Российские власти отказались от намерения закрыть до конца этого года все лагеря чеченских беженцев в Ингушетии, однако судьба беженцев не прекращает вызывать беспокойство.
20 декабря закончился срок, установленный согласно официальному решению для ликвидации лагерей чеченских беженцев, находящихся в Ингушетии. По словам Тоби Ланзера, главы миссии ООН по гуманитарным вопросам, официальные лица больше не называют точной даты закрытия лагерей.
Несмотря на это, среди чеченских беженцев ходят слухи, что до 10 января им всем придется покинуть свои палатки и вернуться в Чечню, в ПВРы.
Директор московского офиса международной правозащитной организации "Human Rights Watch" (HRW) Анна Нейстат заявила после 10-дневной поездки по городкам переселенцев из Чечни, что реальной альтернативы закрываемым палаточным лагерям для проживания беженцев в Ингушетии не существует.
"Те помещения, которые Миграционная служба Ингушетии готова предоставить для размещения беженцев, фактически являются "потемкинскими деревнями", - утверждает Нейстат. - "Мы проехали по всему списку, предоставленному миграционными властями, и ничего пригодного для жилья не обнаружили", - сказала она.
Властям пока удалось ликвидировать лагерь "Иман", расположенный в Аки-юрте. Следующими "в очереди" стояли лагеря в станице Орджоникидзевская. Жители двух городков - "Алина" и "Бэла" - наотрез отказались вернуться в Чечню. В других же лагерях на территории Ингушетии стали частыми перебои с подачей газа и электроснабжения, что в условиях зимних холодов, по словам самих беженцев, является попыткой побудить их вернуться на родину.
В Ингушетии, по последним официальным данным, осталось около семидесяти тысяч человек. На самом деле число вынужденных переселенцев намного выше. Очень много людей выезжают из Чечни на зиму, снимают за деньги частное жилье, лишь изредка навещая оставшихся родственников в Чечне. Эти люди нигде не зарегистрированы (в Ингушетии прибывших беженцев перестали регистрировать около двух лет назад), но они тоже сбежали от войны. А в официальные данные входят те, кто получает гуманитарную помощь от международных организаций и зарегистрировался в местной милиции.