06:48 / 17.04.2018Журналисты рассказали о конфликте интересов среди чиновников Дагестана

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Дагестане распространена практика приема на работу в государственные ведомства и учреждения близких людей, а не специалистов из кадрового резерва, заявил главный редактор информагентства "Дербент" Милрад Фатуллаев. Увольнения чиновников из-за конфликта интересов, объявленные на фоне кадровых зачисток в республике, являются каплей в море, отметил журналист Эдуард Уразаев.

"Кавказский узел" информировал, что в Дагестане с начала 2018 года зафиксирован ряд случаев увольнений чиновников из-за конфликта интересов. 12 апреля стало известно, что временно исполняющий обязанности замминистра транспорта, энергетики и связи Дагестана, супруга которого приходится родной сестрой главе этого министерства, уволен после прокурорской проверки. До этого из-за родства с главой Тляратинского района от должности освобожден управляющий делами администрации и руководители двух учреждений. В марте дагестанская чиновница была снята с должности из-за родства с главбухом администрации. В январе была уволена директор школы-интерната в Избербаше, которая приходится сестрой мэру города.

Наличие протекционизма при устройстве на работу распространено в Дагестане

Прием на работу в государственные ведомства и учреждения близких людей является довольно распространенной в республике практикой, заявил корреспонденту "Кавказского узла" главный редактор информагентства "Дербент" Милрад Фатуллаев.

В Дагестане нет открытых, прозрачных, понятных механизмов, которые можно проверить, при подборе и расстановке кадров. То есть с биржи труда работников никто не берет, никто не черпает специалистов из кадрового резерва. Все подбирают по рекомендации, протекционизму

"Это не обязательно родственники. Работников отбирают из числа кумовьев, соседей, друзей, сватов, а то и любовников и любовниц. Наличие кумовства, неких джентльменских соглашений, протекционизма при устройстве на работу - очень распространенное явление в республике. Именно по этим соображениям на различные должности и принимаются работники. В Дагестане нет открытых, прозрачных, понятных механизмов, которые можно проверить, при подборе и расстановке кадров. То есть с биржи труда работников никто не берет, никто не черпает специалистов из кадрового резерва. Все подбирают по рекомендации, протекционизму, а то и за наличный расчет", - сказал он.

Он отметил, что уволенный врио замминистра транспорта, энергетики и связи Дагестана "ничем не запомнился, кроме близкого родства с самим министром", а его увольнение произошло только через полгода после того, как республику возглавил Владимир Васильев.

"И это несмотря на серьезную и жесткую чистку, которую он [Васильев] провел. Даже после этого люди оставались на своих должностях", - указал Фатуллаев.

5 февраля врио главы Дагестана Владимир Васильев отправил в отставку правительство республики. 7 февраля премьер-министром Дагестана был назначен Артем Здунов, ранее занимавший пост министра экономики Татарстана. Здунов анонсировал масштабную борьбу с коррупцией, пообещав вернуть бизнес в правовое поле и вывести экономику республики из тени. Бывший врио главы правительства Дагестана Абдусамад Гамидов вместе с двумя своими заместителями и бывшим министром образования и науки Дагестана Шахабасом Шаховым с 6 февраля находятся под стражей по обвинению в мошенничестве.

"Второй пример - Тлярантинский район. Только за последние полтора месяца там были уволены брат, сестра, шурин, два племянника главы. То есть в одном таком маленьком районе такие масштабы", - отметил главред информагентства.

В Дагестане сотни чиновников незаслуженно занимают свои должности, полагает Уразаев

После смены прокурора республики всплыли результаты проверок по теме конфликта интересов, которые ранее замалчивались в силу политического союза прежнего прокурора Дагестана и бывшего главы республики, считает журналист и политолог Эдуард Уразаев.

Рамазан Абдулатипов покинул пост главы Дагестана в октябре 2017 года. В период его работы во главе республики прокуратуру Дагестана возглавлял Рамазан Шахнавазов. Шахнавазов занял пост прокурора Дагестана в апреле 2013 года, а в отставку он ушел в ноябре 2017 года.

"К этому добавилось, видимо, желание продемонстрировать активность перед новым руководителем работников самой прокуратуры. Это ярко проявилось, например, при увольнении троих родственников Рамазана Абдулатипова с руководящих должностей в родном для него Тляратинском районе. Поэтому на данном этапе увольнение замминистра транспорта, энергетики и связи - это, скорее, не результат подковёрной борьбы "бульдогов", а результат антикоррупционной кампании, в которой свои возможности используют мелкие игроки", - сказал Уразаев "Кавказскому узлу".

Увольнение замминистра, являющегося родственником главы этого ведомства, запоздало на два года, тем более что в работе на этом посту он "ничем не выделялся", полагает политолог.

"В Дагестане кумовство распространено широко и в условиях системной коррупции, о которой заявил новый прокурор Дагестана Денис Попов, приобрело большие масштабы. Правда, многие чиновники часто действуют по принципу обмена услугами, когда один назначает родственника другого и тот действует по принципу взаимности. Разумеется, что объявленные случаи принятия мер - это капля в море. Таких случаев - сотни, но хорошо, что хотя бы в отношении части чиновников, незаслуженно занявших должности, справедливость восстановлена", - считает он.

При этом Уразаев добавил, что он не против, если талантливый, трудолюбивый и добросовестный родственник высокопоставленного чиновника будет продвигаться по карьерной лестнице на основе объективной оценки его достижений.

Конфликт интересов во власти в Дагестане сохраняется годами

"Кавказский узел" также писал, что в период руководства республикой Рамазаном Абдулатиповым в республике возникали вопросы о конфликте интересов во властных структурах. Так, 11 мая 2016 года прокуратура Дагестана сообщила, что потребовала от главы республики пресечь конфликт интересов, возникший из-за родства между главой администрации главы и правительства Дагестана Исмаилом Эфендиевым и замначальника отдела контрольного управления администрации Юсуфом Эфендиевым. В администрации заявили, что Юсуф Эфендиев был уволен за день до того, как о конфликте интересов объявила прокуратура.

Победить "клановую" практику управления в Дагестане можно только "укреплением правовой состязательности ветвей власти, прозрачностью деятельности органов власти, контролем гражданского общества за деятельностью чиновников, подлинными процедурами демократических выборов и сменяемостью высоких должностных лиц", ранее заявил "Кавказскому узлу" заведующий сектором Кавказа Центра региональных и цивилизационных исследований РАН Энвер Кисриев. По его словам, в Дагестане "в этих аспектах политической практики наблюдается существенная деградация".

В свою очередь главный редактор журнала "Дагестан" Магомед Бисавалиев еще в период принятия закона, отменяющего всенародные выборы глав муниципальных образований в Дагестане, в 2014 году отмечал, что республика нуждается в "полном демонтаже кланов".  "Пока в Дагестане не пройдет полный демонтаж кланов, пока республика не избавится от одиозных фигур, здесь при любой форме голосования эти же кланы и финансовые тузы будут диктовать свои условия. Никакой разницы – всенародные выборы или выборы представительными органами, они все равно подкупают и навязывают свою волю через фальсификации, деньги, стволы, знакомства", - ранее заявил Магомед Бисавалиев "Кавказскому узлу".

Новости о ситуации с кадровыми чистками в Дагестане публикуются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Кадровые зачистки в Дагестане".

Автор:Расул Магомедов