ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Четыре студента отобраны в Адыгее преподавателями Театрального института имени Бориса Щукина для обучения на целевых бюджетных местах московского вуза. Последний раз подобное происходило в республике в середине 2000-х годов, рассказали "Кавказскому узлу" в Министерстве культуры Адыгеи.
Конкурсный отбор проходил 3-5 июля в Национальном театре Адыгеи, участие в нем приняли около 30 человек.
Потребность в новых кадрах с театральным образованием для нас вопрос очень серьезный, заявил главный режиссер Национального театра Адыгеи Касей Хачегогу.
"Это важный вопрос не только для Адыгеи, но и для всех театров Северного Кавказа. Профессиональное обучение в лучших вузах страны, как это было раньше, поднимало творческий уровень всех театров Кавказа. Как только этого не стало, как только стали редко посылать студентов, актерское мастерство в театрах, на мой взгляд, резко ухудшилось. Артистов, которые проходили студийное обучение в хороших вузах, осталось 20-25 человек. Это по всему Кавказу, не только в Майкопе", - рассказал Касей Хачегогу корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, долгое время Национальный театр Адыгеи никого не отправлял на обучение в Москву или Санкт-Петербург.
Артистов, которые проходили студийное обучение в хороших вузах, осталось 20-25 человек. Это по всему Кавказу, не только в Майкопе
"Меня долго не было в Майкопе, так как руководил Русским театром в Северной Осетии, ставил спектакли в разных республиках. За это время театр в столичных вузах не обучал своих будущих актеров. Но они все обучались на местном уровне, у себя. Ребята, конечно, способные, талантливые, но прошло практически 16 лет - никто в ведущих вузах не обучался за это время. На мой взгляд, материально-технической базы, актерской базы на местах нет. Поэтому лучше всего обучать студентов в таких мегаполисах как Санкт-Петербург и Москва. Они видят разные театры, разную школу, разную режиссуру, больших серьезных актеров", - сказал главный режиссер театра.
Чтобы заполнить этот пробел Касей Хачегогу обратился с просьбой к руководству Адыгеи. "Ради этих мыслей я сразу пошел к главе Адыгеи и сказал, что у нас сейчас ситуация плохая. У нас молодых, совсем юных актеров нет, надо что-то делать. Глава пошел мне навстречу. Мы нашли общий язык с Щукинским институтом. Но сразу таланты не найдутся, это надо было года 2-3 искать их, по всем аулам и городам. За короткое время пришло не много. Из того немногого отбор был очень серьезный, четырех человек отобрали. Я сам присутствовал в комиссии, педагоги строго отбирали, не шли на поводу", - рассказал он.
Хачегогу отметил, что студенты получат в Москве основу актерского мастерства, поднимут театральную культуру, увидят "много разного театрального в столице". "За годы обучения они могут посмотреть много разных театров. Москва – это театральная Мекка своеобразная. Я ожидаю актерское мастерство и базу. Щукинский институт считается одним из самых лучших театральных вузов страны, поэтому однозначно надежды большие", - сказал режиссер, отметив, что сейчас самые востребованные в Адыгее – актеры театра и кино.
Заведующая литературно-драматической частью Национального театра Адыгеи Нафсэт Нужиева рассказала, что желающих поступить в Щуку было около 30 человек.
"Желающих было около 30 человек от 18 до 23 лет, из них были отобраны четверо: Бэлла Богус, Артур Набоков, Тамрико Осадзе и Джамбулат Багов. Все абитуриенты должны были сдавать русский язык и литературу, а также сценическую речь, сценическое движение, этюды, басни и вокал", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Нужиева.
В течение года артисты театра занимались с желающими по двум предметам: сценическая речь и сценическое движение. Занимались на двух языках - на русском и адыгейском
По ее словам, сотрудники Нацтеатра около года занимались подготовкой отбора. "В течение года артисты театра занимались с желающими по двум предметам: сценическая речь и сценическое движение. Причем они занимались на двух языках - на русском и адыгейском. Сначала было много желающих, но со временем их стало меньше. В мае мы узнали даты приезда комиссии из Москвы. В июле к нам приехали три специалиста из Москвы: декан актерского факультета института им.Бориса Щукина Татьяна Поливанова, руководитель курса, профессор Владимир Сажин и преподаватель института им.Щукина Валерий Маркин. В течение трех дней, с 3 по 5 июля, они проводили отбор и по итогам просмотров отобрали четырех человек", - сообщила Нужиева.
Она отметила, что со студентами будет заключен договор о том, что они после обучения должны вернуться в Адыгею и работать в Нацтеатре пять лет.
"За обучение будет платить сама республика, также студентам будет выделяться стипендия в размере двух тысяч рублей, им обеспечен бесплатный проезд на все виды транспорта. Республика обеспечивает также необходимыми национальными костюмами, преподаванием адыгейского языка, культуры и быта адыгов, потому что они должны знать все это. Последний раз подобное происходило в 2005 году. Тогда преподаватели ГИТИСа приезжали в Адыгею и на месте проводили обучение. Ребята, с которыми занимались специалисты ГИТИСа, сейчас составляют молодежную часть труппы театра. Сейчас у нас катастрофическая нехватка кадров", - сказал Нафсэт Нужиева.
У Национального театра Адыгеи богатый опыт сотрудничества с ведущими театральными вузами страны, но с институтом имени Бориса Щукина подобное сотрудничество впервые, сообщила начальник отдела искусств Министерства культуры Республики Адыгея Бэлла Шеуджен.
"Студенты после обучения обязаны будут вернуться в Адыгею для работы в местном театре. Это согласно договору, который будет подписан между Национальным театром Адыгеи и студентами. Сейчас юристы готовят договор. В последний раз за счет бюджета Адыгеи мы обучали студентов в середине 2000-х годов. Выпускники этих курсов сейчас составляют молодую часть артистов Национального театра", - сообщила она.
Это живой язык и живые истории, которые, хотелось бы, чтобы были более актуальными. Тогда и молодежь будет чаще посещать театр
По ее словам, нет риска относительно того, что студенты могут не вернуться, потому что у них будут обязательства перед Национальным театром. "Мы же понимаем, что жизнь намного многообразнее, чем многие заранее подготовленные сценарии, но Национальный театр и студенты должны стремиться к сотрудничеству и совместной работе. После подписания договора у студентов будут обязательства вернуться после обучения и работать в театре. Это та задача, которая поставлена перед специалистами", - отметила Шеуджен.
Житель Майкопа Заур Жане ходит в Нацтеатр в Майкопе, хотя и не часто, и в целом доволен театром. "Последний раз был где-то около года назад, но собираемся сходить на ближайший спектакль. Нам очень нужен Национальный театр. Это живой язык и живые истории, которые хотелось бы, чтобы были более актуальными. Тогда и молодежь будет чаще посещать театр", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По его мнению, новые кадры, которые получат образование в Москве, могут вернуться и изменить ситуацию в Адыгее. "Новая волна студентов из Москвы может привлечь внимание к нашему театру. Мне лично очень интересно будет наблюдать за игрой артистов, получивших образование в Москве", - отметил Жане.
Всего две новые постановки, и народ уже обсуждает изменения театра
Житель Майкопа Рустем Псеунов отмечает, что ходит на все премьеры театра. "С учетом того, что у нас новый режиссер и у него пока две постановки, то мне все нравится. Его спектакли не несут только национальный характер. Он делает более классические спектакли, да еще и на русском языке. То есть у него более разнообразный репертуар", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Псеунов уже знает, что театр отправляет четырех студентов в Москву на обучение, но сомневается, что они смогут коренным образом изменить отношение местных жителей к театру.
"Мне нравится, что у нас есть свои неплохие актеры и скоро у нас будет четыре новых артиста. Так как актеры, к сожалению, с годами не молодеют, и их в конце концов кто-то должен сменить. Мне не кажется, что новые артисты смогут заставить жителей чаще ходить в театр, а вот режиссерская работа это может сделать. Потому что всего две новые постановки, и народ уже обсуждает изменения театра", - рассказал житель Майкопа. Он также выразил надежду, что в скором времени театр отремонтируют.
Я знала одного человека с консерваторским образованием, который рвался на родину. Приехал, но в родном театре получал только арии трактористов и вскоре уехал. Актер даже с прекрасным столичным образованием не сможет изменить ситуацию, если вся система театрального дела дает сбой, Нужно обновление во всем - надо формировать культуру походов в театр у людей; надо думать о репертуаре; надо, чтобы здание театра было привлекательным для людей, а не встречало зрителей падающей штукатуркой и запахом плесени и затхлости. Что толку, если обученный в столице актер будет играть слабую пьесу да еще в архаичных декорациях? Тут еще много работы. И это проблемы не Адыгеи, это общая проблема в стране.