ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Общественный совет, созданный протестующими, начал сегодня прием заявлений от жителей Нагорного Карабаха, которые столкнулись с несправедливостью. Если власти не станут рассматривать эти жалобы, а главы силовых ведомств не будут уволены, протесты возобновятся, заявили активисты.
Как сообщал "Кавказский узел", в ходе массовой драки в Степанакерте 1 июня силовиками были избиты два местных жителя. 2 июня около 500 недовольных этим местных жителей потребовали ареста виновных и отставки глав всех силовых структур Нагорного Карабаха. К протестующим в Степанакерте присоединились жители регионов. 4 июня премьер-министр Армении Никол Пашинян призвал протестующих в Нагорном Карабахе прекратить или приостановить акцию, чтобы дать возможность властям выполнить обещания, данные активистам.
Генпрокуратура Нагорного Карабаха сообщила о возбуждении уголовного дела по факту инцидента и арестах, не уточнив число арестованных. По данным источника в правоохранительных органах, были задержаны 15 человек. Президент приказал правительству оперативно реагировать на жалобы граждан и усилить механизмы общественного контроля, заявил 3 июня протестующим госминистр Араик Арутюнян.
Сегодня около 200 активистов собрались во дворце молодежи в Степанакерте, чтобы принимать жалобы от граждан на нерешенные проблемы или те разбирательства, которые, по их мнению, были несправедливо проведены правоохранителями.
За сегодняшний день собрано более 220 жалоб, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" член общественного совета, бывший депутат Национального собрания Нагорного Карабаха Сергей Газарян.
По его словам, прием жалоб будет продолжаться и дальше. Общественный совет из шести человек, созданный в ходе акций протеста, будет контролировать, как эти заявления рассматриваются в правительстве и в парламентской следственной комиссии, сказал он.
"Я пришла написать жалобу, что уже много лет как специалист иностранных языков не могу найти работу. Мне в правительстве несколько лет говорили, что я ценный кадр, что обязательно предоставят работу, но в итоге выяснилось, что у меня нет высокопоставленных родственников, некому было за меня замолвить словечко", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" жительница Степанакерта Гаяне Григорян.
Она рассказала, что, подав заявление, стала помогать тем, кто не знал, как его оформить.
Пенсионерка Лида Дадаян рассказала, что решила подать заявление по поводу своего сына, который уже 10 лет не может найти работу. "Мой сын по профессии зоотехник, также имеет большой опыт работы в силовых структурах. Но в итоге он безработный. Из-за этого от него ушла жена с детьми. Мы обращались к тогдашнему премьеру, а ныне госминистру Нагорного Карабаха Араику Арутюняну. Он обещал помочь, но по сей день ничего не изменилось. Живем на мою пенсию – 67 тысяч драмов (около 139 долларов США. - Прим. "Кавказского узла")", - пожаловалась женщина.
Активисты заявили о готовности возобновить протесты
"Акции протеста приостановлены, потому что мы согласны с премьер-министром Армении Николом Пашиняном в том, что властям необходимо дать время для выполнения наших требований. Мы благодарны Пашиняну за отзыв и понимание того, что у нас движение за справедливость, и согласились с его призывом дать время властям. Ждем, что власти в кратчайшие сроки выполнят то, что обещали", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" активист Давид Симонян.
Митинг в Степанакерте стал возможен благодаря "бархатной революции" в Армении, считают опрошенные "Кавказским узлом" жители Нагорного Карабаха. "Если бы там еще правил Саргсян, то в Степанакерте давно бы всех смели. Но в Армении другая власть, и карабахские власти ведут себя аккуратно", - считает политолог Артур Осипян.
По его словам, эти требования касаются как восстановления справедливости, так и отставок силовиков. "Наши требования такие: рассмотрение и принятие справедливого решения в рамках закона по всем инцидентам, произошедшим в прошлые годы, отставка глав силовых структур, кроме армии", - сказал он.
Если власти за две недели не выполнят требований общественного движения, то акции протеста продолжатся, заявил представитель оппозиционной партии "Наследие" Тигран Григорян. "Перовое что они должны выполнить - это отставка главы полиции Камо Агаджаняна и заместителя начальника СНБ Гагика Саркисяна. У молодежи неприятие к этой личности", - заметил Григорян.
Если президент Бако Саакян не выполнит все требования протестующих, то этим он "подставит" премьер-министра Армении Никола Пашиняна, добавил Григорян. "Участники акции согласились дать время властям только ради Пашиняна", - подчеркнул он.
8 мая оппозиционный лидер Никол Пашинян был избран главой правительства и фактическим руководителем Армении. "Кавказский узел" подготовил фотохронику "бархатной революции" в Армении "Как Пашинян идет к власти: вехи "бархатной революции". Новости о протестах и иной деятельности его сторонников опубликованы на тематической странице "Пашинян берет власть".
Оппозиция раскритиковала работу карабахских СМИ
Местные СМИ не были активны в освещении протеста, несмотря на его неординарность, считает Тигран Григорян. "Нужно сказать, карабахские СМИ работали плохо. Местное общественное телевидение появилось на месте акции только после того, когда протестующие пришли в здание телевидения и потребовали, чтобы они снимали процесс и объективно освещали происходящее", - заявил он.
В свою очередь, пользователи соцсетей публиковали фотографии и видео с акции не так оперативно как хотелось бы, потому что была проблема с подключением к интернету, отметил Григорян. "Если в Ереване легко можно подключится и вести прямые трансляции из любой точки города, то в Степанакерте интернет-связь в общественных местах отсутствует. Я сам подключился к wi-fi в одной из квартир в здании у автовокзала и выставлял фотографии с места акции через сотовый телефон", - рассказал Григорян.
Тем не менее освещение митинга в иностранных СМИ, прямые эфиры армянских телеканалов, публикации в соцсетях повлияли на власти и заставили их заключить соглашение с участниками протеста, считает Тигран Григорян.