ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Расследование дела о воспрепятствовании профессиональной деятельности корреспондента "Кавказского узла" на митинге в Махачкале - это уникальный случай для Дагестана, прокомментировал сегодня адвокат журналистки сообщение следствия о передаче дела в суд.
Как писал "Кавказский узел", сегодня следствие объявило о передаче в суд дела 34-летнего жителя Тляратинского района, обвиненного по ч.3 ст.144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста, соединенное с повреждением имущества) после нападения на корреспондента "Кавказского узла".
По версии следствия, 12 июня 2017 года мужчина потребовал от корреспондента "Кавказского узла" прекратить съемку митинга сторонников Навального в Махачкале, после чего "с применением насилия" повредил видеокамеру журналистки.
Дело о нападении было доведено до суда после того, как защита смогла предоставить следствию нескольких очевидцев нападения, свидетельства того, что корреспондент "Кавказского узла" снимала происходящее на митинге по заданию редакции, а также видеозапись нападения, по которой были проведены опознания нападавших, рассказал сегодня привлеченный к делу "Кавказским узлом" адвокат Ахмед Эльмурзаев.
При этом защите не удалось добиться ареста обвиняемого, уточнил Ахмед Эльмурзаев. "Следствие обращалось в суд с ходатайством о заключении нападавшего под стражу, но суд отказал. В дальнейшем Верховный суд подтвердил верность [решения] суда нижестоящей инстанции", - сообщил он корреспонденту "Кавказского узла".
Кроме того, признана потерпевшей стороной и редакция "Кавказского узла", которой принадлежала разбитая камера, уточнил адвокат. "После проведения ряда экспертиз и ознакомления с материалами уголовного дела редакция, владеющая аппаратурой, была признана пострадавшей. Журналистка, разумеется, тоже признана пострадавшей", - сказал Эльмурзаев.
По мнению адвоката, следствие правильно квалифицировало действия нападавшего как воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста. "Защита настаивала, чтобы нападавших привлекли к ответственности именно по этой статье", - уточнил он.
Расследование дела по этой статье Уголовного кодекса адвокат назвал прецедентом. "Я не припомню, чтобы на Северном Кавказе возбуждали дела о воспрепятствовании деятельности журналиста. Стоит заметить, что журналистка "Кавказского узла" - не единственная, подвергшаяся нападению на акции 12 июня. После возбуждения данного уголовного дела были возбуждены дела и в отношении других нападавших на других журналистов", - подчеркнул Эльмурзаев.
Уголовное дело о нападении на корреспондента "Кавказского узла" было возбуждено лишь спустя три месяца, в сентябре 2017 года. Журналистам "Черновика", также пострадавшим от нападения, ранее было отказано в возбуждении уголовного дела, поскольку полиция не нашла состава преступления в действиях нападавших. "Черновик" обжаловал это решение, направив жалобу в прокуратуру, после чего надзорное ведомство направило материалы на дополнительную проверку.
По мнению адвоката, нападение на митинге 12 июня 2017 года стало "последней каплей" в серии атак на журналистов, совершенных на Северном Кавказе и оставшихся нераскрытыми. Это нападение было совершено "открыто, под камерами", напомнил Эльмурзаев.
Нападение происходило на глазах у силовиков, которые никак не пытались остановить нападавших, сообщила ранее корреспондент "Кавказского узла".
"В последние годы [в Дагестане] было совершено много нападений на журналистов. Многие так и не было раскрыты, не были установлены исполнители, заказчики. Были и убийства, которые так и остались недоведенными до суда. Данный вопрос поднимался и на высшем уровне - на встрече с Владимиром Путиным", - сказал Эльмурзаев, предположив, что "в данном случае дагестанские власти не захотели воевать" с журналистами.
Напомним, что 9 июля 2013 года около своего дома в Махачкале был застрелен журналист Ахмеднаби Ахмеднабиев, который работал на "Кавказском узле" в качестве собственного корреспондента более семи лет, освещая острые темы. С 2006 года он также работал в дагестанском еженедельнике "Новое дело", где занимал пост первого заместителя главного редактора. Оперативность расследования убийств журналистов уходит у правоохранителей на второй план в надежде на то, что общество и власть забудут об убитом, посетовал спустя четыре года после убийства Ахмеднабиева политобозреватель газеты "Черновик" Магомед Магомедов.
Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа публикуются "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов".