ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Недовольные условиями работы водители маршруток Махачкалы с мая проводят голодовку в Махачкале. Власти с начала голодовки игнорируют требования бастующих. "Кавказский узел" приводит показательные истории водителей, которые добиваются от чиновников и управляющей компании соблюдения своих прав.
27 апреля 2018 года 73 из 100 водителей махачкалинского маршрута №61А объявили забастовку из-за недовольства условиями работы, которые установила обслуживающая маршрут компания. 14 мая 16 водителей начали голодовку в помещении на конечной остановке маршрутного такси в поселке Семендер, но до 29 мая, когда голодовку продолжила уже четвертая по счету группа водителей, так никто к водителям и не пришел 1.
Таким образом, власти в течение первых двух недель полностью игнорировали бастующих водителей. С началом голодовки даже те чиновники, которые ранее выказывали определенную заинтересованность в решении проблем водителей и обнадеживали их, стали предлагать варианты решений в интересах нынешней обслуживающей компании 2.
Бастующие водители оказались в сложном материальном положении – нет денег кормить семьи, нет средств, чтобы выплачивать долги за новые автобусы. Для большинства работа водителем – это единственный источник дохода их семей. Пытаясь отстоять свои права, они живут за счет помощи родных, друзей и соседей. Однако пока они не теряют надежды, считая, что после встречи Алидибира Искантиева с Денисом Поповым в процессе решения проблем водителей наметилась положительная динамика 3; 4.
Участник голодовки Мурад Ирзаев работает на линии со дня основания маршрута. Он считает, что голодовка стала для водителей единственным способом быть услышанными.
"Пока мы не стали голодать, мы здесь никого не видели [из чиновников], а когда началась голодовка, они начали появляться", - говорит Мурад.
Заработок Мурада - единственный доход для семьи из пяти человек. С начала забастовки мужчина не работает и вынужден занимать деньги. Знакомый хозяин магазина, зная о забастовке водителей, дает Мураду товары в долг.
Его коллеги рассказывают похожие истории. Залимхан Джабраилов живет на съемной квартире с семьей из четырех человек, в которой является единственным кормильцем.
"Сейчас семье помогают родственники, зная мое положение и то, что в течение почти месяца я нахожусь без работы", - сообщил Залимхан.
Кроме того, водитель задолжал 700 тысяч рублей за новый автобус, который приобрел за свой счет. "Продавец понимает мою ситуацию и входит в положение", - отметил он.
Алибулат Алибулатов более 15 лет работает на рынке пассажирских перевозок, из них более полугода - на линии №61А. Его работа - единственный заработок для семьи из шести человек. С началом забастовки финансовое положение семьи стало "очень плохим" - по словам Алибулатова, он вынужден влезать в долги для обеспечения семьи. "Дома кушать же надо, детям не объяснишь, что я здесь бастую и голодаю", - пояснил мужчина.
В первый же день голодовки Алибулат был вынужден обратиться за помощью к врачам из-за плохого самочувствия. По словам водителя, помимо голодовки он также держит пост, который предусматривает отказ от воды в дневное время.
Мужчина рассказал, что записался в группу голодающих для того, чтобы не допустить туда пожилых водителей, которые тоже изъявили желание голодать вместе с коллегами.
Участник голодовки Абдулла Усманов решил присоединиться к голодовке и не ограничиваться лишь забастовкой из-за того, что именно голодовкой его коллеги добились внимания к проблеме.
Продолжительная забастовка заставила его искать деньги для содержания семьи и оплаты долга за купленную ранее машину. Абдулла договорился с продавцом автомобиля выплачивать каждый месяц 30 тысяч рублей, но с началом забастовки семья лишилась единственного источника дохода. Теперь его семье из четырех человек помогают родственники, а для выплаты долга за автомобиль придется занимать деньги, рассказал водитель.
Абдулла Магомедов присоединился к голодовке, чтобы поддержать товарищей и из чувства солидарности. Он считает, что за время всей забастовки именно период голодовки явился самым действенным.
Общий стаж Магомедова на рынке пассажирских перевозок составляет около 20 лет, на линии №61А он работает три года. С начала забастовки семья живет на пенсию его жены.
Магомедов отметил, что его двое детей имеют группу по инвалидности, однако вся "социальная пенсия, получаемая ими, уходит на лекарства, а иногда даже не хватает". По его словам, он также погашает бытовой кредит и вынужден был занять деньги, чтобы сделать ежемесячный взнос по кредиту.
Водитель Мусаип Имамурзаев работает на маршруте №61А уже семь лет, на этой же линии работает и его сын. Он участвовал в голодовке с двумя группами своих коллег.
После того, как обслуживающая компания два года назад заявила об обновлении маршрутного парка, они с сыном купили новые микроавтобусы, за которые еще не успели расплатиться. На данный момент общий долг по автомобилям у них со составляет более 500 тысяч рублей. "Один купил года полтора назад, а один - год назад", - пояснил Имамурзаев.
Пока идет забастовка, семью выручает старшая дочь, которая работает в детском саду. "Она одна сейчас тянет питание и содержание семьи", - сказал бастующий.
Большинство водителей не хотят уходить с маршрута на другие линии, так как работают со времени его появления, знают коллектив, отметил он.
Участник голодовки Арсланали Магомедов, как и многие его коллеги, является единственным кормильцем семьи. «У меня жена и пятеро детей, а положение критическое дома», - сообщил он.
По словам Магомедова, материальную помощь ему оказывают коллеги. Водитель отметил, что за неимением своего дома вынужден снимать жилье и уже должен двухмесячную плату за квартиру. Общий стаж Магомедова на рынке пассажирских перевозок – 15 лет, год он работает на маршруте №61А.
Водители, которые не захотели присоединяться к забастовке, перешли на другие линии с самого начала ее объявления.
29 мая состоялась встреча между представителем протестующих Алидибиром Искантиевым и главой республиканской прокуратуры, который пообещал начать проверку по изложенным фактам. Обещания прокурора подало надежду голодающим, но решения в высоких инстанциях имеют тенденцию откладываться, а процесс - затягиваться 5
31 мая представитель администрации Махачкалы заявил, что инициирована проверка фактов, изложенных в заявлении протестующих водителей. Руководитель управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства мэрии Андрей Гусейнов сообщил "Кавказскому узлу", что также началась проверка со стороны трудовой инспекции, УБЭП и прокуратуры Советского района 6.
Однако спустя несколько дней в трудовой инспекции никто не смог подтвердить факт проведения проверки управляющей компании 7, а запланированная на 4 июня встреча голодающих водителей маршруток с прокурором Дагестана не состоялась 8.
Опрошенные "Кавказским узлом" эксперты убеждены, что ситуация с голодовкой махачкалинских водителей не повлияет на оценки деятельности Владимира Васильева Кремлем.
Так, главный редактор РИА "Дербент" Милрад Фатуллаев убежден, что протест водителей никак не скажется на кадровых решениях федерального центра. По мнению Фатуллаева, общая тенденция преобразований на рынке республиканских автоуслуг сводится к тому, чтобы на рынок транспортных услуг в Дагестане пришел известный правительству и руководству транспортный регулятор. После соответствующей регуляции на уровне городского транспорта данный опыт будет распространен и на междугороднее транспортное сообщение республики.
Главный редактор "Кавказской политики" Максим Шевченко заявил «Кавказскому узлу», что "если даже все рабочие России, все трудящиеся России объявят одновременно голодовку и забастовку, я думаю, что даже в этом случае Кремль не изменит свои кадровые решения" 9.