ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Страсбургский суд попросил правительство России до 17 сентября 2018 года ответить на вопросы о судьбе уроженца Дагестана Салиха Саидова и жителя Махачкалы Омара Валибагандова.
Как писал "Кавказский узел", житель Махачкалы Омар Валибагандов пропал в августе 2013 года. Мужчина выехал на работу из дома 22 августа, но домой не вернулся, его телефон не отвечал. В ходе поисков родственники узнали, что Омар Валибагандов, избитый и с огнестрельными ранениями, был доставлен 23 августа под охраной силовиков в больницу Избербаша. Расследование не дало родственникам ответов о его судьбе, и в 2016 году родственники Валибагандова обратились в ЕСПЧ.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал две жалобы, поданные юристами Правозащитного центра «Мемориал» и Европейского центра защиты прав человека (EHRAC). Жалобы касаются исчезновений людей, которые предположительно были задержаны силовиками, сообщил сегодня ПЦ "Мемориал".
В жалобе «Валибагандов против России», поданной в 2016 году, заявитель, брат Омара Валибагандова, ставит вопрос о нарушении четырех статьей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод - статьи 2 (право на жизнь), 3 (запрет пыток и жестокого обращения), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 13 (право на эффективные средства правовой защиты).
Жалоба «Саидова против России» была подана в 2009 году. Сын заявительницы Салих Саидов был арестован в Москве в 2005 году по подозрению в причастности к террористической деятельности. Матери известно, что его доставили в Махачкалу, а затем в Грозный, больше никаких сведений о судьбе сына она не получала, говорится в сообщении "Мемориала", поступившем "Кавказскому узлу".
Имя задержанного в Москве в 2005 году Салиха Саидова упоминалось в заявлении, поданном в 2008 году в прокуратуру дагестанской региональной общественной организацией "Матери Дагестана за права человека". Саидова задержали "по отдельному поручению" дагестанских силовиков, а его мать впоследствии выяснила по неофициальным каналам, что сына содержали в Грозном - ей, в частности, предлагали выкупить видеокассету с записью показаний исчезнувшего сына за 4 тысячи долларов, говорится в докладе "Мемориала" "Похищения и исчезновения людей в Республике Дагестан в 2004-2007 годах".
ЕСПЧ уведомил заявителей о начале коммуникации 22 мая. Правительству России заданы вопросы о том, может ли оно документально опровергнуть причастность представителей власти к исчезновениям этих людей, было ли нарушено право Валибагандова и Саидова на жизнь, было ли проведено эффективное расследование их исчезновений, применялись ли к Омару Валибагандову пытки, и ряд других вопросов.
"ЕСПЧ запросил у правительства России все документы, которые могли бы подтвердить их версию, а также полный список следственных действий, проведенных по делам заявителей", - говорится в сегодняшнем сообщении "Мемориала".
"Кавказский узел" ведет хронику вооруженных инцидентов, спецопераций, взрывов и похищений людей в Дагестане.