03:31 / 09.07.2018Социологи сравнили условия адаптации сирийских беженцев в Адыгее и Карачаево-Черкесии

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Студенты и ученые Высшей школы экономики отправились в Адыгею для изучения условий жизни сирийских черкесов, которые решили вернуться на историческую родину. И в Адыгее, и в Карачаево-Черкесии у сирийских беженцев одинаковые проблемы - оформление документов и трудности с устройством на работу, отметили участники экспедиции. При этом, по их словам, жизнь репатриантов в Адыгее намного легче, чем в Карачаево-Черкесии.

"Кавказский узел" писал, что в связи с активными боевыми действиями в Сирии в регионы Северного и Южного Кавказа стали приезжать сирийские черкесы. Активную поддержку репатриантам оказывают жители Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, так как помощь нуждающимся - часть культуры адыгов, отметили опрошенные "Кавказским узлом" ученые, общественные деятели и журналисты. Ранее сирийские черкесы жаловались на сложности с получением российского гражданства.

Сообщение о том, что до 12 июля студенты и научные сотрудники Высшей школы экономики будут изучать проблемы адаптации сирийских черкесов в Адыгее, поступило на SMS-сервис "Кавказского узла" 3 июля.

Пользователи WhatsApp могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram - на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

Экспедиция в Адыгею осуществляется в рамках проекта "Открываем Россию заново", сообщила корреспонденту "Кавказского узла" одна из руководителей экспедиции, кандидат политических наук Алиса Шишкина.

"Вот уже несколько лет идет проект "Открываем Россию заново", в рамках которого студенты отправляются в регионы России для изучения политических, экономических  и культурных сфер жизни. А в Высшей школе экономики у нас есть научно-учебная лаборатория мониторинга рисков социально-политической дестабилизации, и мы в основном изучаем Ближний Восток, так как этот регион отличается максимальной нестабильностью. В рамках этого мы изучаем и сирийских переселенцев. Это в основном репатрианты, которые были переселены после Кавказской войны в Сирию, Иорданию, Турцию и другие страны. Они возвращаются после сирийского кризиса на территории, которые когда-то покидали их предки. То есть это не совсем беженцы, а именно репатрианты", - рассказала Шишкина.

Кавказская война, длившаяся с 1763 по 1864 год, поставила адыгские народы на грань полного исчезновения. После войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось немногим более 50 тысяч человек. Черкесские организации настаивают на том, что власти России должны принять решение о признании геноцида черкесов во время Кавказской войны.  

По ее словам, в рамках экспедиции они изучают проблемы и трудности, с которыми сталкиваются переселенцы.

"При исследовании черкесов Адыгеи перед экспедицией поставлены задачи изучения состояния репатриантов, условий их проживания и адаптации и проблем, с которыми они сталкиваются в ходе переселения. У нас здесь представлено два кампуса – московский, в основном состоящий из политологов и студентов отделения международных отношений, и петербургский, в котором представлены востоковеды. Всего 21 человек: 15 студентов и шесть руководителей. Такую экспедицию мы проводим второй раз. В прошлом году мы были в КЧР", - сообщила Шишкина.

Накануне поездки в Карачаево-Черкесию в июле 2017 года сотрудники лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизации национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" отметили, что прибывшие в Россию сирийские черкесы в основном остаются в Адыгее и Кабардино-Балкарии, тогда как в Карачаево-Черкесии их в десятки раз меньше.

По ее словам, студентов специально готовили к поездке.

"Мы делились со студентами результатами той нашей поездки, знакомили их с материалами о Кавказе, объясняли, как проводить интервью, как опрашивать людей. Специально набирали студентов, знающих арабский, чтобы они могли общаться с переселенцами в случае, если они не владеют адыгейским", - сообщила политолог.

Шишкина рассказала, что они уже побывали в аулах Мафэхабль, Эфипсип и Панахес, но собираются повторно посетить проживающих там переселенцев.

"Мы уже были в (аулах) Мафэхабле, Эфипсип и Панахес, еще планируем съездить в Эфипсип и Панахес повторно. Нам в экспедиции помогают Комитет республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации и организация "Адыгэ Хасэ". В основном все происходит через них. Они для нас организовывают поездки в те аулы, где живут репатрианты", - рассказала она.

Условия жизни переселенцев в Адыгее и Карачаево-Черкесии сильно отличаются

Шишкина отметила, что условия жизни переселенцев в Адыгее и Карачаево-Черкесии сильно отличаются.

"В прошлом году мы совершили экспедицию в КЧР и провели опросы в основном в Черкесске, Хабезе, Эрсаконе, Бавуко и Зеюко. В КЧР мало переселенцев, в том числе и из-за того, что в руководстве КЧР много карачаевцев. Это, скорее, один из главных факторов того, что туда мало переселенцев приезжает. То есть власти опасаются, что усилится черкесский элемент, и они стараются этого не допускать. В целом на лицо разница между условиями адаптации сирийских черкесов в Адыгее и КЧР. Переселенцы в Адыгее в большинстве своем знают адыгейский язык, и им намного проще было интегрироваться в общество. Многие отмечают, что в Сирии они поддерживали морально-этический кодекс адыгэ хабзэ (адыгская (черкесская) этико-философская доктрина, свод неписаных правил и законов, - прим. "Кавказского узла"), и для них практически не было культурного барьера. В целом в Адыгее больше черкесов из Сирии, чем в КЧР. Мафэхабль вообще был построен сначала для косовских адыгов, а теперь и для сирийских. В КЧР они проживают не так компактно, как в Адыгее, и в том числе поэтому их адаптация сложнее. В целом в Адыгее их жизнь проще, чем в КЧР", - поделилась своими впечатлениями политолог.

При этом Шишкина подчеркнула, что у переселенцев практически одинаковые проблемы как в Адыгее, так и в КЧР.

"Проблемы у репатриантов одинаковы везде. Это документы и проблема устроиться на работу. У переселенцев в КЧР больше бытовых проблем, потому что они в меньшей степени владеют черкесским языком. Сложности возникают еще в том, что нет документальной поддержки - им не предоставляют статуса беженцев. Только один человек смог получить статус беженца. Возникают сложности также при получении разрешения на работу, получении гражданства, так как надо сдавать экзамен по русскому языку, а это для них большая сложность. Это как в КЧР, так и в Адыгее. Молодым и в КЧР, и в Адыгее легче учить новый язык, найти работу и так далее, а представителям старшего поколения все это дается с большим трудом. Сложности возникают с работой из-за того, что многие в Сирии имели очень хорошую работу, а здесь приходится работать, скажем, в автосервисе. Это для них не по статусу, и поэтому они часто отказываются от такой работы", - рассказала Шишкина.

По ее словам, в Адыгее многие отмечают, что война в Сирии стала не причиной, а поводом вернуться на родину.

"То есть они не сбежали оттуда, а просто решили переехать. По результатам этой поездки мы планируем публиковать материалы аналитического характера на основе нашей базы данных, которую нам удастся собрать", - сообщила она.

Шишкина также отметила, что в России существуют ограничения для притока сирийских черкесов, и это связано с опасением руководства импортировать радикальные силы в регион.

"Речь о том, что ограничения притока сирийцев в Россию вызваны опасением руководства, что в кавказский регион могут приехать люди, которые подвержены влиянию всяких движений. Именно поэтомуим не предоставляют статус беженцев, создаются документальные проблемы. Но факт остается фактом, что переехавшие на родину сирийские черкесы не примыкали ни к одной из группировок в Сирии и были нейтральны", - подчеркнула она.

Россия игнорирует проблему сирийских беженцев

Одна из целей экспедиции – изучение феномена небольшого числа сирийских беженцев в России, притом что она самым непосредственным образом участвует в сирийском конфликте, сказал корреспонденту "Кавказского узла" соруководитель экспедиции, кандидат исторических наук, заместитель заведующего научно-учебной лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации ВШЭ Леонид Исаев.

"Мы, когда организовывали экспедиции - и эту в Адыгею, и прошлогоднюю в Карачаево-Черкесию, не ставили вопрос, чтобы изучать именно черкесов, которые сюда приезжают. Нам интересны были именно сирийцы, которые в ходе войны в Сирии приезжают в Россию. Почему в Россию? Потому что это страна, которая самым непосредственным образом участвует в сирийском конфликте. Из всех стран, которые принимают прямое или косвенное участие в сирийском конфликте, мы более всех игнорируем проблему беженцев. Такого ничтожно маленького количества сирийских беженцев, какое есть у России, нет нигде в мире. Мы этот феномен пытаемся изучить. Почему так получается, что мы, в том числе и военные, прикладываем немало усилий, чтобы сирийский кризис разрешить, но беженцев принимать не хотим. Другая сторона экспедиции – это понять, как местное население относится к ним, как оно принимает и воспринимает их", - сказал Исаев.  

Он отметил, что в России нет централизованных программ по поддержке переселенцев.

"Здесь у каждого своя судьба, и в общем-то во многом успех или неуспех переезда беженцев и их адаптации зависит от конкретного человека. Каких-то централизованных программ по их поддержке нет и на региональном, и на государственном уровне. Есть какие-то инициативы частные, ситуативные, кратковременные, которые помогают каким-то людям. Но в целом им не просто по многим вопросам. Во-первых, это дороговизна. Вопрос переезда – это вопрос серьезный в финансовом плане. Во-вторых, люди приезжают с детьми, им нужно трудоустраиваться, многие из них не знают русский язык, нужно отдавать детей в школу. С финансовой точки зрения это дело очень затратное. Что касается трудоустройства: да, тот, кто хочет, он работу найдет. Работу найти можно, может быть, не очень престижную, не соответствующую квалификации. Может быть, человек с высшим образованием, а ему приходится работать на стройке день и ночь в тяжелых условиях. Но можно. Те люди, с которыми мы говорили, в большинстве своем говорят о том, что в принципе, если хотеть работать, то работу найти можно, и зарабатывать какие-то деньги на то, чтобы здесь жить и помогать семье. Но это адский труд", - рассказал Исаев.

По его мнению, России нужна централизованная программа по адаптации репатриантов

"Здесь проблема, прежде всего финансовая, потому что у регионов денег нет. Мы говорим про регионы, в которых живут черкесы. Они далеко не благополучны в финансовом плане, зависят от дотаций из федерального бюджета, поэтому возможностей для того, чтобы дополнительно решать проблемы беженцев, у них нет. Тут многие социальные проблемы своих граждан не решены. И уровень жизни не очень высокий. Это дополнительная нагрузка на бюджет, если мы говорим о каком-то более массовом притоке переселенцев сюда. Здесь, конечно, нужна централизованная программа по адаптации репатриантов в России, но это, как мне кажется, прежде всего, вопрос финансовый. Нужно в федеральном бюджете искать на это деньги. Но количество беженцев измеряется миллионами сейчас. Существуют страхи относительно того, что этот переезд может оказаться массовым. По моим оценкам, массовым он, конечно, не будет. Но, тем не менее, чиновники этого опасаются. Ситуация финансово-экономическая не очень благоприятная в стране, поэтому лишних трат денег на сирийских беженцев никто не хочет. Поэтому это главная проблема, которая здесь существует. Все остальное имеет значение гораздо меньше", - отметил он.  

Он также добавил, что участники экспедиции пытаются систематизировать ту совокупность проблем, с которыми сталкиваются сирийские беженцы, и как-то сформулировать на экспертно-академическом уровне рекомендации о том, что можно было бы сделать в этой ситуации, и как можно было бы ее улучшить.

Местные адыги помогают переселенцам

Младший научный сотрудник научно-учебной лаборатория мониторинга рисков социально-политической дестабилизации ВШЭ Евгений Иванов отметил, что важную роль в жизни переселенцев играют местные адыги.

"Местные адыги играют очень важную роль в деле облегчения переселения сирийских черкесов в Адыгею. Они сильно помогают, самоорганизуются, и при наличии ограниченных ресурсов они делают реально очень многое для комфортной жизни переселенцев”, - сказал Иванов корреспонденту “Кавказского узла”.  

По его мнению, жизнь переселенцев стала бы еще более комфортной, если бы законы не создавали трудностей для них.

"Российское законодательство создает трудности для оформления документов. Например, переселенцы отмечают закон о соотечественниках, который учитывает только русскоговорящих соотечественников, выбрасывая людей со знанием других языков. Даже тех, кто владеет языком, признанным на региональном уровне в РФ, например, адыгейским. Таких людей закон отсеивает. Если бы закон о соотечественниках учитывал все языки, которые в России признаны национальными, это бы намного упростило получение для переселенцев вида на жительство, гражданства и других документов", - рассказал Иванов.

Он также отмечает, что глобально у всех переселенцев и в Адыгее, и в Карачаево-Черкесии одна проблема – получение документов.

"Интересна следующая разница. В Адыгее все репатрианты старались найти своих дальних родственников по базам данных, по родословной, то есть люди в основном возвращались по родовой линии, и их принимали. А в КЧР этого нет, так как отсюда мало черкесов уехало после Кавказской войны. Репатриантам в КЧР трудно найти какие-то родственные связи. Еще одно отличие в том, что в Адыгее обычным людям легче "добраться" до главы республики, поднимать какие-то вопросы и получать помощь на уровне региональных властей", - отметил младший научный сотрудник.

По его словам, в целом в Карачаево-Черкесии заведомо меньше ресурсов для переселения сирийских черкесов, чем в Адыгее.

"Если мы говорим о балансе между карачаевцами и черкесами в КЧР, то я думаю, карачаевцы, которые являются доминирующим этносом в республике, не боятся, что с приходом сирийских черкесов они перестанут быть доминирующим этносом. Здесь, скорее, проблема в социальной нагрузке, возникающей с приходом сирийских черкесов. Они боятся, что сирийские черкесы станут обузой для местного бюджета", - резюмировал Иванов.

Материалы о положении черкесских репатриантов в регионах Юга России "Кавказский узел" публикует на странице "Черкесский вопрос".

Автор:Гор Алексанян
09.07.2018 в 12:51Шмель
Назло нам? Ахахахаха это серьезно? Нам от них не особо жарко, а вот вы гемороя с ними поимеете. И прежде чем приглашать кого то , обеспечте им условия жизни, работу, постройте для них предприятия, больницы и т.д. 

Вы что из этого всего сделали?

09.07.2018 в 13:09суровый
А после начнуться припоминание обид,кто на чьей стороне воевал,и кто кого изгонял на чужбину.Но для этого действительно,нужен не ручеек репатриантов,а полноводный поток,сейчас их мало и эта тема не затрагивается,виноваты сейчас проклятые имперцы,на этом пока и ладят.
09.07.2018 в 07:58258
Они не черкесы а арабы турки кто угодно но не адыги они столько лет жили среди арабов и смешивплись с ними ничего адыгского в них не осталось
09.07.2018 в 09:48shura08.74@mail.ru
От черкесов в них ничего не осталось, 150 лет прошло как их предки выехали с Кавказа. Они уже давно арабы, с арабским мышлением, менталитетом  и образом жизни, что-то они не особо стремились на историческую родину , когда у них было все хорошо, и даже не вспоминали о ней! И какая уверенность что под видом жаждущих попасть на историческую родину невинных овечек, не приедут упоротые и отбитые на голову покемоны со своими чупа-чупсами!?
09.07.2018 в 16:50Максим Артурович Горный
Собаки лают ,а караван идет ! 
09.07.2018 в 14:12суровый
Девяностые-это нечто.Шабаш националистов всех мастей.Конечно же потерпевших.
09.07.2018 в 12:47Шмель
Аргументы посерьёзнее есть? внятные объяснения вашего взбрыка?
09.07.2018 в 12:42258
Адыги остались здесь и сохранили свою культ язык идентичность а эти смешались с аырикананцами ничего адыгского не сохранили
09.07.2018 в 17:49babayega
обеспечте им условия жизни, работу, постройте для них предприятия, больницы и т.д.

они построють ждите ога - максимум болтовня на форумах и мысленное обножение дедовского кинжала

09.07.2018 в 13:26Шмель
250 процентов так и будет. Пока им скармливают историю написаную ви90х из надёрганых фактов между которыми логические дыры. А ну как они освоятся настолько что решат эти дыры заполнить, "вспомнят " что они были из разных племён у которых как бы были границы обитания. Взять хотя бы гражданина который возле дерева в Адлере молился и который борется за присвоение статуса малого народа. Он один сейчас, а как их таких много станет?

Да и опять же, условий для приезжих не создают , думают условия сами вырастут как грибы? 

09.07.2018 в 20:35258
Горный ммм ....когда сюда придет караван чалмоголовых вспомни сказку о ледяной и лубяной избушке.как бы тебе не пришлось от этих т.н. адыгов бежать на чукотку а может даже на колыму.
09.07.2018 в 11:44Kansav
В психиатрическую клинику надо передать информацию о том, что у вас стадия обострения, при которой вы представляете угрозу для общества.
09.07.2018 в 18:14babayega
 гражданину который возле дерева в Адлере молился они даже штраф в 10 тысяч не могли собрать (ему пришлось клянчить у некой грузинки) за то митинги в его поддержку прошлись даже в турции
09.07.2018 в 18:36babayega
какой караван дурень? максимум гамновозка 
10.07.2018 в 11:44Dead Мороз
Kansav,+ за пост..
09.07.2018 в 12:40258
Слышишь башкой не надо биттся 5 раз а то весь мозг отбил пошли это арабье куда подальше своих мракобесов не знаем куда деть с их чупа чупсами в простынях с дырками для глаз мы их не пустим к нам не хочу чтобы кбр в в чупачипсию превращали пусть там и остаются здесь местным не хватает работы а ты если желаешь вещи их к себе и корми за свой счет
09.07.2018 в 17:05shura08.74@mail.ru
О еще один любитель караванов, песков, и верблюдов! Не доходит до отбитых на голову, что когда караван придет, уже поздно будет, и вся местная культура , включая язык, обычаи, и традиции канут в небытие и будут они жить по законам жителей пустыни , которые ничего кроме песков и верблюжих какашек не видели, а амбиций хоть отбавляй! Вот тогда завоют местные пустоголовки "патриоты" которые стеляться сейчас под кочевников и их образ жизни.
10.07.2018 в 12:16258
Вачовский дичь это быть птичкой🤣😎😅
09.07.2018 в 11:38Kansav
В репатриантах из Сирии больше адыгского, чем у платных троллей и прочих неудачников, пасущихся на этом сайте. И этот ручеек репатриации не останавливается ни на минуту назло вам. Даст бог, когда-то он станет полноводной рекой. Времена, когда все, кроме черкесов, имеют право на Черкесию, обязательно поменяются. 
10.07.2018 в 11:44Dead Мороз
все правильно сказал..не обращ внимание на эту дичь..
10.07.2018 в 22:47263
Пьем танцуем живем и дышим и будем пить ясно "черкес"
09.07.2018 в 13:22shura08.74@mail.ru
А чего в них адыгского такого осталось интересно? Вот из-за таких как ты "патриотов" республика наводниться беглыми боевиками, которые начнут здесь свою маленькую войну, и тогда ты первый будешь кричать , зачем их пустили и т.д. Эти патриоты бежали 150лет назад , когда их родина горела, и жили там не думали возвращаться, а теперь когда там куда бежали заполыхало , в них внезапно проснулась любовь к родине. Согласен со  Шмелем, мы себе не можем обеспечить лучшие условия жизни, еще и тащите в республику непонятно кого.
11.07.2018 в 10:53shura08.74@mail.ru
= Каждый кто вмешивает нашу кровь с другими - предатель, будь они в родине или за рубежом.= И человек с такими мозгами хочет приехать ?))))) Активисты которые пытаются их сюда притащить, одумайтесь! )))) Вот в итоге что вы получите! 
11.07.2018 в 09:46Ислъам Тыгъужъ
Не соблюдают ислам я о зарубежных говорю. более 50% черкесов пьют за рубежом. конечно, есть и соблюдавшие, но их очень мало. Черкесских вахабитов тут почти нет. Начет рыбы не правильно, черкесы как раз ее почти не ели. Восточно азиятсие народы едят рыбу, е все они почти коричнивые. И абадзехи не живут у побережья, но они в общем светлые.
11.07.2018 в 07:09263
Не живут по исламу ты написал.пьют алкоголь.по мне лучше пить чнм быть пещерным мракобесом который строит свою жизнь по книжке с конца написаннй в пустыне 1400 лет назад неграмотным пастухом верблюдов.да было у нас кже это все жизнь по исламу.убили 2000 чел.убивали просто всех кто носил погонв знахарей ученых этнографов.всех кто препочитал саои родные традиц а не кочевников которые не внесли в мир науку ничег кроме агресс идеологии из за которой во  уже столько веков не прекрптили резать как баранов.ципинов убили мусульмане.вот с тех пор длч меня ислам не скществует больше и я считаю что адыгам он не нужен если мы хотим ввжить в этом безумном мире где правда на стлроне сильных и богатых и даже всеввшний ничего не может изменить.
11.07.2018 в 10:02Ислъам Тыгъужъ
"для малых народов это полезно на физиологическом уровне" Как будто черкесы генетический очень схожие, особенно в Кабарде.. и вообще, у черкесов не принято взять родственных по кровьи, наоборот. Каждый кто вмешивает нашу кровь с другими - предатель, будь они в родине или за рубежом.
11.07.2018 в 10:58263
У тебя кьуэш пунктик на цвете кожи.ну я например светлый и зеленоглазый и что🤣
11.07.2018 в 00:12Ислъам Тыгъужъ
Сказки я не рассказываю. Кроме фактов я ничего не сказал. Смотрите коментарии - все обвиняют черкесов за рубежом, и я просто дал объективный ответ, и вам не понравилось. Объясните следующий факт: почему азиято-подобных черкесов в Родине больше, чем в диаспоре? Что это говорит о чистоте кровьи? Внешний вид человека рассказывает о его генетики. Если вы дружили с книгами то узнали бы что внешний черкесский вид, о котором писали иностранцы и русские в своих описаниях во время войны и до войны, совпадает больше с внешним видом зарубежных черкес. Абадзехи и Шапсуги жили в горах - поэтому они светлее равнинных черкесов, и они действительно сопротевлялись больше других - особенно Абадзехи. Я нигде не писал что они круче из-за этого, это вы так поняли. Наоборот, было бы лучше если они не сопротивлялись так сильно. Ты серьезно меня спрашиваешь почему я кинул Родину? Когда я кинул ее? Я здесь родился, в иордании. Что было то и было, и сейчас надо действовать правильно и вернутся на Родину. Другой факт - длинные борода в Родине больше, чем за рубежом. Девушки которые в хиджабе здесь танцуют народные танцы, они никак не похожи на исламистках в Родине. Кстати, я родной язык хорошо знаю, притом не только один диалект, хотя на Кабардинском диалекте говорю лучше.
10.07.2018 в 20:52263
Вы смешались с арабамт и и африкпнцами .сеазки не рассказывай.соблюдать имлам это что по твоему.вот и оставайтесь там раз вы "настоящие" хотя не зная язык называть себя настоящим это нкжно наглостью обладать.вы еще там а уже говорите что это вы адыги причем ни слова не зная на каб языке и жен своих вы кутаете по араб моде .а что будет когда вы сюда вернетесь нет уж не надо аы арабы .
09.07.2018 в 08:21Шмель
"Это в основном репатрианты, которые были переселены после Кавказской войны в Сирию, Иорданию, Турцию и другие страны. "

Вот эту фразу не понял. Так это те самые люди которые после 1864 года выехали с территории Кавказа? Так выходит из фразы?

И ещё одна деталь, если черкесские организации настаивают на признании геноцида то они автоматически должны признать то что являлись причиной потери свободы и попадания в рабство тысячь Российских подданных, так как торговля рабами была одна из важнейших статей дохода адыгов.

И так же нужно обязательно донести до репатриантов информацию о том что черкесы их принявшие являются потомками тех людей которые во время кавказкой войны перешли на сторону России и сражались против предков репатриантов в рядах Российской армии. Эта информация очень важна именно сейчас потому что если репатрианты узнают об этом по прошествии лет адаптации, это может вызвать серьёзный конфликт между ними и черкесами. 

10.07.2018 в 23:30shura08.74@mail.ru
Что же вы такие красавчики кинули всех и свалили отсюда, если вы больше всех сопротивлялись царизму? Вот из-за таких как ты , которые кричали что мы абадзехи или мы шапсуги или мы кабардинцы круче и били себя пяткой в грудь при этом не смогли объеденится в одну силу , хваля каждый своё болото, сейчас происходит то что происходит. Ты сейчас находясь там уже начинаешь качать свои права говоря о том что круче вас нет , прямо красавчики, и втаптываешь людей которые живут на земле которую вы оставили когда было плохо! А что будет когда такие как ты люди считающие себя лучше тех к кому приехали будут здесь? Снова устроите междоусобную войну? Я не против против того чтобы приехали черкесы , шапсуги, абадзехи, милости просим, но я против того чтобы сюда приехали наглухо арабизированые люди, замотанные в простыню женщины и мужчины с бородой до колен наглухо с отбитой головой и изначально агрессивно настроенных в связи со своей исключительностью! Живёте в диаспоре соблюдая обычаи и традиции своих предков, это к вашей чести! Но считать что ваша кровь более черкесская и вы выше на голову тех кто здесь остался это уже взгляды и веяния арабской ментальности, плевать в колодец из которого собираешься пить не делает чести и доблести о которой ты здесь заявляешь! 
13.07.2018 в 14:21Шмель
Это как раз то о чём я говорил, как только оклимаются, так и начнут выяснять у кого кровь чище и кто красивее и черкесее и у кого прав больше. Гражданин сам мои предсказания подтверждает.
13.07.2018 в 12:01Шмель
Да, жаль только вы забыли что абадзехи к примеру , до ислама прияняли христианство, так как христианство на кавказ пришло раньше. И абадзехов одних из последних исламизировали асманы, потому что абадзехи до последнего сопративлялись.  Кресты в лесу рубили аж до начала 20 века. 
14.07.2018 в 01:44Ислъам Тыгъужъ
Ничего не забыл я. Я сам атеист, мой младший брат почти атеист, мои родители мусульмане и знают об моем атеизме и никаких проблем нет, лично знаю 17 атеистов черкесов, из них 4 девушки, и одного другого абазинца.
10.07.2018 в 18:14Ислъам Тыгъужъ
Я живу в иордании. Горная черкесская кровь сохранилась лучше в диаспоре. Абадзехи и шапсуги, которые больше других сопротевлялись царизму, в большинстве находятся в диаспоре. Это те самые черкесы, котороыми иностранцы восхищались красотою. Я лично видел здесь среди них самых красивых людей в мире, по моему мнению. Не в Нальчике, не на ТВ таких не видел. Я был в Нальчике и в Чегеме, и, сравнив, могу спокойно сказать что кровь за рубежом более "черкесская". Да, язык они почти утратили. Но не могу сказать что черкесы в Родине соблюдают традиции лучше. В общем, уважение к старшим в диапоре соблюдается лучше. Конечно, как и в Родине, некоторые дураки смешивались кровью с окружающими народами, и их количество со временем к сожалению возрастается. В общем они ислам хорошо не соблюдают, и большинство молодежь пьют алгкоголь.
14.07.2018 в 02:45Ислъам Тыгъужъ
В Родине атеизм распространяется помедленнее. Интересно.
11.07.2018 в 00:44shura08.74@mail.ru
О каких фактах ты мне тут рассказываешь? Знаешь такое выражение « С лица воду не пить» ? Главное что в голове , а я смотрю ты зациклен исключительно на внешность. И я тебя уверяю что не те которые жили в горах светлей а те которые жили у моря включающие в свой рацион больше рыбы (фосфор) это о дружбе с книгами. Твои предки уехали и ассимилировались там, и ты их потомок говоришь о том что здесь дураки смешались кровью с другими народами. Да будет тебе известно , любитель и друг книг, что для малых народов это полезно на физиологическом уровне, как бы вы не кричали о чистоте крови. Действуй правильно чтобы вернуться, приезжай к равному к себе народу, а не задрав голову и рассказывая о своём превосходстве. Сделай вклад в науку, образование, медицину, а не в оболванивание народа, и возврату его в средневековье, мракобесие, и междоусобных войн на фоне исключительности! Ни с того начинаешь, говоря о том что ты в чём-то лучше тех к кому собираешься. 
14.07.2018 в 02:41Ислъам Тыгъужъ
В диаспоре тоже есть черкесы, у которых непонятно откуда взялись гены, которых есть много черкесее в родине. Если например африканец в детстве попал в германию и научился разговаривать на немецком, он не станет немцом, а останется африканцем. Вы говорите что не знающий черкесский язык не черкес. А зачем ему знать? Конечно надо знать, потому что в него течет черкесская кровь. А кровь это не только внешнось, это и проводка нейронов. Интеллект в значительной степени наследственный. Я дома на родном разговариваю, потому что у народа, который носит мою кровь, есть особый язык. Надо черкесам рожать больше детей, особенно у которых вид совпадает с старыми описаниями.
15.07.2018 в 09:56shura08.74@mail.ru
Слушай любитель книг, у тебя наверное любимая книга « Майн камф» , и кумир твой гитлерокъуэ адэлъби . Судя по твоему зацикливанию по теме чистоты крови и исключительности своей нации.
16.07.2018 в 00:16Ислъам Тыгъужъ

[Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Дискуссии проходят на русском языке.]

20.08.2018 в 15:17Джамшут
Малюсенькая горстка репатриантов в Адыгее и такая же мелочь в КЧР. И тут начинают социологические и другие исследования - чтобы раздуть из мухи слона. А на самом деле за последние 20 лет суммарно из двух миллионов живущих на чужбине вернулось не более 2(двух) тысяч. Это даже не один процент. бессовестные социологи