ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Суд принял решение продлить срок домашнего ареста Альберту Хамхоеву еще на два месяца. Допрос свидетелей обвинения на процессе жителя Ингушетии вновь не состоялся. Их местонахождение выяснить не удалось, заявил судья.
Как сообщал "Кавказский узел", житель Ингушетии Альберт Хамхоев был задержан после нападения боевиков на пост ДПС в Яндаре 5 ноября 2017 года. Ему было предъявлено обвинение в незаконном хранении оружия. Ранее родители и брат Хамхоева сообщили суду, что силовики избили его при задержании, а затем подбросили ему пистолет. 26 июня свидетели подтвердили в суде версию Хамхоева о подброшенном ему пистолете. 28 июня оперативник ингушского центра "Э" Иса Аспиев, ныне осужденный по делу о пытках, открестился от участия в задержании Альберта Хамхоева. Тимур Албаков, бывший сотрудник ингушского центра "Э", дал показания в пользу Хамхоева и подтвердил доводы защиты.
Хамхоев после задержания подвергся пыткам, но отказался признать вину. По словам отца, Альберт в день нападения находился на спортивных сборах в Москве, откуда вернулся только 9 ноября 2017 года, то есть через четыре дня после нападения на пост. Арест сына он связал со знакомством с одним из убитых в Яндаре. "Сын рассказывал, что пытали его электрическим током, требовали, чтобы он оговорил себя и признал, что пистолет, который ему засунули за пояс брюк, – это его оружие, а ведь экспертиза не обнаружила отпечатков пальцев сына на этом пистолете", - сказала ранее "Кавказскому узлу" мать Альберта Аза Хамхоева.
На заседании суда, намеченном на 11 августа, была намечена видеоконференция со свидетелями - понятыми, присутствовавшими при обыске. Однако их местонахождение суду так и не удалось выяснить. «Суд все свои возможности исчерпал. По своим адресам понятые не проживают» - заявил судья.
Защита Альберта Хамхоева вступила против оглашения показаний обоих свидетелей, которых не смогли разыскать приставы.
"Если полицейские не смогли их найти, то были ли они вообще при обыске?" - задался вопросом адвокат Джабраил Куриев, добавив, что "раз государство кого-то обвиняет, то пусть уж изволит предоставить нужных ему самому свидетелей обвинения".
Исполняющий обязанности начальника ЦПЭ по Ингушетии Ибрагим Эльджаркиев, который посетил судебное заседание, на вопрос, давал ли он указания подбрасывать оружие, заявил, что не требовал вообще ни от кого подбрасывать оружие. Конфликт с Албаковым он объяснил тем, что тот пришел на строевой смотр без формы, причем это случилось повторно.
Напомним, на заседании суда 31 июля бывший сотрудник ингушского центра "Э" Тимур Албаков заявил суду, что его руководитель заставлял его подбросить пистолет задержанному Альберту Хамхоеву. Как сообщил свидетель, он отказался выполнить это требование и возникший из-за этого конфликт с начальством привел к его увольнению. "При задержании Хамхоева Альберта меня вызвали в кабинет [руководства] и сказали, что нужно подбросить пистолет во время обыска. Но я отказался, после этого пошло давление, угрозы", - заявил он.
В ходе обмена репликами с защитой, и.о. начальника центра «Э» заявил, что они задерживали многих, но только Хамхоев возмущается.
Следующий процесс был назначен на 23 августа в 15.00 мск.
Ранее представитель "Комитета против пыток"* Константин Гусев указал "Кавказскому узлу", что уголовное дело против Альберта Хамхоева начинает пересекаться с делом о пытках в ингушском ЦПЭ, которое рассматривается в суде в Нальчике. По словам Гусева, "один и тот же силовик" фигурирует в обоих этих делах. Приговор сотрудникам ингушского ЦПЭ, в том числе руководителю структуры Тимуру Хамхоеву, был вынесен 27 июля. Сроки, назначенные Хамхоеву и его коллегам, оказались значительно меньше, чем требовало обвинение.
Об эпизодах дела сотрудников ингушского ЦПЭ подробно рассказывается в материале "Кавказского узла" "Пытки, убийства и шантаж — борьба с экстремизмом в Ингушетии".
* Комитет против пыток был внесен в реестр НКО-иноагентов в 2015 году. В связи с этим руководители ликвидировали организацию и создали новое юрлицо — "Комитет по предотвращению пыток", который также был внесен в список иноагентов, организация была закрыта. В настоящее время "Комитет против пыток" работает как незарегистрированное общественное объединение.