ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Силовики в Чечне создают многочисленные препятствия для адвокатов Оюба Титиева, чтобы лишить его реальной защиты и обеспечить нужный исход дела с назначенным адвокатом, заявили сегодня на пресс-конференции в Москве защитники Титиева. Звеном в цепи выдавливания правозащитников из Чечни и соседних регионов назвал дело Титиева член правления ПЦ "Мемориал" Олег Орлов.
Как писал "Кавказский узел", сегодня на заседании Старопромысловского районного суда Грозного следователь попросил продлить арест Титиеву на 30 дней. Суд удовлетворил ходатайство следователя и продлил срок содержания Оюба Титиева под стражей до 9 июня.
Глава грозненского представительства ПЦ "Мемориал" Оюб Титиев с 11 января находится под стражей по обвинению в хранении марихуаны. Правозащитник отверг обвинение, по его версии, наркотики подбросил силовик. 6 марта суд в Грозном продлил срок ареста Оюба Титиева до 9 мая, а сегодняшнее заседание о продлении ареста стало для защиты неожиданностью, двое из адвокатов Титиева не смогли присутствовать на нем.
Заикин: следствие грубо нарушает договоренности с адвокатами Титиева
Силовики стремятся ограничить возможности защиты Оюба Титиева и создать ситуацию, когда он останется без адвокатов по соглашению, заявил адвокат правозащитника Петр Заикин на сегодняшней пресс-конференции "Фальсификация дела против Оюба Титиева" в московском офисе "Мемориала", сообщил корреспондент "Кавказского узла".
По словам Заикина, по делу Титиева почти ежедневно назначаются следственные действия. При этом о сегодняшнем заседании суда, продлившего арест Титиеву, адвокат Марина Дубровина узнала случайно и потому смогла там присутствовать, а другие два адвоката сейчас в Москве и не были проинформированы о суде.
"До сегодняшнего дня не было таких проблем с несоблюдением договоренностей, хотя из-за загруженности следственными действиями адвокаты должны были безотлучно дежурить в Грозном. Тем не менее, если мы просили провести следственное действие через два-три дня, нам шли навстречу, но тут чрезвычайный случай. Сегодня мы узнаем, что на 15.00 назначен суд. Третий адвокат Марина Дубровина, которая специально осталась в Грозном, случайно узнала об этом, позвонив в суд", - сказал Заикин.
Адвокат считает, что такие ситуации создаются целенаправленно. "Вероятно, хотят ввести защитника по назначению, чтобы ослабить позицию Титиева. Никаких иллюзий относительно следствия в Чечне нет", - сказал он. По информации Заикина, Титиеву должны предъявить обвинение в окончательном виде, и, хотя "следователь клятвенно обещал не предъявлять раньше пятницы, [27 апреля]", это может произойти раньше.
О том, что силовики ищут повод оставить Титиева без реальной защиты, говорит, по словам Заикина, и сомнительная ценность некоторых следственных действий, и порядок уведомления защиты о них. "Нам и ранее сообщали о следственных действиях за полчаса до начала, а допросы шли по 7-8 часов. Интенсивная работа рассчитана на то, что адвокаты в какой-то момент не смогут явиться на следственные действия. Иногда эти действия были бессмысленными - например, очные ставки при отсутствии расхождения в показаниях", - пояснил он.
Адвокат Заикин отметил, что следствие по делу о наркотиках игнорирует ходатайства защиты. "Сотрудник ДПС при допросе сказал, что заметил [в машине Титиева 9 января] просыпанное вещество, а затем черный пакет, но защита уверена, что с того расстояния, где он стоял, заметить это невозможно. Мы ходатайствовали о проведении следственного эксперимента, и следователь сказал, что удовлетворил его, но месяц нет письменного ответа и эксперимент не проводится. Все делается для того, чтобы провести его без участия адвокатов по соглашению", - сказал Заикин.
Говоря о давлении на защиту, Заикин упомянул о судьбе чеченского адвоката Тельхигова, который вынужденно вышел из дела. "Он спас жизнь Оюбу, буквально прорвался к нему после задержания. В результате он вынужден [был] уехать из Чечни, покинул [республику] срочно, за час до следственных действий. Это подталкивает к мысли, что противники не останавливаются ни перед чем", - резюмировал он.
Орлов: дело Титиева - звено в цепи выдавливания правозащитников из Чечни и соседних республик
Фальсификации в деле Титиева очевидны для всех на фоне преследования правозащитников на Северном Кавказе, заявил на пресс-конференции член правления ПЦ "Мемориал", руководитель программы "Горячие точки" Олег Орлов.
"То, что это фальсификация, теперь очевидно всем, даже не друзьям. Это дело - звено, главное звено в цепи событий выдавливания правозащитников из Чечни", - считает он.
Орлов напомнил, что в конце декабря 2017 года спикер парламента Чечни Магомед Даудов выступил с угрозами в адрес правозащитников, назвав их врагами.
"После этого 9 января 2018 года задерживают Титиева и фабрикуют дело. 17 января поджог офиса в Назрани, затем выступление Кадырова с обличением правозащитников и указанием, что "надо сломать хребет врагам народа". 19 января - подброс наркотиков в офис "Мемориала" в Грозном - причем мы накануне осмотрели офис и даже сфотографировали его, чтобы зафиксировать отсутствие чего-то запрещенного, но при обыске силовики обнаружили сигареты с анашой на общем балконе. Потом поджог машины "Мемориала" в Дагестане, смс с угрозами и требование прекратить работу в республике. 28 марта - нападение на [главу представительства "Мемориала" в Дагестане] Сиражутдина Дациева. Эта цепь событий не оставляет никаких сомнений, что цель - прекратить деятельность "Мемориала" в Чечне и на всем Северном Кавказе", - резюмировал Орлов.
Адвокаты напомнили о фальсификациях в деле Титиева
Защита Оюба Титиева имеет полную уверенность в его невиновности, а за фабрикацией дела стоит руководство Чечни, заявил другой адвокат Титиева Илья Новиков.
"Мы не знаем, давал ли Кадыров приказ, но уже 18 января он публично одобрил дело против Титиева. Титиев с самого начала настаивает, что его машина дважды заезжала в отдел полиции, и это убеждает нас, что он невиновен. Силовики говорят, что его машина лишь один раз заезжала, но проверка этого факта затруднена, так как видеокамеры отдела "чудесным образом" оказались в нерабочем состоянии. Эти противоречия по принципиальному вопросу - сколько раз задерживали Титиева и производились действия по изъятию наркотиков, один или два - позволяют маркировать событие как фабрикацию", - сказал Новиков.
Объективности расследования могла бы способствовать передача дела Титиева на уровень управления СКР по СКФО, а лучше на федеральный уровень, отметил он. "Эти структуры тоже не светоч демократии, но ввиду тотальной зависимости всех силовиков Чечни от руководителей республики не остается других вариантов, кроме передачи в Москву. Следственный комитет по щелчку пальца может перевести любое дело из региона для расследования в Москву, прецеденты такие были не раз", - подчеркнул Новиков.
Адвокат Заикин также затронул вопрос о видеокамерах отдела полиции. "Защита подала ходатайство о компьютерно-технической экспертизе, с целью выяснить, могли ли работать видеокамеры в день задержания Оюба, не стерли ли записи с них. Нам ответили, что 29 декабря 2017 устройство изъяли для ремонта до 15 января. Мы потребовали документы, что производились работы, но следователь не удовлетворил это ходатайство. Вызывает сомнение, что более двух недель объект был без камер - есть резервные камеры, а услуги даже внутри ведомства оплачиваются. Задним числом через банк оплату не проведешь", - заявил Заикин.
Адвокат напомнил, что человек, который должен был опознать Титиева, не опознал его, но следствие, по словам адвоката, решило "исправить" это, переведя следователя в статус свидетеля. "Человек, который должен был опознать Титиева, не опознал Оюба, и следователь это зафиксировал. На следующий день меня вызвали - и следователь становится свидетелем, и заявляет, что Титиева опознали, просто он некорректно составил протокол", - напомнил Заикин.
Адвокат настаивает, что дело Титиева должно расследоваться за пределами Чечни. "Чтобы не было влияния формальных и неформальных лидеров", - пояснил Заикин.
Дом Титиева в Курчалое разрушен
Родственники Оюба Титиева в порядке, но часть из них до сих пор находятся за пределами Чечни из соображений безопасности, сообщил член правления "Мемориала" Олег Орлов. По словам Орлова, дом семьи Титиева в Курчалое уже разрушен, но власти предложили ему новое жилье.
"После публикаций о том, что дом Титиевых попал под снос, к Оюбу в СИЗО приходили представители администрации Курчалоя. Они предложили ему вариант возмещения, указали на новое место строительства жилья вместо сносимого, то есть сделали то, что должны были сделать заранее. Оюб согласился на их предложение, при условии соблюдения ими договоренностей о месте и размере того жилья, что они обещают построить в будущем. В то же время, эти словесные согласования пока не зафиксированы письменным договором, сроки пока тоже не определены. Строительство нового жилья для тех, у кого снесены дома, только началось", - рассказал Орлов.
Защита добилась протезирования зубов Титиеву
Оюб Титиев в СИЗО чувствует себя хорошо и не жалуется на проблемы со здоровьем, отметил адвокат Заикин. "Жалоб на здоровье от Титиева не поступает. Он ведь до последнего дня на свободе занимался спортом, не курил и не пил, вел здоровый образ жизни, он остается в отличной форме и сейчас, невзирая на возраст", - сказал он.
Адвокат отметил роль своей коллеги Марины Дубровиной, которая добилась проведения Титиеву протезирования зубов.
Из-за задержания Оюб Титиев не смог завершить начатое протезирование зубов и был вынужден есть детское питание, поскольку испытывал сильную боль при приеме пищи.
"Она добилась того, что в СИЗО был допущен лечащий врач-стоматолог Оюба, он сделал протезирование. Это исключительный случай, благодаря этому проблемы медицинские были устранены. До этого у Титиева был жуткий дискомфорт, он просто не мог жевать, ему приходилось исключать немалую часть продуктов из рациона. Болезненная проблема с зубами таким образом решена, текущее медицинское обслуживание осуществляют врачи СИЗО", - пояснил он.
По словам Заикина, сейчас Марина Дубровина в Чечне пытается выяснить, почему ограничиваются права Титиева на переписку. "Его изолируют больше, чем положено по закону, электронные письма не все доходят. Так, от правозащитницы Татьяны Локшиной из 20 писем дошло только одно, хотя там не было обсуждений обстоятельств дела или нарушений", - сказал он.
Материалы о нарушениях прав человека и борьбе с инакомыслящими в Чечне "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".