Есть хорошая поговорка: "в чужом глазу соринку увидишь, а в своем и бревна не заметишь". Что только не пишет российская пресса о Грузии! Между тем процессы, происходящие в самой Российской Федерации, далеко не однозначны. Наш корреспондент по Северному Кавказу рассказывает, как заботу о детях власти "преуспевающего" Краснодарского края подменяют милитаризацией и шовинизацией сознания будущего поколения.
По субботам и воскресеньям главный проспект кубанской столицы, улица Красная, предоставляется пешеходам. В любую погоду здесь полно народу. Инициативные люди разворачивают прямо на тротуарах надувные детские аттракционы, выставляют на продажу всякую всячину - от бижутерии и живописных полотен местных художников до нагрудных значков с надписями типа "Закуска градусы крадет!" (пей не закусывая). Хозяева кафе выносят на проезжую часть улицы столики с водкой, вином и пивом. На этом, как сказал бы Остап Бендер, празднике жизни свои ниши имеют дети из бедных семей и беспризорники. Детей можно подразделить на четыре категории. Первая занимается попрошайничеством, вторая, более энергичная, собирает пивные бутылки, поджидая, пока опорожнят их клиенты кафе или извлекая из мусорных урн. Третья категория - это наиболее удачливые - они торгуют цветами, сигаретами, семечками или рекламируют товары, раздавая прохожим листовки с адресами магазинов. В четвертую группу входят "кавалеристы". Это детишки лет 12-14, которые катают желающих на старых ипподромных клячах. Делается это так: клиент садится в седло, а ребенок, взяв лошадь за узду, бежит рядом с ней по многокилометровой улице на глазах у праздношатающейся публики, мимо торжественно строгих зданий администрации и законодательного собрания края...
Работая над этой темой, автор статьи пришел к выводу, что проблема "лишних" детей как бы не существует для властей Краснодарского края.
"Общество и власть, - считает лидер Краснодарского творческого союза "Южная волна" Евгений Греков, - живут словно бы в параллельных мирах. Кабинетно-виртуальный мир, в котором пребывают представители власти, сильно идеологизирован. Он резко отличается от реальности, в которой живут и формируются наши дети. Поэтому именно неправительственным организациям пришлось заняться проблемой нарушения прав детей, эксплуатации детского труда и других, не менее болезненных вопросов".
Вот лишь некоторые данные независимого доклада российских общественных организаций к Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2001 году. В России с ее 140 миллионным населением сегодня насчитывается 700 тысяч детей-сирот, 4 миллиона беспризорников, 2 миллиона неграмотных детей. От произвола родителей ежегодно страдают около 2 миллионов детей до 14 лет, при этом каждый десятый из них умирает, а более 2 тысяч кончает жизнь самоубийством. В стране около 1,5 миллионов детей-инвалидов, из которых лишь 50 тысяч получают реабилитационную помощь по индивидуальным программам. Практически никакой борьбы не ведется с эксплуатацией детского труда, с детской проституцией и наркодилерством.
Краснодарский край - один из самых благополучных в экономическом отношении регионов России. Однако весь этот букет общественных пороков присущ ему, можно сказать, в большей степени, чем в других регионах. Объясняется это рядом причин. Во-первых, тем, что тут большой наплыв беженцев и перемещенных лиц, во-вторых, в эти теплые места тянутся беспризорники чуть ли не со всей страны. И, в-третьих, местные власти никак не реагируют на реальную ситуацию с нарушением прав детей.
В департаменте социальной защиты администрации города Краснодара мне сообщили, что в городе действует социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Авис", сюда можно привести любого беспризорника, и здесь он может оставаться неограниченное время. Оказалось, что это не так. Расположенный на улице Гагарина Центр "Авис" рассчитан на прием всего лишь 60 детей, а срок пребывания ограничен шестью месяцами, а затем дети снова оказываются на улице.
В большинстве городов края нет ни подобных центров, ни элементарных приютов для беспризорников. Даже крупный город-курорт Сочи не располагает приютом для бездомных детей.
"Когда мы занялись проблемой экономической эксплуатации детей на Кубани - говорит директор Новороссийского фонда "Школа Мира" Вадим Карастелев, - то оказалось, что ни одна властная структура и ни одна формальная детско-юношеская организация не располагают соответствующей информацией. Первый же проведенный нами мониторинг показал, что не менее 35 тысяч подростков заняты на постоянной работе, и подавляющее большинство из них подвергается эксплуатации".
Самая, можно сказать, мягкая эксплуатация выражается в частности, в том, что подростков не оформляют на работу, а платят наличными, лишая их тем самым социальных гарантий. Кроме того, детей заставляют работать больше положенного, а платят меньше заработанного. Даже государственные структуры предлагают работу подросткам на условиях оплаты труда ниже официального минимального уровня зарплаты (это - 400 рублей, то есть 13 долларов в месяц).
В Темрюкском районе администрация выделила для несовершеннолетних 175 рабочих мест, однако трудоустроены были всего 20 подростков. Районный центр занятости объясняет это низкой заработной платой - предприятия предлагали детям 200-300 рублей (6-9 долларов) в месяц. Поэтому большинство подростков, минуя центр занятости, идут мыть машины, подрабатывать на рынках, попрошайничать, вовлекаются в проституцию, наркодилерство, вступают в ряды скинхедов, создают воровские группы.
Сотрудник краевой прокуратуры Ирина Илиади, которая инспектировала Темрюкский район, считает, что "эта тенденция сохраняется во всех районах края". Таким образом, невнимание властей к проблемам подрастающего поколения ведет к усиливающемуся из года в год асоциальному поведению, люмпенизации и криминализации подростков.
Еще в прошлом году 21 активист НПО направил губернатору края Александру Ткачеву и председателю Законодательного собрания края Владимиру Бекетову обращение с просьбой создать совместную рабочую группу по проблемам экономической эксплуатации детского труда. Никакой реакции от властей не последовало.
Кубанские власти не только игнорируют требования пока еще немногочисленной гражданской, демократической общественности, но всячески препятствуют реализации их инициатив.
Опытный кинематографист, неоднократный лауреат Союза журналистов России и призер международных фестивалей Валерий Тимощенко снял документальный фильм об эксплуатации детского труда на Кубани. Фильм демонстрировался по двум частным телеканалам с небольшой аудиторией зрителей - "Акцент" и "Фотон". Особенно впечатляли кадры о детской проституции. Казалось бы, власти должны были забить тревогу и повернуться лицом к проблемам подрастающего поколения. Однако у них сработала "большевистская психология": они запретили демонстрацию фильма на территории края и тем самым "сняли" проблему.
"К сожалению, власти не ограничились запретом фильма, - сказал мне Евгений Греков, - Путем юридических уловок и прямого давления на судебные инстанции был ликвидирован фонд "Новые перспективы", который профинансировал съемки фильма. В целом для кубанских властей характерна политика, во многом отличающаяся от требований Конституции Российской Федерации. В условиях рыночной экономики странны и непонятны, например, такие явления, как полное отсутствие свободы слова, преследование и выдавливание с территории края инакомыслящих и неславян, игнорирование позиции неформальных организаций и их усилий по строительству гражданского общества".
Молодежная политика официоза почти полностью строится на милитаризации и шовинизации сознания подростков. Для того, чтобы детские и юношеские общественные организации получили финансовую поддержку, им нужно войти в особый краевой реестр. А чтобы попасть в него, нужно действовать в русле требований администрации края. Поэтому в реестр попадают в основном так называемые военно-патриотические организации.
У Комитета по делам молодежи финансовую поддержку находят военно-патриотический клуб "Разведчик", патриотическая, спортивная организация РОС, организация "Пост номер 1", отряды подростков при 67-ом воинском корпусе и казачьем войске. Бюджетные деньги тратятся на такие мероприятия, как сюжетно-ролевая военно-патриотическая игра "Великая Русь", военно-спортивные игры "Зарница", "Вахта памяти", внеклассные занятия по военной истории России, ежеквартальные военно-патриотические сборы и т.д. Власти игнорируют выводы социологов, утверждающих, что лишь 8-10 процентов детей хотят стать военными.
Милитаризация образа жизни большого числа тинэйджеров идет параллельно с шовинизацией их сознания. Подстрекаемые взрослыми, дети расписывают заборы и стены домов лозунгами типа "Кубань - для русских", "Чурки, убирайтесь домой!", а свастика стала привычным символом на заборах и стенах домов.
"Власти не видят в этом ничего противоестественного, - говорит активист НПО "Антифашистское молодежное действие" Владимир Акулинин. - Я спросил у руководителей Комитета по делам молодежи, входит ли антифашизм в молодежную политику города. Они ответили буквально так: вы антифашисты, вот и занимайтесь этим!".
Демократические общественные организации пытаются противопоставить этой затхлой атмосфере консолидированные действия. По инициативе Новороссийского фонда "Школа мира" создана региональная Коалиция "Права - детям". В нее вошли более 30 НПО пяти субъектов Южного федерального округа - Краснодарского и Ставропольского краев, республики Калмыкия, Ростовской и Волгоградской областей. Коалиция ставит целью создать эффективные механизмы реализации Конвенции ООН о правах ребенка на Юге России. За год существования Коалиция (координатор Вадим Карастелев) успела провести серьезную работу. В комитет ООН по правам ребенка представлено сообщение "Дискриминация школьников, принадлежащих к этническим меньшинствам в Краснодарском крае, как один из факторов, способствующих росту насилия среди учеников". Это очень болезненная тема. Во многих школах Краснодарского края дети русских и казаков, подражая шовинистически настроенным родителям, пренебрежительно относятся к своим нерусским однокашникам, преследуют их, заводят драки. В межнациональную рознь среди детей и подростков зачастую вносят свой "вклад" и учителя. Крайняя нетерпимость проявляется к детям месхетинцев, крымских татар, армян (особенно в местах некомпактного проживания последних), курдов, езидов, представителей других народов.
Указанной Коалицией, кроме того, большим тиражом, выпущен буклет "Конвенция ООН о правах ребенка и ее реализация в России". Стала издаваться газета "Права детям".
Многие из опрошенных считают, что со временем гражданские институты на Кубани укрепятся и будут активнее влиять на политику властей. Однако произойдет это не скоро, поскольку самой мощной политической силой в крае остается альянс ОПД "Отечество" (Кондратенко), коммунистов и кубанского казачьего войска. Именно этот альянс привел к власти Александра Ткачева и сформировал краевой парламент, действующий в унисон администрации. Прочные позиции этого альянса не оставляют надежды на скорое изменение национал-большевистского курса краевой администрации. Тем временем продолжается милитаризация и шовинизация сознания подрастающего поколения. Это оставит тяжелое наследие гражданскому обществу, которое рано или поздно, как считают оптимисты из неправительственных организаций, будет сформировано на Кубани.