ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На протяжении двух десятилетий в небольших городах и селах Ингушетии с наступлением жары прекращается подача воды, и люди остаются без воды все лето. Нынешнее лето не стало исключением, в ряде населённых пунктов воды нет уже две недели. Однако осенью, когда вновь начинают работать насосы и вода вновь подается в дома, происходят массовые аварии на водопроводных сетях. Их никто не чинит, люди сами нанимают экскаваторы и собственными силами ремонтируют трубы, рассказали "Кавказскому узлу" жители Плиево, Троицкой, Насыр-Корта, а также городов Сунжа и Карабулак.
Как писал "Кавказский узел", 2 июля глава ингушского водоканала был уволен на фоне жалоб местных жителей. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров раскритиковал работу директора ГУП "ИнгушрегионВодоканал" Муслима Дзейтова из-за проблем с водоснабжением населенных пунктов в летнее время. МРСК Северного Кавказа сообщила о почти 115 миллионах рублей долга предприятия перед энергетиками.
Проблема с водоснабжением не решается на протяжении 20 лет, власти бездействуют, пожаловался корреспонденту "Кавказского узла" житель села Плиево Магомед Г.
"Раньше хотя бы по ночам вода шла, в последние два-три года летом вообще ни капли... Начиная с конца мая по середину сентября... дефицит. На неоднократные жалобы... местные власти... просто разводили руками, всегда находили какие-то отговорки, ...что якобы не хватает каких-то насосов, башен... Это антисанитария - ни помыться, ни постирать", - сказал он.
По словам Магомеда, как только осенью дают воду, везде начинаются порывы центральной линии водопровода - трубы ветхие, еще с советских времен их никто не менял. "Приходилось вызывать экскаватор и собственными силами ремонтировать эти трубы", - сказал он.
"Воду мы берем кто как: кто у соседей, у кого есть колодец, а в последнее время стали присылать какие-то... водовозки, но воды не хватает", - добавил Магомед. Воды не хватает также домашнему скоту, и тем более на полив сада и огорода, рассказал он. "Нас никто не слышит. Некоторые хотят переселиться в другие села, где идет вода", - отметил житель села.
В ответ на возросший спрос на питьевую воду поставщики резко повысили цены, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель села Плиево Батыр Илиев.
"Две недели вода вообще не идет. У нас по улице три или четыре колодца (резервуара. — Прим. "Кавказского узла") туда заливают воду. Мы покупаем восьмитонник (восьмикубовая цистерна. — Прим. "Кавказского узла"), нам хватает их наполнить", - пояснил Илиев.
Он рассказал, что как только воду перекрыли, цена сразу же подскочила. Четырехкубовая цистерна 1000 рублей стоила, а теперь 1500 рублей, восьмикубовая стоила 2000 рублей, теперь 2500 рублей, привел пример Илиев.
Для того, чтобы постирать белье, приходится обращаться к родственникам, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель села Плиево Ахмед.
"Вода с кранов исчезла после мархаш (трехдневного праздника Ураза-байрам)... ни ночью, ни днем не идет ни одной капли... У нас колодца нет, мы берем воду у соседей, они тут дольше живут, у них колодец есть", - сказал он.
Если небольшие вещи можно хоть как-то постирать, то "что-то объемное...собираем в баулы и отправляем к сестре в другое село, у нее вода идет", - пояснил Ахмед.
В других населенных пунктах жители также испытывают проблемы с водоснабжением.
"В Карабулаке с водой проблемы не везде, но по улице Орджоникидзе... ближе к реке, воды не бывает днем, только ночью появляется, напор очень слабый, и рано утром исчезает. Поэтому пользуемся той водой, что успеваем набрать за ночь", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель города Карабулак Руслан Муцольгов.
Он отметил, что это бывало и раньше - летом стабильно месяца два воды нет днем, но бывает что пару недель воды нет вообще. "Колодец у нас есть, но проблема не решается, он при таком напоре не успевает набраться даже за ночь. Мы еще и живем на возвышенности, поэтому вода сюда не поднимается", - пожаловался Руслан.
"В Троицкой вода начинает идти ночью... Мы в прошлом году обращались к главе села, на что он ответил, что нет денег на новый насос, потом переключили нас на новую линию, но с наступлением лета мы все равно мы мучаемся без воды", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" жительница станицы Милана.
Воду на готовку приходится покупать, а на стирку набирать ночью, приходится... "караулить, не ложиться и по каплям набирать эту воду", сказала она.
В Сунже сильных перебоев нет, проблемы есть местами, сказал корреспонденту "Кавказского узла" местный житель Беслан.
"У нас вода идет хорошо, но в жару напор слабоватый бывает. В прошлом году были проблемы, перекрыли даже краны на "башне" (место коллективного бесплатного набора воды. — Прим. "Кавказского узла"), там многие воду набирали", - пояснил он. Трубопроводы в плохом состоянии, их вроде меняют, но особо ничего не меняется, сказал Беслан.
Житель села Насыр-Корт Магомед решает проблемы с водоснабжением своими силами, рассказал он корреспонденту "Кавказского узла". "Я установил себе насосную автоматическую станцию и колодец, ночью она автоматически набирает воду в колодец", - пояснил он.
Пресс-секретарь администрации Назрановского района Али Измайлов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что проблема с водоснабжением связана со слабыми насосами. "Из Альтиевского водозабора вода не поступает в Плиево, в связи с этим решено заменить насосы на более мощные, работы ведутся, вчера начали заменять, в ближайшее время наладят подачу воды", - пояснил он.
Измайлов также сообщил, что ранее были установлены резервуары (башни) для воды, круглосуточно работают четыре водовоза. В ближайшее время проблема будет решена, сказал пресс-секретарь. Причиной сложившейся ситуации он назвал прирост населения и аномально жаркую погоду. "Альтиевский водозабор не выдерживает такого объема", - уточнил Измайлов.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей других населенных пунктов республики, жители которых обвиняют власти в бездействии.