00:41 / 16.12.2002В Ингушетии правозащитниками создан штаб по контролю за ликвидацией палаточных лагерей

В Ингушетии группой правозащитников создан оперативный штаб по контролю за соблюдением законности при ликвидации палаточных лагерей.

По их словам, новая структура призвана препятствовать представителям федеральных структур в совершении ими противоправных действий против чеченских переселенцев.

Как сообщают правозащитники, оперативный штаб будет располагаться в одном из лагерей. В нем постоянно будут дежурить юрист и несколько активистов из "Мемориала", Чеченского Комитета Национального Спасения (ЧКНС), Общество российско-чеченской дружбы (ОРЧД) и других общественных организаций.

Штаб создан в рамках Международного Комитета по беженцам, включающего в себя многие неправительственные организации Чечни и России, занимающиеся переселенческой проблематикой.

Решение о создании подобной структуры у правозащитников возникло в связи с применением федеральными чиновниками насильственных методов при закрытии палаточных городков. "Беженцев выживают из Ингушетии", - заявляет один из учредителей штаба председатель общественного движения ЧКНС Руслан Бадалов.

Так, по его словам, 13 декабря в лагере "Барт" близ Карабулака было зафиксировано несколько фактов нарушений прав человека. Сотрудники местного МВД не разрешили гуманитарной организации "Датский Совет по беженцам" заменить старые палатки на новые, а французской организации "Движение против голода" - раздать беженцам зимнюю обувь, сообщает Бадалов. Милиционеры мотивировали отказ скорой ликвидацией лагеря и отбытием беженцев в Чечню, говорит правозащитник.

"В тот же день в том же лагере умерла 11-месячная Тумиша", - дополняет Бадалова председатель Общества российско-чеченской дружбы (ОРЧД) Имран Эжиев. По словам Эжиева, причиной смерти девочки стало переохлаждение из-за частых перебоев с подачей газа в "Барте".

Сотрудник ингушского отделения общества "Мемориал" Усам Байсаев объясняет эти факты самоуправством чиновников на местах. "Если, несмотря на заверения Владимира Путина, данные им во вторник в Кремле председателю Московской Хельсинкской группы Людмиле Алексеевой о исключительно добровольном характере переселения беженцев из Ингушетии в Чечню, в лагерях продолжает происходить подобное, значит, это можно объяснить лишь чрезмерным усердием местных чиновников", - говорит он.

Между тем заместитель начальника Управления Федеральной миграционной службы МВД РФ Петр Панасюк не считает, что возвращение переселенцев происходит с нарушением законности. "Я и мои сотрудники лишь помогаем людям в возвращении на родину - предоставляем машины, выделяем продукты, - говорит он. - Лагеря же они покидают по собственному желанию".

Так, по данным Объединенного штаба по возвращению вынужденных переселенцев, возглавляемого Панасюком, 12 декабря 2002 года в Чечню вернулось 98 человек, а всего за период с 21 ноября по 12 декабря Ингушетию покинули 1800 беженцев.

По его словам, проблема в другом - не хватает транспорта для желающих уехать.

В то же время, по информации Руслана Бадалова, один из обитателей лагеря "Бэлла", выразивший желание вернуться, получил направление в ПВР, расположенный в бывшем общежитии актеров в Грозном, который по плану будет пригоден к заселению только в мае 2003 года.

"Для миграционных властей главное, чтобы беженцы покинули лагерь, - заявляет правозащитник. - А куда люди поедут потом, их не волнует".

Панасюк не отрицает, что нужного количества мест в ПВРах в настоящее время нет. "Пока готов только один - на тысячу человек", - сообщает он.

"80 процентов людей в палаточных лагерях уехали бы сейчас, если для них в Чечне были готовы пункты временного размещения (ПВР)", - полагает руководитель Объединенного штаба.

Также Панасюк не может гарантировать безопасность вернувшихся в Чечню. "Если какой-то военнослужащий напьется, стрельнет...", - не договаривает он.

В отношении же правозащитных инициатив Петр Панасюк уверен, что "правозащитники своими действиями запугивают беженцев". "Когда в лагерях не бывает никого из них, люди настроены на отъезд, а стоит им появиться, как беженцы отказываются возвращаться", - говорит он.

Панасюк обвиняет правозащитников в том, что "им выгодно присутствие беженцев в лагерях", так как "за это они получают деньги". "В то время сами они живут в нормальных домах и не представляют, каково это жить в палатках", - заявляет он.

В ответ на это чеченские правозащитники решили, что готовы перейти в палатки, если миграционные власти выделят им их.

Автор: