16:38 / 22.06.2018Завершено следствие по делу волгоградского правозащитника Гольдера

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Суд в Волгограде 21 июня приобщил к делу главы Ассоциации по защите прав потребителей Юрия Гольдера протокол об окончании предварительного следствия и оставил правозащитника под стражей еще на месяц.

Как писал "Кавказский узел", руководитель общественной организации "Ассоциация по защите прав потребителей Волгограда" и член городского Правозащитного совета Юрий Гольдер был задержан в ночь с 26 на 27 июля 2017 года. С тех пор он находится под стражей по обвинению в 16 случаях коммерческого подкупа (ч.7 ст.204 УК РФ). Речь идет о получении спонсорской помощи, которую организации и частные лица перечисляли на расчетный счет ассоциации, заявила защита Гольдера.

В мае 2017 года члены ассоциации нашли более 25 нарушений при оказании гостиничных услуг в одном из волгоградских отелей. За прекращение проверки и отзыв писем, направленных в контролирующие организации, они запросили полтора миллиона рублей, снизив затем эту сумму до миллиона, утверждает следствие. Коллеги Гольдера предположили, что уголовное преследование связано с его правозащитной деятельностью.

Ворошиловский райсуд Волгограда 21 июня рассмотрел вопрос о мере пресечения в отношении Юрия Гольдера. Сам Гольдер присутствовал в суде, поддержать его пришел также волгоградский активист Анатолий Болтыхов, передал корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.

Рассмотрению вопроса о мере пресечения в тот же день предшествовали заседания по жалобам Гольдера на постановления следователя о возбуждении уголовного дела. Перед началом заседаний ему было предоставлено время на ознакомление с материалами дела. Юрий Гольдер сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что обжаловал постановления по 18 эпизодам дела.

Гольдер заявил также ходатайство о ведении видеосъемки заседаний. Он объяснил это тем, что рассматриваемое дело "не секретное". Против видеосъемки возразили следователь, сославшийся на тайну следствия, и прокурор, заявивший, что "следствие не окончено" и "неизвестно, как будет использована видеозапись".

Суд не удовлетворил ходатайство о ведении видеосъемки, после чего Гольдер объявил, что этот отказ нарушает его конституционные права, и заявил ходатайство об отводе судьи, в чем ему также было отказано.

В ходе заседаний Гольдер просил суд разрешить ему в перерывах общаться с активистом Болтыховым и корреспондентом "Кавказского узла". Суд предоставил ему такую возможность.

Анатолий Болтыхов заявил суду, что намерен вести видеосъемку заседания, но ему было отказано. После замечаний судьи активист был удален из зала суда.

При рассмотрении третьей жалобы Гольдер заявил, что плохо себя чувствует. В суд была вызвана "скорая". Врачи сделали Гольдеру инъекцию анальгина, после чего заседание продолжилось, но рассмотрения трех жалоб Гольдера были отложены на 28 июня, 2 и 4 июля.

Также Юрию Гольдеру был предоставлен адвокат по назначению. Обвиняемый заявил ходатайство об отказе от адвоката по назначению, пояснив, что намерен заключить соглашение с другим адвокатом. В его удовлетворении также было отказано. Судья пояснила отказ тем, что Гольдер в порядке ст. 51 УПК РФ обеспечен "надлежащей квалифицированной юридической помощью".

Суд также приобщил к материалам дела протокол об окончании следственных действий и заявление Гольдера об отказе от услуг адвоката Сергея Куницкого.

Суд отказался перевести Гольдера под домашний арест

При рассмотрении вопроса о продлении меры пресечения Юрий Гольдер заявил, что не был надлежащим образом извещен о заседании и не успел подготовиться. Его ходатайство о переносе заседания было отклонено после того, как прокурор заявил, что таким образом Гольдер затягивает следствие.

Во время выступления следователя на судебном заседании Гольдер запел "Врагу не сдается наш гордый "Варяг" и частично заглушил слова следователя. Следователь попросил продлить арест Гольдера до 26 июля. Он также отметил, что во время очных ставок Гольдер "оказывал давление на свидетелей". Прокурор поддержал просьбу следствия. Гольдер при этом заявил, что "следствие не имеет целью реально что-то установить" и подчеркнул, что у него "нет желания скрыться [от суда]".

Адвокат Гольдера Вера Камынина назвала необоснованными предположения следователя о том, что Гольдер намерен скрываться от суда и оказывать давление на свидетелей. При решении вопроса она также попросила суд "учитывать состояние здоровья Гольдера" и перевести обвиняемого под домашний арест.

Согласно заключению медико-социальной экспертной комиссии, у Юрия Гольдера вторая группа инвалидности. По данным защиты, после заключения в изолятор Гольдер жаловался на здоровье, необходимость медобследования и установления заболеваний, которые не позволяют содержать его под стражей.

В итоге суд оставил Гольдера под стражей еще на месяц, до 26 июля. Судья также отметила, что по делу Гольдера допрошено около 60 свидетелей, проведено четыре экспертизы. По ее словам, Юрий Гольдер уже уведомлен об окончании предварительного расследования.

Адвокат счел вынужденным отказ Гольдера от его услуг

Адвокат Сергей Куницкий, ранее представлявший интересы Гольдера, на заседании суда не присутствовал, поскольку 20 июня Гольдер написал заявление об отказе от его услуг.

Сам Сергей Куницкий сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что Гольдер был вынужден отказаться от адвоката из-за того, что следователь настаивал на подписании протокола об окончании следственных действий. По словам адвоката, сам Гольдер не был согласен с тем, что следственные действия закончены.

"Гольдер вообще не допрошен по этому уголовному делу, при этом ему предъявили обвинение на 41 странице. На ознакомление отвели два дня. Потом он начал давать показания, однако времени на показания оказалось недостаточно, потом я заболел", - рассказал адвокат.

Сергей Куницкий подчеркнул, что сейчас находится на официальном больничном. "То есть по уважительной причине не могу присутствовать при совершении следственных действий, о чем уведомлял следствие", - сказал он.

20 июня Сергей Куницкий был вызван, по его словам, для участия в допросе Гольдера, когда находился в поликлинике. "Была просьба прийти на полчаса, потому что очень надо. Следователь принес в СИЗО постановление об окончании следственных действий, где указано, что Гольдер злоупотреблял своими процессуальными правами и ссылается на свое состояние здоровья, не подтверждая это объективными данными. Однако все его заболевания подтверждены. Он 11 месяцев находится в СИЗО, состояние его здоровья сильно пошатнулось", - рассказал юрист.

По версии Куницкого, следственные действия по делу Гольдера не закончены, но следствие торопится закончить этап предварительного расследования, чтобы направить дело в суд. "Согласно УПК, подозреваемый может находиться под стражей 12 месяцев. За месяц до окончания этого срока следователь должен уведомить об окончании этапа предварительного расследования. Если это не будет сделано, подозреваемого должны просто выпустить из-под ареста", - пояснил адвокат.

Он отметил, что следствие ранее удовлетворяло его ходатайства о дополнительных допросах и проведении очных ставок с потерпевшими, но потом по тем же ходатайствам "следователь писал отказы". "Гольдер допрошен только по двум малозначительным эпизодам", - сообщил 20 июня Сергей Куницкий.

Комментариями от представителей следствия относительно версии Сергея Куницкого "Кавказский узел" пока не располагает.

Автор:Татьяна Филимонова
22.06.2018 в 18:24Игорь Сажин
Вообще-то схема привлечения к ответственности интересная. Допустим НКО договаривается с бизнесом о поддержке и бизнес переводит деньги. Все официально на счет. Потом правоохранитель приходит к бизнесу и говорит, что если он хочет жить дальше хорошо, то нужно дать нужные показания против НКО, что мол это были не пожертвования, а НКОшники вымогали деньги у бизнеса. Бизнесу угрожают и они соглашаются оклеветать НКО, а потом можно брать НКО тепленькими. Я думаю, что единственным спасением здесь может быть только официальный договор пожертвования и ни каких переводов просто так от бизнеса к НКО, все через договор.