стали пытками выбивать признание в краже.

Как утверждает Кучменов, его избивали, пытали током и втыкали в ногу шило. "Сначала следствие активно занялось моим делом, но потом дело стало тормозиться, передаваться от одного следователя к другому, к третьему. Только после вмешательства Комитета против пыток в декабре 2017 года расследование активизировалось", - отметил Рустам Кучменов.

По данным Комитета против пыток, 5 июня 2017 года житель Нальчика обратился в Следственный комитет с заявлением о применении к нему насилия и пыток током. 8 июля того же года в отношении одного из силовиков было возбуждено дело по п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий с применение насилия), однако после этого "никаких следственных действий с участием потерпевшего не проводилось".

Правозащитники отмечают, что Кучменов пожаловался на действия девятерых силовиков, а в деле фигурирует лишь один. От работы в силовых структурах этот человек не отстранен, мера пресечения ему не избрана.

К делу о краже добавился пистолет

Рустам Кучменов находится на сегодняшний день под подпиской о невыезде, а остальные обвиняемые по делу о краже - в СИЗО, сообщил адвокат мужчины Марат Озроков корреспонденту "Кавказского узла".

По словам защитника, двоюродный брат под давлением оговорил Рустама, назвав его соучастником кражи. После допроса и очной ставки с двоюродным братом Кучменов одним из подозреваемых по делу о краже строительных материалов, инструментов, травматического пистолета и золотых изделий, уточнил адвокат.

"Кучменов обвиняется в совершении кражи, хищении оружия и незаконном сбыте гражданского огнестрельного оружия. Мой клиент отрицает свою вину. Его двоюродный брат, который является одним из обвиняемых по этому делу, в дальнейшем отказался от своих показаний. Мы надеемся, что сможем добиться оправдания Рустама Кучменова", - заявил адвокат Озроков.

Кучменов подтвердил слова своего защитника, указав, что двоюродный брат во время очной ставки был явно напуган. "Он сидел передо мной и весь дрожал. В итоге он сказал, что я тоже был с ними, но потом отказался от своих показаний", - сказал мужчина корреспонденту "Кавказского узла".

Первоначально Рустаму Кучменову предъявили только обвинения в краже, а обвинения по другим статьям добавились позже, обратил внимание представитель Комитета против пыток Магомед Аламов.

"Вначале ему вменяли три преступных эпизода, а теперь уже восемь. Дополнительно вменили пять эпизодов, среди которых приобретение и хранение оружия - в уголовном деле появился пистолет", - сообщил Аламов.

По словам правозащитника, он подал ходатайство о применении к Кучменову мер государственной защиты свидетелей ради его безопасности.

Пострадавший от пыток не может выехать из республики для лечения

Магомед Аламов также отметил, что Кучменов нуждается в дорогостоящем лечении из-за перелома заменяющей ему два шейных позвонка металлической конструкции во время избиения.

"Такое лечение в Нальчике не проводят. Ему надо ехать в Москву, а он не может, так как находится под подпиской о невыезде", -  пояснил Аламов корреспонденту "Кавказского узла".

Сам Рустам Кучменов настаивает, что предупреждал силовиков о своих серьезных проблемах с позвоночником. "Десять лет назад я попал в ДТП, и врачам пришлось установить на позвоночнике две металлоконструкции. Из-за избиения, пыток током, давления на шею и позвоночник эти металлоконструкции были повреждены, их сейчас надо заново устанавливать, потому что я еле передвигаюсь. Мне нужна операция. Я обратился к моему врачу, который отказался от повторной операции из-за ее сложности, теперь жду ответа от врачей из Санкт-Петербурга. Но операция очень дорогостоящая", - сказал житель Нальчика.

Кучменов выразил надежду, что суд удовлетворит его требование о материальном ущербе, и компенсация позволит ему оплатить лечение.

Правозащитники ищут способ доказать, что поломка конструкции в позвоночнике Кучменова является результатом пыток, сообщил другой сотрудник Комитета против пыток Альберт Кузнецов корреспонденту "Кавказского узла".

"Согласно решению медицинской комиссии, Кучменов не мог находиться в СИЗО из-за повреждения конструкций в позвоночнике, однако еще стоит вопрос, когда они были повреждены. Медицинская экспертиза пока не может установить причинно-следственную связь между описанными Кучменовым событиями и повреждением конструкций. Эксперт говорит, что повреждение могло произойти до пыток. Последний документ Кучменова о том, что с конструкциями все в порядке, датирован 2016 годом. Действительно, после этого прошло несколько месяцев, и в принципе сложно обвинить эксперта в необъективности", - сказал Альберт Кузнецов.

Правозащитники добились возбуждения дела по заявлению Кучменова

Случай Рустама Кучменова является уникальным в практике Комитета против пыток, указал Альберт Кузнецов. "Он не побоялся поднять вопрос пыток, обратился к нам, и мы вместе с ним добились возбуждения уголовного дела. Рустам не пошел на сделку с силовиками, не отказался от своих слов и участвует в следственных действиях, не боится указать на пытавших его силовиков", - отметил правозащитник.

По информации Кузнецова, Кучменов стал первым жителем Кабардино-Балкарии, который обратился в Комитет против пыток после начала работы организации в республике.

"Мы относительно недавно начали свою деятельность в Кабардино-Балкарии, раньше работали только в Чечне, а деятельность по всему СКФО начали недавно. Поэтому говорить о конкретной практике пока не можем, но после Рустама к нам обратился еще один человек с жалобой на применение электрического тока. Сейчас ведем проверку по этому обращению", - добавил Альберт Кузнецов.

Его коллега Магомед Аламов отметил, что работает в Кабардино-Балкарии с двумя делами о применении силовиками мер физического воздействия на задержанных. "По одному из этих дел в настоящее время проходит проверка. Подробности сообщу позже", - сказал Аламов.

Кучменов нуждается в мерах госзащиты, однако обнародование его имени не может ему навредить, отметили в Комитете против пыток.

Автор:Людмила Маратова, Гор Алексанян
28.02.2018 в 18:08+79604237070
Их было вообще пятеро, его хотели сделать соучасником. Пытали всех хотели повесить старые весяки. В отделе минимум находились 120 сотрудников из разных отделов по 10.12 человек. Сами сотрудники себя же сдали друг друга. Вообще по делу проходит 15 сотрудников. 
28.02.2018 в 11:28Игорь Сажин
Я так понимаю, что это надо прочитать тем, кто не верит, что наша полиция активно используют пыточные технологии. Это, увы, норма и рассказать о пытках можно лишь одним способом, вырвавшись из лап нашей правоохранительной системы. Пока ты сидишь в СИЗО или в ИВС жалобы лучше не писать, это опасно для жизни. 
28.02.2018 в 21:07Игорь Сажин
У меня есть много знакомых полицейских и я знаю, что они обыкновенные люди, я знаю причину насилия со стороны полицейских, знаю где лень, где тонкая игра, где тупость, а где жадность. Все не так просто - это я знаю. Знаю несколько человек, которые получили реальные сроки за клевету на полицейских. Это тоже уже есть. Мы как-то в колониях администрациям порекомендовали особенно в ШИЗО и ПКТ, а еще в СУСе, вообще все писать на видеорегистраторы и когда наш генерал то внедрил, количество жалоб на насилие со стороны тюремных работников снизилось резко. Тоже самое я рекомендую и полиции. Не будут жаловаться на вас люди, если вы будете под видео люде опрашивать и допрашивать, а если сам полицейский старается найти тихий угол для беседы, а потом на него жалобы о насилии сыпятся, да еще от разных людей, то я понимаю, что у парня рыльце в пушку, что не умете он себя в руках держать. Ну раз не умеешь правильно построить допрос, не умеешь расставить логические ловушки, не умеешь собирать доказательства, так иди лучше подальше от оперативной или следовательской работы, иди бумаги передвигай, пользы больше будет. 
01.03.2018 в 06:33..Бэн Джойс.
120 сотрудников были зрителями?Апо 10-12 человек с разных отделов,опыт перенимали в столь деликатном деле,как пытки?)
28.02.2018 в 13:12суровый
Какой вы однако доверчивый)Если на заборе написано что Вася дурак,это совсем не значит,что все Васи такие,а тот кто это написал,сама истина в первой инстанции.Очень много вопросов,и к полиции,и к этому невиноватому,и неизвестно еще к кому больше,так что надо поостеречься ярлыки клеить,У нас вообще в тюрьмах сидят одни жертвы ментовского произвола,но кто  же тогда совершают преступления? Разберуться,не нужно воздух сотрясать на основании статьи на Узле.
01.03.2018 в 06:34..Бэн Джойс.
)Все полисмены тупые и жадные,не то что Игорь Сажин и Ко...)
28.02.2018 в 16:38Игорь Сажин
Нет, у нас в тюрьмах сидят много людей заслуживающих тюремного заключения, но при этом я вынужден констатировать, что в полицейской среде увы стало нормой творить насилие в отношении граждан. Я уже рассказывал как-то здесь, что у нас было дело, когда по подозрению в краже задержали священника и избили, а потом вдруг выяснилось, что он не крал и что женщина, которую яко бы ограбили вообще не была ограблена и полицейский выпуская из полиции избитого священника сказал довольно страшную фразу: "извини, у нас такая работа". Не замечать этой катастрофы опасно. Как-то у нас задержали за взятку начальника школы милиции, а у него инсульт случился, а судья требует его в СИЗО, начальник милиции лежит перекошенный, ноги отнялись, руки отнялись, а судья требует его в СИЗО. Ко мне прибежали его сыновья, тоже работники полиции. Мы давай отбивать начальника школы милиции, жалобы писать, ходить везде, еле отбили. В ужасе два молодых полицейских рассказывали, что с их сыном вытворяли их коллеги, как таскали его на носилках и пытались то в СИЗО, то в ИВС впихнуть, как пытались его поднять с носилок. И тогда один из них сказал фразу: "Мы не думали, что эта жестокая машина коснется нас, что это с нами произойдет". 
28.02.2018 в 17:14суровый
Равно как и нормой стало обвинять полицию,особенно на Кавказе,когда любой "невиновный"подонок заслуживает большего доверия среди народных масс,чем полицейские,которые безусловно создали себе такой имидж вполне заслужено,но я вас уверяю,основываясь на жизненный опыт,что не все в погонах звери,а невиноватые,не такие уж невиноватые,а мента грязью облить,дело святое,даже рукоплескать будут.Будут доказательства вины полицейских-наказать по полной,если нет,то надо вводить жесткое уголовное наказание за клевету,а не так как сейчас,легкий испуг,до одного года,вот когда хоть одного посадят лет на пять-семь,то и количество запытаных резко и кратно уменьшится.Для многих это спасительная соломинка чтобы не сесть вариант договориться в случае чего.Вот кому он на фиг нужен его пытать,за сварочный аппарат и шуруповерт,да еще вдевятером,проблемы себе создавать?За "галочку"?Да не стоит она того.
01.03.2018 в 10:27Игорь Сажин
Те кто бьют людей - видимо да, тупые и жадные. Бить людей нельзя, особенно если тебе в руки дано насилие и ты его должен применять для защиты граждан, и прежде всего нельзя бить людей, которые в полном твоем подчинении, в наручниках, за решеткой, людей бить нельзя, насилие опасная штука, она прежде всего разрушает психику, того, кто творит насилие, человек после применения насилия становится инвалидом, которого надо опять приучать жить по человечески. Сам знаю, через такое прошел.