ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Депутатов гордумы Волгограда Алексея Зверева и Евгения Щура не полностью ознакомили с материалами дела о мошенничестве с автостраховкой, что ставит вопрос обоснованность продления им ареста, заявили адвокаты обвиняемых.
"Кавказский узел" сообщал, что 6 апреля суд отклонил апелляции на аресты депутатов Волгоградской гордумы Алексея Зверева и Евгения Щура, а также их бывшего коллеги Федора Литвиненко, обвиняемых в мошенничестве в сфере страхования.
Уголовное дело было возбуждено 12 декабря 2016 года. По версии следствия, обвиняемые создали через аффилированных лиц компанию "Верный выбор", которая смогла взыскать с "Росгосстраха" компенсации за более 150 фиктивных ДТП. Сотрудники компании оформляли либо покупали у автомошенников фиктивные извещения об авариях ("европротоколы", для составления которых не требуется участие сотрудника полиции), а затем назначали дорогостоящие экспертизы в аффилированной организации. Один из депутатов заработал на фиктивных ДТП более 50 миллионов рублей, другой более 40, а их бывший коллега - свыше 33 миллионов рублей, заявили в декабре 2016 года следователи.
Волгоградский областной суд продлил срок ареста всех троих обвиняемых до 27 сентября, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" представитель пресс-службы суда.
Алексея Зверева не ознакомили со всеми материалами дела, поскольку следствие торопилось предъявить ему новые обвинения до истечения предельного срока ареста, заявил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Зверева Юрий Кулиев. "Предельный срок содержания под стражей по статье 210 ч 1 УК РФ, которую вменяют Звереву, составляет полтора года. Следствие не успевало в тридцатидневный срок до предельного нахождения под стражей предъявить Звереву обвинение, объем постановления о привлечении в качестве обвиняемого не давал такой возможности", - пояснил он.
По его словам, специально назначенный для этого следователь-криминалист должен был прочитать Звереву 13 томов дела на 3226 листах. "К 25 апреля следователь прочитал всего четыре тома постановления, с девятью томами Зверев не был ознакомлен. 26 апреля следователь начал ознакомление с пятым томом. В этот день я должен был уходить в суд, что было согласовано со следователем. Однако в кабинет зашел руководитель следственной группы, начальник отдела и сказал прекратить ознакомление с постановлением, объяснить суть обвинения в двух словах и допросить. Это при том, что Звереву добавили в обвинение новые эпизоды, десять новых статей. Мой подзащитный настаивал на ознакомлении с постановлением", - рассказал Юрий Кулиев.
Он заявил о нарушении конституционных и процессуальных прав своего подзащитного. "В материалах дела есть график, согласно которому за восемь дней нас ознакомили с четырьмя томами дела. То есть 26 апреля нас хотели ознакомить еще с девятью томами дела. Это грубое нарушение", - сказал адвокат.
В ночь со 2 на 3 мая у Зверева случился приступ эпилепсии, его перевели в санчасть СИЗО и на два дня освободили от этапа, сообщил Юрий Кулиев. "Я уехал. Но следователь поехал в СИЗО и каким-то образом зашел в санчасть, где объявил Звереву, что «дело окончено». Зверев опять заявил, что он находится без защитника и его права нарушены", - рассказал он. Следствие считает, что Зверев сам отказался ознакомиться со всеми материалами дела, отметил адвокат.
По его словам, Звереву вменяют 18 эпизодов по статьям об организации преступной группы, мошенничестве, провокации коммерческого подкупа, фальсификации доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности.
Адвокат Евгения Щура Константин Новиков также заявил корреспонденту "Кавказского узла", что его подзащитного не полностью ознакомили с 13-томным обвинением. "Ему предъявлена только часть в размере 700 страниц", - сказал он.
Он заявил о безосновательно предъявленных его подзащитному обвинениях. "Я не представляю, как может мой подзащитный признать вину по непредъявленному ему обвинению, если даже никто из адвокатов не может понять и объяснить ему, почему следствие законные сделки признает не только незаконными, но и преступными", - сказал он.
Тот факт, что сделок было много, сам по себе организации преступного сообщества не означает, добавил Новиков. "Из трактовки следствием понятия преступного сообщества следует, что таковым следствие может признать любой бизнес, в котором задействовано больше одного человека и заключается больше одной сделки. Как шутят следователи, создавая любую фирму, вы создаете преступное сообщество, за что по ст. 210 УК РФ предусмотрено наказание до 20 лет лишения свободы", - пояснил адвокат.
В деле говорится и о реальных нарушениях закона, но Евгений Щур к ним непричастен, заявил Константин Новиков. По его словам, ряд фигурантов дела жаловались ему на принуждение к оговору Щура. "К сожалению, для решения проблем страхования в регионе государственные структуры не церемонятся с выбором средств, и при таких обстоятельствах мне сложно обвинять тех людей, которые, чтобы не оказаться в СИЗО рядом с моим подзащитным, что-то выдавили из себя о том, что якобы мой подзащитный о чем-то мог слышать или мог знать, что и легло в основу этой части обвинения", - сказал Новиков.
"Уголовное дело находится на завершающей стадии расследования. В нем восемь эпизодов. Семь эпизодов по ст. 159 прим. 5 (мошенничество в сфере страхования) и один эпизод по ч. 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере). Речь идет о сотнях фиктивных ДТП", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" старший помощник руководителя СУ СКР по Волгоградской области Наталья Куницкая.
Комментариями следствия относительно заявлений адвокатов о неполном ознакомлении их подзащитных с материалами дела "Кавказский узел" не располагает.