07:52 / 04.05.2018Экономисты связали проблемы банка "Эльбин" с арестом Гамидова

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

    Отзыв лицензии у махачкалинского банка "Эльбин" произошел на фоне общероссийской тенденции по сокращению числа банков, однако это решение косвенно связано с арестом бывшего главы правительства Дагестана Абдусамада Гамидова, выступавшего гарантом учреждения, полагают опрошенные "Кавказским узлом" экономисты.

    "Кавказский узел" писал, что Банк России 26 апреля отозвал лицензию на банковские операции у банка "Эльбин". Среди причин такого решения названы многочисленные нарушения законодательства в области противодействия легализации полученных преступным путем доходов и финансирование терроризма, а также вовлеченность банка в проведение валютно-обменных операций, не отражавшихся в бухгалтерском учете и представляемой отчетности. В кредитной организации назначена временная администрация. Выплаты страхового возмещения вкладчикам "Эльбина" через Сбербанк начнутся 8 мая.

    Банк "Эльбин" был основан в 1993 году старшим братом бывшего главы дагестанского правительства Абдусамада Гамидова, бизнесменом Гамидом Гамидовым, который погиб 17 августа 1996 года в Махачкале в результате теракта. Как указано в биографической справке бывшего премьера Дагестана, опубликованной на "Кавказском узле", в 1993 году Абдусамад Гамидов занимал пост председателя правления этого банка. В начале 2018 года Гамидов был обвинен в мошенничестве в особо крупном размере (ст. 159 УК РФ) и в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (ст. 286 УК РФ) в период работы председателем правительства республики.

    Связь банка с семьей Гамидовых помогала ему работать

    Отзыв лицензии у банка "Эльбин" косвенно связан с арестом Абдусамада Гамидова при том, что политика государства в банковской сфере направлена на уменьшение количества банков по всей стране, считает заместитель главного редактора дагестанского издания "Черновик" Магомед Магомедов.

    "Говорить о косвенной причине можно только потому, что общая банковская политика страны направлена на то, чтобы зачистить практически все территории от большого количества банков и оставить две-три крупные банковские структуры", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

    В контексте данной политики Магомедов назвал лишение лицензии банка "Эльбин" предсказуемым шагом. Федеральному центру оставалось определиться, в контексте каких событий это будет происходить, пояснил он.

    "Эльбин" был задействован в вопросах, связанных с размещением и перечислением государственных средств, поэтому банк лишили лицензии только после разрешения определенных проблем в этом направлении, полагает Магомедов.

    "Возможно, он был достаточно серьезно задействован в расчетно-финансовых вопросах, связанных с дагестанской экономикой, бюджетированием, поэтому с этой стороны эту структуру нельзя было просто так выдернуть, потому что очень многие платежи зависли бы в воздухе", - пояснил он.

    То, что основателями банка была семья Гамидовых, послужило причиной его функционирования на протяжении многих лет, считает Магомедов. "Вести банковский бизнес довольно проблематично, не имея хороших возможностей, связей и защиты бизнеса. Это все в совокупности показывает, что эта банковская структура также была частью "мекегинского" клана", - отметил он.

    Прежний глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в период своего руководства республикой делал ставку на "мекегинский" клан, в который входит Абдусамад Гамидов, ранее отмечали дагестанские журналисты. По их словам, под влиянием этой группы находятся три дагестанских города: Махачкала, Каспийск, Избербаш. Журналисты обращали внимание, что интересы "мекегинского" клана также представляет бывший мэр Махачкалы Муса Мусаев, взятый под стражу 24 января.

    Банк после ареста Гамидова лишился гаранта

    Практика лишения лицензий банков проводится не только в Дагестане, но и в других регионах страны, поскольку Центробанк зачищает банковскую систему от банков, которые, по мнению регулятора, являются нарушителями, заявил "Кавказскому узлу" директор Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН Сергей Дохолян.

    Он предположил, что лишение лицензии банка "Эльбин" стало случайным совпадением с арестом Гамидова. При этом, пояснил эксперт, Абдусамад Гамидов выступал гарантом данного банка, тогда как сама кредитная организация, по его словам, относилась к числу небольших банков с небольшим оборотом.

    Последние годы политика федерального центра в банковском секторе направлена на то, чтобы остались только крупные банки с большим уставным капиталом и возможностями, считает Дохолян.

    Однако линию поведения оставшихся крупных банков трудно предугадать, отметил он. "Мы знаем, чем больше банков, тем выше конкуренция, чем меньше банков, тем больше возможностей для картельного сговора", - сказал экономист.

    По его словам, процесс укрупнения банков теоретически носит положительный характер, однако на сегодняшний день, отметил он, реальный сектор экономики не может пользоваться в полном объеме банковскими услугами из-за высоких процентов по кредитам. "Реальный сектор пока никак не выигрывает от того, что идет укрупнение банков, и от того, что уходят какие-то игроки", - пояснил Дохолян.

    Банку "Эльбин" удавалось избегать серьезных проверок

    На фоне тенденции сокращения количества банков в целом по стране особое внимание в этом плане к Дагестану было обусловлено многомиллиардным обналичиванием денег, которое осуществлялось в республике, считает политолог Эдуард Уразаев.

    После ареста Абдусамада Гамидова банк "Эльбин" лишился возможности обходить серьезные проверки, в результате которых была приостановлена деятельность других банков в регионе, полагает он.

    Абдусамаду Гамидову за счет своего статуса и связей до поры до времени удавалось уводить банк "Эльбин" от серьезных проверок и попадания в список неблагонадежных

    "Абдусамаду Гамидову за счет своего статуса и связей до поры до времени удавалось уводить банк "Эльбин" от серьезных проверок и попадания в список неблагонадежных", - сказал Уразаев "Кавказскому узлу".

    Судя по информационным справкам, банк располагался в конце пятой сотни рейтинга по активам и играл ограниченную роль в финансовой жизни республики, пояснил политолог.

    Члены семьи Гамидовых являлись акционерами банка, а сам Абдусамад Гамидов, будучи с 1996 года министром финансов Дагестана, а с 2013 года - председателем правительства республики, хоть и не руководил банком непосредственно, тем не менее контролировал и опекал его, рассматривая его как дополнительный источник доходов и экономии средств при финансировании аффилированных с кланом предприятий, рассказал Уразаев.

    "У него были даже идеи о том, чтобы банк стал опорным для финансирования инвестиционных проектов в экономику Дагестана, рассчитывая на господдержку", - отметил он.

    В банке объяснили порядок действий вкладчиков, накопивших свыше 1,4 миллиона рублей

    Вклады физических лиц и индивидуальных предпринимателей застрахованы на сумму до 1,4 миллиона рублей. Если сумма вклада превышает сумму страхового возмещения, вкладчик заполняет документы для включения в реестр требования кредиторов, сообщил "Кавказскому узлу" руководитель временной администрации банка "Эльбин" Вадим Копылов.

    Затем, по его словам, не позднее 30 рабочих дней со дня получения требования кредитора, заявитель будет уведомлен о включении его требования в реестр требований кредиторов или об отказе от такого включения с указанием причин.

    В случае если речь идет о юридических лицах, чьи расчетные счета находились в банке, то эти деньги можно получить только после включения в реестр требований кредиторов и после установления процедуры ликвидации или банкротства банка, отметил глава временной администрации.

    "Они будут писать в реестр требований кредиторов требования, мы будем их включать, и они смогут получить какие-то средства в полном объеме или не в полном - станет ясно после решения суда, когда в банк придет Агентство по страхованию вкладов", - пояснил Копылов.

    Вкладчиков банка не напугал арест Гамидова

    Опрошенные "Кавказским узлом" вкладчики "Эльбина" заявили, что знали о связи банка с семьей Гамидовых, однако после ареста Абдусамада Гамидова не стали забирать свои деньги.

    Так, жительница Махачкалы Патимат Сагидова рассказала, что узнала об отзыве у банка лицензии только 2 мая от знакомого. С ее слов, она пользуется услугами банка "Эльбин" на протяжении долгого времени, и лишение его банковской лицензии для нее стало неожиданностью.

    Она отметила, что знала о связи банка с семьей Гамидовых, но тем не менее и после ареста Абдусамада Гамидова сделала вклад. "Я была уверена, что арест Гамидова, который не являлся руководителем или работником банка, не повлияет на его работу. У нас не 1937 год, когда "врагами народа" назначались все члены семьи", - сказала Сагидова.

    По ее словам, после отзыва лицензии звонила в банк, где ей сообщили, что не позднее 10 мая на сайте учреждения опубликуют списки с адресами банков, где можно будет получить страховое возмещение.

    Житель Дагестана Али сообщил "Кавказскому узлу", что приехал из горного района, как только узнал об отзыве лицензии у банка. По его словам, о связи "Эльбина" с семьей Гамидовых он знал, но не придал этому значения.

    Он уточнил, что стать вкладчиком банка ему посоветовал знакомый. "Сумма была небольшая, поэтому особо не волновался", - пояснил Али.

    Ситуация с арестами чиновников и кадровыми чистками в республике отслеживается "Кавказским узлом" на тематической странице "Кадровые зачистки в Дагестане".

    Автор:Ильяс Капиев
    04.05.2018 в 15:31Игорь Сажин
    Очень интересная тенденция. Банковская сфера, которая должна зависеть от экономических факторов, вдруг оказывается частью политической структуры. Т.е. у нас в стране Банки - находятся в руках политиков и чиновников и просто отмывают украденные из бюджета деньги?