ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Одна из основных задач X Международного фольклорно-этнографического фестиваля "Ойрад тумэн" - развитие внутреннего и въездного туризма в Калмыкии, сообщила "Кавказскому узлу" представитель министерства культуры и туризма республики. В борцовском турнире в основном приняли участие калмыцкие спортсмены, национальные виды спорта приходится развивать практически с нуля, заявил представитель республиканской федерации национальной борьбы. Зрители фестиваля особо отметили выступления фольклорных коллективов.
X Международный фольклорно-этнографический фестиваль «Ойрад тумэн» впервые прошел в Калмыкии с 10 по 13 мая, передает присутствовавший на мероприятии корреспондент "Кавказского узла".
Представители Монголии, Синьцзян-уйгурского автономного района (Китайская народная республика), республик Бурятия, Тува, Алтай и Саха (Якутия) выступили с концертными программами, а также поучаствовали в турнирах по национальной борьбе и стрельбе из лука. Кроме того, 12-13 мая в Элисте прошла научно-практическая конференция «Духовное и материальное наследие российских калмыков и ойратов зарубежья в социокультурном пространстве: традиции и этническая специфика».
Ойраты – западные монголы, группа близкородственных монгольских народностей (торгоуты, дербеты, хошуты, зюнгары), проживающих в западной Монголии, России (в Калмыкии), а также в Синьцзян-Уйгурском автономном округе Китая. Численность ойратов в Китае по разным данным составляет от 170 до 250 тыс. человек; в Монголии – до 205 тыс. человек; в России, по данным Всероссийской переписи 2002 года - почти 174 тыс. человек, из них в Калмыкии проживает около 156 тыс. человек, сообщает hamagmongol.narod.ru.
Фестиваль «Ойрад Тумэн» проводится в Калмыкии по инициативе основателя фестиваля, монгольского общественного деятеля Жалавын Батсуха, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в министерстве культуры и туризма Калмыкии.
«В декабре 2017 года он приезжал в Калмыкию, и на встрече с главой Калмыкии г-н Батсух выступил с предложением провести юбилейный фестиваль в Калмыкии. Руководство нашей республики предложение поддержало, на уровне правительства был создан оргкомитет, и началась подготовка к мероприятию», - сообщила представитель отдела туризма Минкультуры.
Сотрудник ведомства уточнила, что Жалавын Батсух – «монгольский бизнесмен, генеральный директор туристической компании «От ТУР», основатель и идейный вдохновитель Международного фольклорно-этнографического Фестиваля «Ойрад тумэн».
В министерстве также отметили, что «одна из основных задач фестиваля заключается в развитии внутреннего и въездного туризма в Калмыкии».
«Посредством такого рода фестивалей регион продвигается на российском и международном рынке туристских услуг за счет привлечения внимания к сохранению и развитию уникального историко-культурного наследия монголоязычных народов, создания ярких и самобытных событийных мероприятий на территории региона», - сказала представитель Минкультуры.
По ее словам, «примерами популярных событийных мероприятий являются «Фестиваль тюльпанов Калмыкии», культурно-спортивный праздник «Джангариада», фестиваль современной музыки монголоязычных народов «Пентатоника», Фестиваль лотосов в Лаганском районе, гастрономический фестиваль, национальные и религиозные праздники».
Фестиваль "Ойрад тумэн" зародился в 2006 году и ранее проводился в Западной Монголии, пишет ТАСС.
Фестиваль должен способствовать развитию экономического сотрудничества между Калмыкией и Монголией, заявил прибывший в Калмыкию с официальным визитом губернатор Увс аймака Монголии Дайвийням Батсайхан.
«Когда я собирался в Калмыкию, ученые Увс аймака отметили, что нужно обратить внимание на мясное скотоводство в вашей республике», - сказал Батсайхан журналистам после встречи с главой Калмыкии Алексеем Орловым 11 мая.
Он также отметил, что «основное население аймака является родственниками по крови населению Калмыкии».
«Население аймака – около 80 тысяч человек. Из них 40 тысяч – дербеты, 30 тысяч – хошеуты (ойратские этносы, проживающие также в Калмыкии – прим. "Кавказского узла")», - пояснил губернатор Увс аймака.
«Вишенка на торте»
Основные мероприятия фестиваля – концерт фольклорных коллективов, состязания по национальной борьбе и стрельбе из традиционного лука – прошли 12 мая в Целинном районе, на территории эко-стоянки «Шатта».
Наибольший интерес зрителей вызвали выступления фольклорных коллективов, которые продолжались до поздней ночи.
"Очень интересно сравнивать танцы и песни с нашими, калмыцкими. Есть и что-то общее, и заметные различия. Но в любом случае музыка находит отклик в душе, чувствуется, что это родное. Особо понравилось выступление синьцзянского ансамбля "Ойраты", - сказал корреспонденту «Кавказского узла» 32-летний фермер Санал Манджиев.
Студентка из Элисты Евгения призналась, что находится на фестивале не по своей воле.
«Я здесь в качестве водителя, привезла бабушку. В целом все неплохо, но я тут с самого начала и уже, честно говоря, устала. Раздражают некоторые организационные моменты. Например, нас попросили поменять место у сцены, чтобы мы не портили картинку телевизионщикам. Не понимаю, к чему вся эта показуха, будто у нас тут все в национальных костюмах ходят», - сказала студентка корреспонденту «Кавказского узла».
Она также добавила, что ее «не убеждают речи чиновников, мол, этот фестиваль или фестиваль тюльпанов помогут нам наладить внутренний туризм».
«Все-таки это разовые акции, к тому же специфические. «Ойрад Тумэн» привлекателен для монголоязычных народов, которые географически находятся далеко от нас, фестиваль тюльпанов сильно зависит от погоды. В общем, это вишенки на торте, а самого торта пока нет», - считает Евгения.
Предприниматель Андрей, по его словам, приехал на фестиваль из Ростова-на-Дону. «Я здесь по работе – продаю сувениры. Но мне нравится фестиваль, очень красочный. Получается, совместил приятное с полезным», - отметил ростовчанин.
Гость из Бурятии Баир Очиров рассказал корреспонденту «Кавказского узла», что приехал на фестиваль из Москвы по приглашению друзей из Элисты.
«Мы вместе учились в московском вузе, теперь там работаем и поддерживаем связь. Меня и раньше приглашали в Калмыкию, но все не получалось выбраться. Но когда узнал о фестивале, заранее спланировал поездку. Все здорово. Друзья ушли смотреть борьбу, а я предпочел концерт. Калмыцкие танцы видел еще в Москве, очень нравятся», - добавил Очиров.
Традиции национальной борьбы и стрельбы из лука были утеряны
В борцовском турнире участвовали в основном калмыцкие спортсмены, сообщил корреспонденту «Кавказского узла» один из учредителей федерации национальной борьбы «Бек бярлдян» Эренцен Авлаев.
«Мы ожидали, что будут спортсмены из других регионов – буряты, монголы, тувинцы. Но они не смогли приехать, было только несколько студентов из Монголии. Тем не менее уровень турнира был достойный, ребята боролись неплохо. В среднем и тяжелом весе у нас хорошая конкуренция – до начала соревнований предсказать результат невозможно», - рассказал Авлаев.
При этом, по его словам, в Калмыкии нет «чистых национальников».
«Калмыцкая борьба была утеряна. Мы стали ее возрождать в 1990-х, когда в республике начали проводить «Джангариаду». Сейчас у нас есть несколько тренеров, которые могут научить борцов спортивных стилей приемам национальной борьбы. Так что участники турнира – это «вольники», «классики», самбисты, которые знают принципы и правила калмыцкой борьбы», - сказал представитель федерации.
Он также отметил, что калмыцкая борьба сильно отличается от монгольской и бурятской.
«Прежде всего, у нас поясная борьба, и мы боремся в штанах, закатанных до колен. Раньше так боролись все монгольские народы. Но потом стали вводиться новые элементы амуниции, и из-за этого менялись нюансы техники. В 1920-х годах монголы стали бороться в специальных трусах и нарукавниках. У бурятов пояс переплетается восьмеркой еще и вокруг ног. А мы в этом вопросе придерживаемся древней традиции», - пояснил Авлаев.
По его словам, современные правила калмыцкой борьбы сформировались лишь в 2011 году.
«В 1990 году на «Джангариаде» боролись без ограничений по времени – до касания лопаток. Но в нашей борьбе сложно уложить на лопатки. Были случаи, когда спортсмены боролись по два - два с половиной часа. Поэтому в 2007 году уже ввели весовые категории, временной регламент, а потом – и бальную систему. Но баллы – это уже отход от традиций. Поэтому мы решили отказаться от этой системы и теперь боремся до касания земли», - рассказал Эренцен Авлаев.
Он признался, что калмыцкие борцы пока не могут составить конкуренцию монгольским, «потому что там национальная борьба престижнее олимпийских видов спорта».
«Чтобы хотя бы оказывать достойное сопротивление монголам, нам нужно развивать свою борьбу, но при этом оставаться в русле монгольского мира. Надо сохранять единые принципы борьбы – чтобы мы могли участвовать в их соревнованиях, а они в наших», - подытожил Авлаев.
Лучный спорт в Калмыкии стал развиваться недавно, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" член «Союза молодежи и ветеранов по стрельбе из лука РК - Оордин харвачнр», главный редактор газеты «Современная Калмыкия» Валерий Бадмаев.
«Федерация по стрельбе из лука была создана в 2012 году, но потом она распалась. Наш союз был зарегистрирован в январе 2016 года. По списку нас человек 60. На мой взгляд, для двух лет работы это хороший показатель», - рассказал Бадмаев во время турнира на фестивале.
По его словам, «интерес к стрельбе из традиционного лука разбудил в республике интерес к спортивной стрельбе».
«Спортивная стрельба больше интересна молодежи, традиционной стрельбой занимаются в основном взрослые люди. Техника у нас абсолютно разная. Традиционные луки меньше и легче. Например, венгерский, которым я пользуюсь, весит 300-400 грамм, монгольский потяжелее – 800-900 грамм. Он сложносоставной, там используется дерево и рог», - пояснил Бадмаев.
Он также отметил, что традиция изготовления калмыцких луков была утеряна после революции, когда «большевики собрали по всей степи стрелы и луки – и сожгли».
«Калмыцкий лук изначально не отличался от монгольского. Потом, когда калмыки пришли в Россию, они научились делать луки из дерева, без рога. Дело в том, что олень с длинным, тонким, чуть изогнутым рогом, который монгольские народы использовали в изготовлении своих луков, водится только в тех краях – в Монголии, Бурятии. Мы сейчас хотим возродить калмыцкий лук, запатентовать его. Он будет ближе к монгольскому, с использованием рога», - сказал Бадмаев.
Он также сообщил, что, помимо калмыцких спортсменов, в турнире лучников участвовал «только один гость из Монголии».
Закрытие фестиваля прошло 13 мая на экостоянке «Шатта».