ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Журналисты и политологи в числе ключевых рекомендаций по пополнению бюджета Махачкалы, долги которого к началу году составляли около 2 миллиардов рублей, предложили чиновникам усилить борьбу с теневой экономикой. Чиновник мэрии Ахмед Магомедов пожаловался на долги, накопленные предыдущими руководителями города. Так, по его словам, долга за период работы Муртазали Рабаданова на посту мэра увеличился с 300 миллионов до 700 миллионов рублей. Сам бывший мэр назвал эту цифру завышенной.
24 апреля в конференц-зале Дагестанского госуниверситета состоялось очередное заседание клуба "Игры журналистов" на тему: "Проблемы Махачкалы: пути повышения доходной части бюджета". В заседании приняли участие журналисты республиканских СМИ, политологи и активисты. Администрацию города представлял начальник финансового управления мэрии Ахмед Магомедов, передает корреспондент «Кавказского узла», присутствовавший на мероприятии.
Клуб «Игры журналистов» был создан в 2016 году. Автором идеи является журналист Тамерлан Магомедов. Основная идея клуба - совместная выработка журналистами и политологами правильных вариантов действий, способных помочь в решении информационных кризисов и предотвращении информационных угроз, которым подвергается Дагестан. Заседания клуба проводятся в установленном правилами формате. Журналисты рассказывают о причинах поднятой проблемы, как будет она развиваться, если на нее не влиять, и пути ее решения вместе с рекомендациями органам власти. После этого политологи и приглашенные эксперты оценивают выступления представителей СМИ.
Отметим, что общий долг Махачкалы к началу 2018 года составлял около двух миллиардов рублей, о чем в декабре 2017 года на сессии горсобрания заявлял председатель собрания депутатов столицы Дагестана Абулмуслим Муртазалиев.
В повседневной жизни горожане сталкиваются с коммунальными и иными проблемами, задаваясь вопросами, как их решать и кто это должен делать. На это обычно приходится выслушивать ответ: «У города нет средств», рассказал журналист и политолог Эдуард Уразаев.
«Параметры городского бюджета на 2018 год оказались ниже, чем в прошлом году. Недавно [на совещании 16 апреля] на просьбу врио главы города Гасанова о помощи председатель правительства Дагестана ответил - ищите собственные резервы», - рассказал Уразаев.
По словам Уразаева, общая налоговая политика страны привела к тому, что около 90% муниципалитетов России дотируются и фактически являются финансово несостоятельными для самоуправления.
Среди основных причин тяжелой финансовой ситуации в Махачкале он назвал недофинансирование из республиканского бюджета и теневую экономику, масштабы которой, по его словам, «несколько преувеличены», а также неэффективное управление и собираемость налогов. «Возможности городской администрации ограничены, она не может влиять на федеральные, республиканские органы власти, на правоохранительные и контролирующие структуры», - сказал журналист.
Уразаев считает, что республиканские власти должны оказать поддержку Махачкале по закрытию долгов, иначе это может привести к параличу системы жизнеобеспечения города.
Журналист газеты «Черновик» Магомед Магомедов не согласился с высказыванием Уразаева о том, что масштабы теневой экономики уменьшены, сказав, что они намного больше.
«Не считаю, что увеличение доходной части бюджета Махачкалы является глобальной проблемой. Деньги в городе есть, но они не доходят до бюджета. Власть в Махачкале монополизирована не только людьми, принимающими решения, но и близкими к ним кругами бизнеса, участвующими в тендерах и подрядах. В итоге у кого-то растут особняки, а где-то люди еле добираются до работы, так как у них нет денег на проезд», - рассказал Магомедов.
Как полагает политолог Хабиб Магомедов, около 80% экономики республики приходится на Махачкалу, в связи с чем он предлагает вывести из тени подпольные производства.
«Подавляющее количество дагестанских производителей обуви сидят по подвалам в Махачкале. Они, по разным оценкам, изготавливают 15-25% всей производимой в России обуви. Как с ними работают фискальные органы, «душат» или дают возможность развиваться? Какие у мэрии есть возможности в этом направлении?» - сказал Магомедов.
После ухода Саида Амирова с поста мэра в 2013 году долги города составляли 300 миллионов рублей. После сложения полномочий мэра Муртазали Рабаданова в апреле 2014 года – 700 миллионов рублей, а после ухода Магомеда Сулейманова в июле 2015 года долги составляли 1,2 миллиарда рублей, рассказал начальник финансового управления мэрии Ахмед Магомедов.
«Город фактически банкрот. У Махачкалы 400 млн рублей бюджетных кредитов, 300 млн - коммерческих. На обслуживание этих кредитов ежемесячно в виде процентов уходит 2,5 млн рублей. Обанкротились ряд муниципальных предприятий. У «Махачкалатеплосервис» долги только по газу 560 миллионов рублей», - рассказал представитель мэрии.
Он отметил, что по решениям судов заблокированы счета городского управления ЖКХ, предприятия «Махачкалапродукт», снабжающего продуктами детсады и школы города, на сумму 400 млн рублей в отношении администрации города за выполненные работы и за поставленную продукцию дела рассматриваются в судах.
Ахмед Магомедов отметил, что с 2014 года решением правительства Дагестана вместо 30% отчислений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) Махачкала стала получать 16%, остальные средства были перенаправлены муниципальным районам. «В результате только в 2015 году городской бюджет недополучил 900 млн рублей. Неоднократные обращения руководства города в адрес правительства не были услышаны. Если бы не долги прошлых лет, текущие платежи город мог бы покрыть», - считает он.
Магомедов отметил, что в 2017 году общие поступления от Дагестана в консолидированный бюджет России составили 33 млрд рублей, в том числе от Махачкалы - 18 млрд рублей, тогда как сам город получил только около 2 миллиардов рублей.
По его словам, городские власти пытаются выправить положение, в 2017 году город сверх плановых назначений получил 200 миллионов рублей, в том числе по налогу на землю. «В 2017 году введены в налоговый оборот и актуализированы 11 тысяч земельных участков, более 20 тысяч объектов капстроительства, 16 тысяч человек оформили договоры на работу», - рассказал чиновник.
На заседании клуба присутствовал ректор Даггосуниверситета, бывший мэр города Муртазали Рабаданов, который не согласился с озвученной представителем мэрии цифрой по долгам Махачкалы в бытность его главой города. «Когда я уходил в апреле 2014 года, долг был около 400 млн, но не 700 млн», - сказал Рабаданов.
При этом он согласился с тем, что основная вина за сложившуюся ситуацию лежит на республиканском правительстве, которое в 2014 году приняло решение о перераспределении НДФЛ.
Председатель «Клуба журналистов» Ильман Алипулатов спросил у начальника финансового управления, почему при такой сложной ситуации за последний год число работников аппарата мэрии увеличилось на 200 человек.
«Идет пилотный эксперимент в городах России - Челябинске, Самаре, и сюда, к сожалению, попала Махачкала. Здесь создали внутригородские районы со своим депутатским корпусом и бюджетом. Поэтому на 200 человек увеличился штат, на его содержание уходит 100 миллионов рублей в год», - ответил Ахмед Магомедов.